svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео

Выжить в ледяной пустыне: транс-азиатская экспедиция Volkswagen Amarok

Караван из 8 машин преодолел 14,8 тысяч километров по семи странам

Шестой, завершающий этап экспедиции стартовал в столице Монголии, Улан-Баторе. Участникам предстояло проехать около 3 тысяч километров до финиша на космодроме Восточный.

День первый: Улан-Батор – Чойбалсан.

Самая большая конная статуя в мире и климатические аномалии.

Главная достопримечательность Монголии - огромная статуя Чингисхана. Расположение - более чем сомнительное, ближайший населенный пункт в десятках километров.

Главной достопримечательностью этого дня стала статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге, примерно в 40 километрах от Улан-Батора. Памятник высотой 40 метров получил статус самого высокого конного изваяния в мире, на него ушло 250 тонн нержавеющей стали. Вокруг начато строительство тематического парка, в котором разместятся 1000 скульптур конных воинов в натуральную величину. За определенную сумму можно заказать одному из них свое лицо. Правда, насколько такая услуга популярна, неизвестно.

Далее – почти 700 километров до места ночевки. Равнинная местность быстро сменилась небольшими горами, хороший асфальт закончился, разбитая асфальтированная дорога периодически сменяется грунтовкой. Плюс один – за рулем не хочется спать даже после долгого ночного перелета. Еще один интересный момент: резкая смена температур и заснеженности, за 100 километров несколько раз сугробы и минус 20 могут смениться бесснежной местностью и температура скакнуть на 10 градусов вверх. Чем объясняется такое климатическое явление, так и осталось загадкой.

День второй: Чойбалсан – граница – Чернышевск.

Ледяная пустыня, пробитые колеса и проблемы на границе.

Небольшой монгольский городок весь в огнях – видимо, желание людей хоть как-то скрасить свое существование посреди ледяной пустыни. А местность вне города выглядит именно так – нещадно продуваемые ветрами бескрайние белые просторы, где на много километров вокруг можно не встретить никого. Дорога – слегка прикатанная колея, после снегопада ее будет уже не найти. И именно эта дорога принесла одному из экипажей неожиданный сюрприз – пробитое колесо. Дорога накатана вдоль железнодорожной ветки, рельсы в свое время были огорожены от животных колючей проволокой, остатки которой ветром размотало по степи. Колесо быстро заменили, но приключения второго дня на этом не закончились.

Вернуться в родную страну оказалось непросто. Работники затерянного в снегах пограничного перехода Чуулунхороот – Соловьевск пришли в полную растерянность, когда к ним пожаловало сразу восемь автомобилей. Видимо решили, что с таким наплывом посетителей они не справятся и вызвали командированного ФСБшника из ближайшего города. Так что даже попасть на сам погранпереход удалось не сразу – приезда ответственного лица пришлось подождать минут 40.

Оформление также оказалось не быстрым – каждому задали массу самых странных вопросов от "почему так часто выезжаете за границу" до "не обращались ли к вам с какими-либо просьбами сотрудники иностранных спецслужб". Перетрясли все автомобили – наибольшее количество вопросов вызвали цепи противоскольжения, казалось бы, так актуальные в тех регионах, вроде должны бы знать, что это и зачем они нужны, и фотоаппаратура. Времени было потрачено очень много, более трех часов, поэтому после границы пришлось сильно нагонять – по темноте и разбитым обледенелым дорогам.

Россия встретила знаменитыми "амурскими волнами" – особенность местности такова, что даже новая дорога уже через несколько лет идет волнами, движение напоминает корабельную прогулку по неспокойному морю. Ночевать планировалось в палатках, не доезжая 100 километров до Чернышевска, но температура резко снизилась, перешагнув отметку в минус 20, и решили доехать-таки в ночи до города, где есть гостиницы.

День третий: Чернышевск – Сковородино.

По следам желтой "Калины", трасса "Амур" и вальс пикапов.

Из-за вынужденного перепробега накануне, день оказался значительно проще, даже несмотря на то, что начался он с того, что одна из машин отказалась заводиться. Пришлось греть тепловой пушкой. Надо сказать, что это был единственный подобный случай за всю поездку. Около 500 километров по трассе "Амур" пролетели практически незаметно. По сравнению с тем, где приходилось пробираться раньше, дорога показалась просто идеальной, не мешала даже вздымающаяся машинами впереди поземка. Разъезд со встречными автомобилями превращался в миниатюрную снежную бурю, но после вчерашних обледенелых серпантинов в темноте трасса показалась идеальной, так что доехали быстро и весело, даже заехали порезвиться и покрутить "пятаки" на стоянку для фур – полный привод, как-никак. Правда, наш автомобиль после таких экспериментов покинула ESP, выдав критическую ошибку. Через 100 километров система сама пришла в норму.

День четвертый: Сковородино – Углегорск.

Жизнь в режимном городе.

Углегорск, как и вся территория космодрома, имеет статус ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Въезд – строго по пропускам. Город, сказать по правде, вызывает очень угнетающее впечатление – стоящие рядами типовые пятиэтажки, все остальное – заброшенные развалины. Несколько магазинов, да одно кафе – вот все развлечения для жителей. Есть еще музей космонавтики на несколько залов, присутствует несколько интересных экспонатов, вроде скафандров для приводнения, но весь музей можно изучить за 15 минут. При музее – сувенирная лавка непонятно для кого, учитывая то, что город закрытый. Цены – действительно космические, куртка с логотипом от 20 тысяч рублей.

День пятый: космодром Восточный

"Подними голову" - официальный лозунг нового космодрома, он же красуется на пусковой башне.

На космодром отправились с пафосом – во главе колонны машина ДПС с мигалками. Замыкают – тоже ДПС. По режимной территории разрешено передвигаться только так. Отдельно располагается технический комплекс, отдельно – стартовый стол, с которого пока была запущена только одна ракета. Пуск состоялся 28 апреля 2016 года, был осуществлен вывод на орбиту трех искусственных спутников. Именно место старта и стало финалом экспедиции, в течение которой было пройдено 14,8 тысяч километров по территории 7 стран.

Клейменова Софья