Сквозь призму времени: тест-драйв Skoda Octavia 1962 года

Провести несколько дней за рулем автомобиля середины прошлого века – бесценный опыт.

От современных машин автомобили того времени отличаются чуть более, чем полностью. Некоторые решения вызывают огромные вопросы – например, лючок бензобака открывается колечком, из салона. Все почти привычно, но колечко это находится рядом с задним диваном, справа. То есть, упрятать его еще дальше от водителя невозможно даже специально. Но, видимо, о таких вещах, как эргономика, тогда еще не задумывались, а технически так сделать оказалось проще.

Колечко, открывающее лючок бензобака, находится рядом с задним диваном, справа.

Еще одна странность – автомобили имеют только одно боковое зеркало заднего вида - левое, плюс салонное. Почему «зажали» второе боковое – остается загадкой, конструкция машины никак не мешает его установить. Хотя, возможно, при траффике тех времен зеркала вообще не особо были нужны.

Автомобили имеют только одно боковое зеркало заднего вида - левое.

Третий момент – рычажок поворотников. Он находится на приборной панели слева от руля и двигается почему-то вверх-вниз. Вверх – правый поворотник, вниз - левый.

Рычажок включения поворотников. Вверх - направо, вниз-налево.

Первая Octavia сошла с конвейера завода в Чехословакии в 1959 году, став преемником Skoda Spartak. Это – восьмая модель концерна Skoda, оттуда и название (octo – восемь). Наша машина – 1962 года, это версия Type 702, появившаяся в 1961 году и оснащавшаяся мотором увеличенной мощности, за счет доработок прибавлено было 2 лошадиные силы.

Так что под капотом – 42-сильный мотор объемом 1089 см3. Крутящий момент – 72 Нм при 3000 оборотах. Сколько «лошадей» выжило за почти 55 лет – неизвестно, затаскивать себя в горку, несмотря на небольшой вес, машине уже тяжело. Паспортная максимальная скорость – 115 километров в час. Но сейчас до таких показателей старушку можно разогнать, только если при очень долгом движении под уклон. Тем не менее, в свои лучшие годы именно такие «Шкоды» успешно участвовали даже в ралли Монте-Карло.

В свои лучшие годы именно такие «Шкоды» участвовали в ралли Монте-Карло.

Для тех времен двигатель считался очень прогрессивным – газораспределительный механизм OHV (OverHead Valve - верхнеклапанный с толкателями вне головки цилиндров), такие моторы до сих пор встречаются - правда, уже не в легковых автомобилях, а на тяжелой технике.

Под капотом – 42-сильный мотор объемом 1089 см3.

Коробка передач – четырехступенчатая, с рычагом переключения на руле. Схема переключения перевернутая, к этому тоже приходится некоторое время привыкать. Первая передача – от себя и вверх, вторая – от себя и вниз, третья – просто вверх, четвертая – просто вниз. Задний ход – сильно на себя и вниз.

Подвеска – спереди пружинная, с поперечными рычагами, сзади – с качающимися полуосями и поперечной рессорой. На разбитых дорогах машина довольно комфортно проглатывает неровности. Но управление таким автомобилем совершенно не похоже на поездку на машине относительно новой. Ощущения не идут ни в какое сравнение даже с 20-25 летними экземплярами. Никакого полного послушания или четкой связи руль-колеса-руль. Машину можно просто направить в нужном направлении и смириться с тем, что ее постоянно нужно «ловить» на внезапных скачках из стороны в сторону.

Прибавим к этому выскальзывающий из рук руль толщиной с мизинец с люфтом в пол-оборота, жару в салоне – о кондиционерах тогда и не мечтали, барабанные тормоза на всех колесах, и становится ясно, что профессия водителя в те годы была действительно тяжелым трудом. Конечно, надо сделать скидку на то, что доставшейся нам «Шкоде» почти 55 лет, и сохранилась она далеко не идеально, но в общем и целом различия с современными автомобилями колоссальны.

Несколько часов дороги в процессе отвыкания от современных комфортных машин, и становится ясно, что в целом все терпимо. Единственное - разъезжаться со встречными автомобилями на узких дорогах при такой «болтанке» – серьезное испытание для нервов.

Управление таким автомобилем совершенно не похоже на поездку на современной машине.

Салон очень небольшой, задний диван – скорее для детей, хотя брошюра представляет машину как полноценно четырехместную. Зато водительское место организовано комфортно. Передний диван, хоть он и цельный, имеет регулировку. Правда, переднему пассажиру придется подстраиваться под водителя – двигается все вместе.

Skoda Octavia построена на трубчатой хребтовой раме – исконно чешском слове в мире автомобилестроения. Такая конструкция была изобретена в 20-е годы прошлого века и впервые применена на автомобилях Tatra. Позже ее переняли в Skoda - в современных легковых автомобилях такая конструкция уже не используется, зато грузовики Tatra на хребтовой раме до сих пор успешно выпускаются.

Несущая конструкция у Skoda Octavia - хребтовая рама.

Главное отличие хребтовой рамы – конструкция, основой которой является центральная труба, внутри нее располагается вал, передающий мощность от двигателя под капотом на заднюю ось. Плюсом такой конструкции является жесткость и относительная легкость - она полюбилась многим за счет своих достоинств. Автомобиль массово экспортировались не только в Европу, но и в дальние страны – Чили, ЮАР, Новую Зеландию. Туда отправлялась только рама с агрегатами, а на месте уже изготавливались собственные кузова.

История модели Octavia насчитывает 57 лет, но современная Skoda Octavia не является прямой преемницей того автомобиля из середины прошлого века. В 1971 году автомобиль перестали выпускать – с конвейера сошла последняя Skoda Octavia Combi, вернулась модель только в 1995 году, уже в гораздо более привычном для нас виде.

Автор: Клейменова Софья

 

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас ВКонтакте и на Facebook.

 

Опрос
Готовы ли вы в принципе пользоваться услугами беспилотного такси?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 5, вопрос 16
Разрешено ли Вам проехать железнодорожный переезд?
Да, если отсутствует приближающийся поезд.
Да, так как дежурный по переезду запрещает движение только встречному автомобилю.
Нет.
Ответить