Тест-драйвы

Навигация Nokia стала бесплатной

11 мая 2010
≈ 39 минут
49 просмотров

Действующие лица: Я (автор), мой любимый Ford Escape, три коммуникатора и море неподдельного интереса.

Затрагивая любые темы, касающиеся автомобильных путешествий, ежедневных перемещений по городу и просто банальных выездов на природу, нельзя обойти стороной вопрос мобильной навигации. Что и говорить, тема крайне популярная. Учитывая глобальное снижение стоимости производства спутниковых приемников как таковых, можно предположить, что скоро надпись «GPS» (или не так скоро, но тоже вполне возможно, «Глобалсат») появится даже на микроволновках и тостерах. В любом случае принимать сигналы навигационной спутниковой системы давно уже могут далеко не только специализированные приборы. Я клоню, собственно, к коммуникаторам, в частности к единственному производителю, продукт которого будет сегодня участвовать в нашем тесте. Дело в том, что предметом нынешней «проверки на дорогах» станет поистине революционная идея компании Nokia: бесплатная навигация. До сих пор подобные вещи «творило» только сообщество Open Source в виде нескольких проектов, самым известным из которых можно назвать «нарисуй карту» (в народе известный как «нарисуйка»). При этом, как ни крути, сайт этот, хоть и был глотком воздуха для жителей не охваченных векторной картографией территорий, остался не очень успешным. В результате извечная для любого человека тяга к халяве вызвала мой интерес как к самой программе Nokia «Карты OVI», так и к ее возможностям и способностям. Выпросив у представительства компании коммуникатор Nokia N97 (всего на три дня, а не то, что вы подумали), я решил отправиться в небольшое московско-подмосковное путешествие исключительно с целью получить представление о том, действительно ли бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

{99160}
Установка на добро

«Добро», как вы уже поняли, мне досталось из топовой линейки коммуникаторов Nokia. Распаковываем черную коробку со скромными серебристыми надписями. Внутри у нас кроме самого коммуникатора лежат зарядное устройство, стереогарнитура с модулем управлением мультимедиа, пара переходников и USB-кабель. Собственно, все, что мне может понадобиться. Установка моей sim-карты, запуск аппарата и пара обязательных процедур по выбору способа подключения к интернету прошли успешно. Вообще, система Symbian и все ее последние вариации для сенсорных смартфонов и коммуникаторов выходят у Nokia неплохо: запутаться в настройках или в управлении можно, но для умственно полноценного человека довольно сложно. Поэтому первый «статичный» тест Карт OVI начался практически сразу, а через 20 минут уже успешно завершился... провалом. Дело в том, что установленное на N97 ПО (версии 12.0.026) имеет в своем составе Карты OVI старого образца, и этот старый образец захотел от меня денег. Вот еще новости... Сайт Nokia гласит: «Для установки бесплатных Карт OVI следует обновить ПО до версии 20». Но после набора комбинации *#0000# (системное меню) и запроса на обновление мне был выдан (на экране, естественно) ответ о том, что имеющаяся версия самая «свежая». Попытки перепрошивки с помощью имеющегося в наличии Apple MacBook тоже закончились неудачей — поддержка продуктов «какой-то яблочной компании» у Nokia на зачаточном уровне. Справедливости ради нужно отметить, что программа для загрузки в Карты OVI собственно карт (Map Loader) для платформы Mac все-таки существует. Так что вот так... Делать нечего, «достаем из кустов рояль». На бровке арбитр поднимает табло, грядет замена. Мой личный «Маленький Брат» N97 mini выходит на поле и будет играть на пару с запасным Nokia 5800, тоже оказавшимся «в доступной близости», буквально в кармане фотографа. Удача на этот раз на нашей стороне. Ведь будь у нас какие-нибудь iPhone, тест бы был безнадежно сорван. Естественно, как и должно быть по закону черных и белых полос, здесь уже скачивание и установка Карт OVI прошла гораздо более спокойно и успешно, буквально в несколько кликов по иконкам и менюшкам. В итоге мы имеем, во-первых, саму программу, карты к ней, навигацию с роутингом и голос для ведения по маршруту «русский женский», скачанный прямо через функцию самой программы. Есть с чего начинать!


