Тест-драйвы

Истинная ладья: автомобиль-амфибия ВАЗовской разработки

10 марта, 08:00
≈ 12 минут
662 просмотра

На военно-промышленный комплекс СССР работала вся огромная страна. Именно поэтому запуск современного и мощного автозавода в Тольятти вызвал интерес у военных, которые рассматривали ВАЗ и в качестве возможного производителя продукции для «оборонки».

Дополнительный пункт ТЗ

Вазовцы начали проработку военной темы с того, что ознакомились с чужим опытом, отправившись в Ульяновск, где давно выпускали автомобили военного назначения. Кроме того, на ВАЗе изучили и актуальные модели специализированных внедорожников для военных, выпущенные в других странах. Уже в начале 1971 года внешность будущего автомобиля была проработана в общих чертах.

http://img.autorambler.ru/images/journal/ef2b8fd45d6995b57375af3780693a09

Но в момент начала работ по конкретному техническому заданию от заказчика выяснилось, что советским военным нужен автомобиль, который сможет не только ездить, но и... плавать! Способность преодоления водных преград в то время считалась большим преимуществом для «проходимца». Однако еще на ранних этапах работы по проекту стало ясно, что в условиях конвейерного производства ВАЗа сборка автомобилей такого типа на одной линии с остальными моделями ВАЗа невозможна, поскольку силовой агрегат на обычных машинах монтируется снизу, а у амфибии днище должно быть закрытым.

К началу 1973 года специалистами завода совместно с военными были определены важные для амфибии параметры: максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, скорость движения на воде, высота волны и скорость течения. Специфические требования к ремонтопригодности сразу наложили свой отпечаток на внешность будущей машины — панели кузова получались максимально плоскими и с минимумом переходов. Кроме того, в числе обязательных требований с целью уменьшения габаритной высоты автомобиля была и возможность демонтажа тента и рамок дверей, а также откидывающееся на капот ветровое стекло (как у других военных машин).

http://img.autorambler.ru/images/journal/dddf1854d4ee93bcdf94cc7697b5ab74

Интересно, что в открытой переписке будущая амфибия именовалась «автомобилем для охотников и рыбаков», а доступ к материалам по ней имел ограниченный круг заводчан. После согласования тактико-технического задания, утвержденного Минобороны и Минавтопромом, конструкторы приступили к работам над проектом «водоплавающего» ВАЗа под кодовым шифром ОКБ «Река». Эскизный проект был рассмотрен на пленуме Минобороны в конце 1974 года, а вот технический проект военные рассмотрели только через два года. На ВАЗе тем временем занимались поисковыми работами, итогом которых стала пара полноразмерных деревянных макетов.

Ход работы

Характерная особенность модели — простой, но совершенно «цивильный» дизайн, никак не указывавший на двойное назначение автомобиля. Иными словами, амфибия внешне совершенно не производила впечатление транспортного средства, способного держаться на воде. Исходя из требований заказчика и традиций «джипостроения» тех времен, интерьер амфибии был выполнен в максимально простом и даже примитивном ключе. Никаких обивок, цельнометаллическая панель приборов — салон получился незатейливым, как саперная лопата. К слову, этот шанцевый инструмент тоже должен был входить в комплектацию автомобиля.

http://img.autorambler.ru/images/journal/3257bf7dbbc43544688222b6dc67f7da

Технической основой для амфибии должны были стать агрегаты будущей Нивы, над которой в то время также работали на ВАЗе. Однако с учетом функционального назначения автомобиля, трансмиссия, за исключением заднего моста, должна была оказаться внутри кузова, а передняя подвеска при этом как бы охватывала переднюю часть днища снаружи. Для того, чтобы кузов получился водоизмещающим, детали трансмиссии и ходовой части в зоне вхождения в кузов были герметизированы специальными чулками.

Уже на ранних этапах многие детали по понятным причинам использовали от другой военной техники, что обеспечило бы в итоге серийной машине максимальную унификацию. По техзаданию автомобиль должен был перевозить в том числе и прицепы, для чего сзади предусмотрели уазовское тягово-буксирное устройство. Потребовались и другие нестандартные для обычных внедорожников решения. К примеру, глушитель был выведен не сзади, а спереди, а наружный диаметр колес для улучшения «плавучести» с «нивовских» 6,95-16 увеличили до 8-16, что потребовало изготовления специальных шин Вли-6 с шириной протектора 205 мм.

http://img.autorambler.ru/images/journal/d29630e0d704df469f4a3e5dcef680dd

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 6, вопрос 19
Для обеспечения безопасности при остановке на подъеме (спуске) водителю следует повернуть передние колеса. Водители каких транспортных средств правильно выполнили это требование при отсутствии тротуара?
А и Г.
А и В.
Б и Г.
Б и В.
Ответить