Тест-драйвы

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации "Веста-М"

1 марта 2016
≈ 12 минут
2 596 просмотров

У автовладельцев Советского Союза не было такого огромного выбора средств и систем для противодействия Юрию Деточкину и его коллегами, какой имеем мы сегодня... Но иногда преступников в салоне угоняемой машины встречали весьма необычные охранные устройства: на ретро-тест Kolesa. ru попал редкий гаджет — советская автосигнализация с обратной связью, выпущенная на оборонном предприятии!

«Сигналка от Сергея Ненашева»

Сергей Ненашев — это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991 года. А пришлось это кино к слову потому, что устройство, попавшее ко мне в руки, буквально пропитано духом того фильма, и даже год практически совпадает! Впрочем, обо всем по порядку...

http://img.autorambler.ru/images/journal/f595077db7a51b6f441044623b55ac9d

Молодое поколение автовладельцев равнодушно относится к сигнализациям с обратной связью, представляя их чем-то самим собой разумеющимся... Однако в годы эдак восьмидесятые на брелок с дисплеем смотрели бы, как на нечистую силу! Крошечная коробочка сообщает вам о происходящем внутри и снаружи автомобиля за сотни метров, отправляет сигнал на автозапуск и совершает множество других «чудес». Впрочем, в эпоху, когда «компьютеры были большими», некоторые аналоги современных технологий все же встречались — правда, были они весьма примитивными вкупе с гигантскими размерами... Знакомьтесь — советская автосигнализация «с обратной связью» под названием «Веста-М» — устройство, оповещающее владельца автомобиля о попытках угона по радиоканалу!

Гаджет из своей коллекции отечественной ретро-электроники предоставил на тест Kolesa. ru наш читатель, с гордостью заверив, что информации по этому устройству мы не найдем ни в Гугле, ни в Яндексе. Как ни странно, так оно и оказалось — описаний этой системы, фотографий, сканов инструкции, упоминаний на форумах или в соцсетях — просто нет! Можно с большой долей вероятности предположить, что прибор был выпущен малой партией, как экспериментально-конверсионный.

http://img.autorambler.ru/images/journal/0f5ce6b98c475b026010a309a1daa35f

Полное название системы — весьма замороченное: «ССД-1 система сигнально-дистанционная Веста-М». Производитель «Весты» — аж само НПО «Орион», известное, как «почтовый ящик». Основанное еще в 1946 году академиком Вавиловым, объединение и по сей день является единственным научным центром в России, занимающимся разработкой твердотельной фотоэлектроники — электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения, тепловизоров, электронных микроскопов и т. п.

«Элитное происхождение» характерно для сигнализаций такого типа — свою разновидность автомобильной радиоохранной системы, почти близнеца «Весты» выпускало, к примеру, Саратовское электроагрегатное объединение СЭПО — не «почтовый ящик», конечно, но одно из ведущих предприятий ВПК, на минуточку...

http://img.autorambler.ru/images/journal/89757049c3b0fe67e274958ecb3558f8

Конструкция и функции

«Веста-М» состоит из двух модулей — автомобильного и носимого. Автомобильный питается от бортовой сети 12 вольт, а носимый — от девятивольтовой батарейки, на что указывают шильдики, различающиеся напряжением питания.

Собственно, принцип монтажа и применения системы несложен. Автомобильный модуль устанавливается в салоне машины — он рассчитан на простейшую инсталляцию, для которой не требуется никакой электрической коммутации и арматурно-слесарных работ — иначе говоря, не требуется навыков.

Провод питания салонного модуля элементарно подключается к прикуривателю, после чего сам блок кладется под сиденье или в бардачок — длинный шнур это позволяет. После этого растягивается антенный провод длиной около двух метров — он приклеивается скотчем к стеклу задней двери со стороны петель или прокладывается по спинке сиденья. Собственно, монтаж закончен — устройство находится в дежурном режиме и при помощи датчика вибрации отслеживает колебания кузова, возникающие при попытке сесть в салон или снять колесо.

http://img.autorambler.ru/images/journal/1335bfd378704fb95a7322c27a6cbe03

Мобильный блок, крупный кирпич размером с портативную радиостанцию — приемник. Выражаясь терминологией современных «охранок» с обратной связью, это... брелок! Покинув автомобиль на парковке неподалеку от дома, владелец забирает приемник с собой, ставит его дома на подоконник, выдвигает антенну и включает. Как только в машине срабатывает датчик колебаний кузова, из приемника раздается тональный сигнал — значит, нужно накинуть куртку поверх трусов, схватить на кухне топорик для рубки мяса и спешить на улицу защищать свою драгоценную девятку. «Низкая панель, короткое крыло», если вы понимаете, о чем.

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
51 комментарий
ПДД онлайн Билет 9, вопрос 15
Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?
Никому.
Только легковому автомобилю.
Только автобусу.
Ответить