Загадки интерфейса
http://img.autorambler.ru/images/journal/27966cde26f5af7be98b532256b17626
http://img.autorambler.ru/images/journal/38a92a2f2c8d41bb581ba373a71f8f19

Естественно, начало знакомства с программой — это всегда первый экран, открывающийся прямо после запуска. С точки зрения юзабилити, на первый взгляд все выглядит просто каким-то раем. Простота и доходчивость прямо струятся на вас с экрана. Простые и понятные иконки для простых и понятных операций. Хотите на карту? Пожалуйста. Хотите что-то поискать? Легко! Правда, как только дело касается операций посложнее, наступает легкий ступор. Уж больно велика разница между залихватской простотой и «дуракоустойчивостью» welcome-screen и дальнейших заковыристых способов отыскать, например, конкретное место в Московской области. Но, с точки зрения пользователя с мозгами, на нужном месте все постигается небольшими тренировками. Главное — попробовать поработать с программой до того момента, как вы решите довериться ей в дороге. Парой кликов на светофоре дело не обойдется. С другой стороны, это, может, и хорошо — меньше будет шансов у самоубийц, предпочитающих набирать нечто, будь то адрес или SMS-сообщение, прямо за рулем, не снижая скорости.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4886f7c67bd7782e09422695c6f5c1c7
http://img.autorambler.ru/images/journal/dc878b67d5eac56b76cdfc72a40a547c

Короче говоря, над интерфейсом нужно, конечно же, еще поработать, но пользоваться уже можно. Удивляет несколько моментов. Во-первых, для пешехода почему-то нет голосовых подсказок по-русски (для водителя они есть). Я даже специально сделал скриншот этого меню, где есть даже китайский язык, но нашего великого и могучего нет и в помине. Неприятно чувствовать себя «недокитайцем». Во-вторых, поиск POI и адресов все равно будет стоить вам денег. Ищет система не в локальной памяти, а на сервере OVI Maps, и это не что иное, как расход трафика. Один поисковый запрос — это примерно 10–50 Кб в зависимости от количества найденных результатов. Честно говоря, и ищет система не самым оптимальным образом (мне, например, OVI сообщила, что в Москве нет аэропортов... странно...), но база данных у OVI очень богатая — что-то да найдется, а идеал недостижим по определению. Согласитесь, нет таких программ, которые не за что было бы поругать. К счастью, неоднозначность пунктов меню, касающихся поиска чего-либо, ушли в прошлое вместе с предыдущей версией программы (если б вы только знали, как же я на нее в свое время ругался!). Если нажать в главном меню «Поиск мест», высветится текстовая форма, в которую предлагается что-то ввести. Можно адрес, а можно, например слово «АЗС». Чтобы добраться до прямого поиска POI, например, тех же самых АЗС, нужно проделать операцию вида «категории — автомобили — бензозаправки». Все просто, не так ли? Значит, можно отправляться в путь.

http://img.autorambler.ru/images/journal/67375b70db2a3ae1e36d85e4351891ac
http://img.autorambler.ru/images/journal/dd2ccd488732cb45d84176fe8d54961a

Город-герой Москва

Итак, спутники найдены, A-GPS тоже «видит» вышки. Прокладываем маршрут. Сегодня я покатаюсь по Москве, причем усложню задачу по позиционированию в узких проездах и переулках центра столицы. По определению, задача сложная, ибо картоснова в Картах OVI используется далеко не самая оптимальная: NAVTEQ 2009. Я уже встречался с этими картами ранее, в частности в навигационных системах автомобилей и в других портативных и не очень навигаторах. Так как основной путь мой проходил по трем кольцам и нескольким основным магистралям столицы, то проблем с проложенным маршрутом практически на возникало. Единственный момент, который хотелось бы отметить особо, это довольно серьезная ресурсная прожорливость самого роутинга. Если движение осуществляется по принципу «от точки до точки», то все отлично и быстродействие относительно быстрого N97 mini не страдает. Но стоит вам задать маршрут с несколькими точками в разных концах города, как начинается заметное торможение. Все бы ничего, если бы запаздывания не влияли на время реакции «говорящей тетеньки», сообщающей о поворотах. В результате моей, например, поездки, маршрут оказался несколько отличным от запланированного именно по причине «проскочил поворот». Полагаю, будь у меня сейчас в работе «большой» N97, все было бы гораздо веселее и ничего бы я, возможно, не проскочил. О картах и самом роутинге могу сказать, что через двойную сплошную за весь день программа пыталась развернуть меня лишь единожды, что является очень положительным результатом. Например, одна из весьма популярных конкурирующих программ (не будем показывать пальцем) проделывала это с завидным упорством, в результате чего я отказался от ее использования. От OVI отказаться можно, только если купить что-то получше. Но ключевое слово здесь «купить».

http://img.autorambler.ru/images/journal/6df0979e9411776f8803c28f608a655b
http://img.autorambler.ru/images/journal/87c25cd8e58b2aeb85442e8e395f53d4

Вернемся к моей поездке. МКАД система отработала без вопросов. Там, где на скорости 100 км/ч А-GPS немного «теряется», обычная спутниковая система работает безупречно. Пару раз стрелочка, указывающая мое положение, соскакивала с дороги, но это терпимо. Сворачивая с МКАД на Дмитровское шоссе в сторону центра, я уткнулся в характерную для этого места пробку. И тут же «похвалил» OVI за наличие неработающей функции (цитирую) «Обн. Инф. о дорогах». Надеюсь, что ситуация скоро исправится, ибо, как ни прискорбно, но для владельцев транспорта с числом колес более двух «пробки — это наше все». Тем более что возможность эта в программу зашита изначально. Между прочим, приятная штука, которую в связи с московскими заторами хочется отметить особо. Если вам так уж необходимо с учетом заторов проложить маршрут к пункту, сохраненному в OVI в разделе «Места», то эту информацию отлично умеет использовать программа Яндекса. Там они (места) автоматически появляются в избранном. Кстати, заявленные «трехмерные достопримечательности» действительно на карте попадаются. По-моему, это совершенно не нужно, но приятно. В общем, с магистралями и кольцами все стало ясно, ибо «оно» работает, и работает очень неплохо, во всяком случае для бесплатной системы. Осталось проверить только переулки. Здесь картоснова тоже не дала сбоев, отрабатывая даже некоторые дворовые проезды, что приятно. Но вот с роутингом не все гладко. Пересчет маршрута в связи с заметным «блужданием» определенного местоположения сбивал с толку не только меня. И здесь уже ситуация с «проскочил поворот» была несколько сложнее. Особенно усложнилось дело в районе метро «Новокузнецкая», там дома стоят плотно, при этом они довольно высокие, а улицы очень узкие. В итоге приемник GPS частенько терял спутники, а позиционирование по вышкам сотовых сетей довольно условно. Отсюда и неприятные «скачки». Однажды я даже «обнаружил» себя на соседней улице. Но это ни в коем случае не стоит расценивать как существенный недостаток. В этой ситуации коммуникатор (какой бы он ни был, это не есть характерная черта обоих участвующих в тесте Nokia), обладающий априори довольно слабыми возможностями по приему сигнала от спутников, и не должен справляться с задачей внутри железного автомобиля без внешней антенны, и это не «прокол» программы. Резюмирую: в городе эта штука работает довольно хорошо. Осталось совершить небольшую поездку по Подмосковью.

http://img.autorambler.ru/images/journal/6e54fed4fb330c425b9103a801a635ad
http://img.autorambler.ru/images/journal/c57f30212baf561d0e83e45106bfd0de

Полигон «Замкадье»

Автомобильный тест навигации с заездом на дачу — что может быть забавнее! И навигацию в загородном режиме пощупаю, и полезный груз отвезу. В общем, маршрут я проложил, еще сидя дома, воспользовавшись такой приятной возможностью. В отличие от многих программ, предпочитающих сначала найти спутники, а потом уже «разрешать» что-то делать, с OVI это оказалось довольно легко. Сначала я хотел сделать все по полной программе, воспользовавшись онлайн-сервисом «Карты OVI» (http://maps.ovi.com/), но, представив себе цепочку действий, связанную с синхронизацией телефона и компьютера, от идеи отказался. Не то чтобы это было сложно, просто сложнее, чем сделать все прямо на экране коммуникатора. В общем, маршрут мой изначально пролегал по МКАД до «Домодедовки», затем по чудным и живописным загородным дорожкам до поселка Володарского, затем возврат через Чулково по Рязанскому шоссе через Люберцы. Выехал я довольно резво, ибо навигатор уже был готов к работе и исправно диктовал мне повороты. Но тут раздался звонок приятеля, который приглашал меня заехать к нему в гости «по важному делу». Ну, дело так дело. Добавляем в маршрут Селятино Киевского направления, и все... Добавляем... В общем, добавиться Селятино добавилось, но вот перемещаться в начало маршрута никак не захотело. В меню маршрута есть пункт «Переместить», и на строчке даже появляются маленькие стрелочки «Вверх» и «Вниз», но зацепиться за них нельзя никак. Это конечно мелочь, но неприятная. Останавливаюсь, забиваю маршрут заново (славься, спасительный пункт меню «Журнал») и еду. Вот теперь все отлично. Мало того, мой неоптимальный, с точки зрения расстояний, путь (я планировал поехать от Селятино до Домодедово по А-106) был разбит программой в пух и прах и заменен действительно правильным и максимально оптимизированным... Но не живописным, поэтому я продолжил движение «вопреки». Поиск АЗС на маршруте не составил труда, я успел подышать прохладным воздухом с запахом леса и даже пару раз совершал незапланированные остановки, дабы насладиться пейзажем и запахом весны. Что больше всего порадовало, так это найденный поиском OVI (не с первого раза, но все же) мой дачный поселок. Дом, конечно же, не нашелся, но требовать этого было бы уже наглостью с моей стороны. Из характерных для загородных поездок вещей отмечу несколько более слабую поддержку А-GPS и абсолютную бесполезность режима карты «Вид местности». Отличия от базовой карты в нем минимальны, а загружать растровые квадраты нужно через интернет, что идентично режиму «Спутник», по которому ориентироваться во много раз проще. Что касается длительного маршрута по Подмосковью, то таких вещей, как запаздывание голосовой системы, мной замечено не было, вероятно, из-за меньшей насыщенности ключевыми точками и поворотами. Смутила некоторая неоднозначность в словах «тетеньки». Если она говорит «Держитесь правее», это может означать как просто «Не поворачивайте налево», так и «На развилке поверните направо». В общем, привыкнуть можно, но на сложных и витых дорожках это отнимает важные единицы внимания. Хотя, вы знаете, я, пожалуй, отнесу это опять же не на счет самой программы, а, скорее, перенаправлю вопрос компании NAVTEQ, создающей карт-основу с неоднозначной трактовкой развилок и поворотов.

http://img.autorambler.ru/images/journal/c0aa92eed7507fa48a6dec6a0b105178
http://img.autorambler.ru/images/journal/f08e41d01104401461826c05d1074a14

Ну что тут сказать...

Я не люблю писать тесты объективные. В моих текстах всегда есть слово «я», ибо я не есть истина в последней инстанции и не могу быть судьей товарам и продуктам. Поэтому сделайте скидку на мой субъективизм и прочтите вывод, который я сделал после трех дней плотного общения с Картами OVI. Во-первых, для бесплатной (отчасти, если быть честным) программы, данная конкретная система навигации довольно хороша. Она работает и в городе и в пригороде. Вопрос только в том, что тестировал я ее исключительно в самом «прорисованном» с точки зрения картографии регионе. Все недостатки я указал в этой статье, но достоинства любой навигационной программы всегда лежат не в интерфейсе или какой-то там эфемерной крутой функции, а в самих картах. И если система мне лично довольно понравилась (с оговоркой, что это, ну например, 6 баллов из 10), то как ее воспримут жители не охваченных NAVTEQ районов? Вот, собственно, и весь вывод. В любом случае, деньки выдались солнечные и время с навигацией OVI мы провели неплохо.

Источник: Autorambler
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 12, вопрос 9
Разрешен ли Вам такой маневр на мосту?
Разрешен только при видимости дороги более 100 м.
Не разрешен.
Ответить