Тест-драйвы

Главная Волга УССР: тест-драйв ГАЗ-3102 экс-главы Украины

28 марта, 11:01
≈ 25 минут
1 032 просмотра

Странное дело — «ноль вторая» Волга так и не стала чем-то банальным, и даже состарившись, она до сих пор имеет ореол эксклюзивности. Но мы нашли совсем уж уникальный экземпляр — персональный автомобиль Владимира Щербицкого.

Для тех, кто родился в 80-е или позже, поясняем: товарищ Щербицкий с 1971 по 1989 годы был первым секретарем ЦК КП Украины, то есть, выражаясь современным языком, «главой» союзной республики. Предпоследним главой перед развалом СССР. И он ездил на этом самом ГАЗ-3102, который стоит передо мной.

При большом желании (и не меньших деньгах) сегодня на сайтах бесплатных объявлений можно найти и ««эмку» Жукова», и «Мерседес Аденауэра», а если повезет, то и целый «Delaunay-Belleville Николая ІІ» вам предложат.

http://img.autorambler.ru/images/journal/ced70aae1a502f44332915ece2e28770

Но в историю этой черной Волги я поверил сразу. Внутри у меня просто холодком повеяло, когда владелец шепнул, что на своем заднем сидении она возила одного из партийных лидеров той великой страны. И я без промедления, тоже шепотом, ответил: «Давай!»

Покажи мандат!

Но одних слов и опустившейся в пятки интуиции (а ведь я не жил в той стране!) мне показалось мало. И я потребовал доказательств того, что перед нами действительно машина, на которой передвигался в последние годы своей службы отечеству Владимир Щербицкий.

Большое черное разочарование: тест-драйв ГАЗ-14 «Чайка».

Факты оказались действительно убедительными. Во-первых, документы о покупке машины в 1999 году из гаража Верховной Рады Украины (аналог кремлевского ГОНа). Во-вторых, записанные воспоминания водителя «персоналки». А в-третьих — как по мне, самый веский аргумент, оставленный владельцем напоследок — это ковры! Да-да, именно ковры, натуральные, тяжелые, старые, явно «совковые». Они, специально выкроенные и пошитые, покрывали салон на трансмиссионном тоннеле и полу (увы, последние не дожили до наших дней).

От родителей и дедушек-бабушек я был наслышан о ковровой моде тех лет — за ними стояли в очередях, за них переплачивали спекулянтам, чтобы потом украсить ими стены комнат. И только самые зажиточные граждане СССР могли позволить себе настоящие ковры на полу квартиры. А тут — обшитый этим предметом народных вожделений пол в автомобиле! И это в то время, когда ворсовая синтетика в салоне ВАЗовских «шестерки» и «восьмерки» многим казалась настолько непрактичной и роскошной, что это даже обсуждалось в советской прессе!

http://img.autorambler.ru/images/journal/14736774bca2a03ca8ac3ce787453491

В этой Волге также очень богато и необычно выглядят обтянутые синим бархатом сидения и задняя полка. Собственно, дело оформления машин для «випов» из партийных и советских структур было поставлено на поток — в гаражах республиканских ЦК трудились швеи, которые перетягивали салоны Волг, ЗИЛов и Чаек по вкусу заказчика. Но хватит о нюансах прошлого...

Родословная № 02

Вообще-то ГАЗ-3102 был создан как Волга третьего поколения, призванная сменить на конвейере «двадцать четверку». Но сложилось иначе: массовым «государственным» автомобилем оставили ГАЗ-24/2410, а «ноль второй» передали часть функций ее величества Чайки, чье второе поколение стало совсем малотиражным и потребовало поддержки в лице «люксовой» Волги ГАЗ-3102. На нее пересели те чиновники, которым теперь стала не положена Чайка — секретари обкомов, многие генералы, республиканские министры и т. п.

http://img.autorambler.ru/images/journal/9cfa99887ed8a9a58ee8945468729d9e

Выпускалась «ноль вторая» на отдельном конвейере малых серий, и качество сборки в самом деле было особым. Тираж этой Волги искусственно ограничили, производя в первый период порядка двух-трех тысяч машин в год — при том, что обычных «двадцать четвертых» выпускали ежегодно по 60-65 тысяч. В соответствии со статусом, незаурядной была и техническая начинка элитной Волги: инновационный на тот момент двигатель с форкамерно-факельным зажиганием, мощные дисковые тормоза, «заточенные» под скоростную езду, передняя подвеска и задний мост.

Естественно, и выглядит ГАЗ-3102 строже, серьезнее «ширпотребовской» предшественницы. Тут и новые модные дверные ручки, и квадратные фары, и задняя оптика чуть ли не на всю корму. Визуально машина кажется ниже и длиннее, и это не плод дизайнерских ухищрений: клиренс «тридцать первой» меньше (минус 18 мм), передний свес — больше (плюс 200 мм). А еще на 34 мм расширили переднюю колею и на пару миллиметров — заднюю.

Брошенные проекты ГАЗа и УАЗа.

Прошу в кабинет

Как ни строго выглядела бы эта самая главная Волга Советской Украины, до Чайки ей далеко: сама короче, двери уже и ниже. Сразу представляю, как буду корчиться, пытаясь попасть на ее заднее сиденье. Но сначала еще нужно справиться с этой модной на конец 1981 года дверной ручкой. Тянешь за нее, а она, не давая открыть дверь, сначала «открывается» сама, изламываясь в руке. Пользоваться сим плодом дизайнерской мысли не так удобно, как старыми добрыми «скобами», рассчитанными под естественный хват, да еще с мягко утопающими кнопками.

Однако сама дверь внушает доверие, кажется тяжёлой и основательной. Салон темный — даже угрюмый. Может, это немного наивно, но таким мне и представлялся всегда интерьер официальных помещений, где проводили свое время высшие чины СССР — так почему же салоны их персональных автомобилей должны выглядеть иначе?

Кстати, здесь ничего не изменилось с тех пор, как Владимир Щербицкий оставил свой пост — а было это осенью 1989 года... Машину не реставрировали, она неплохо сохранилась, поскольку ее все время эксплуатировали очень бережно. Только ковер с пола пришлось убрать — износился здорово.

http://img.autorambler.ru/images/journal/38e4e5c368340f2964c67114bd794940

О неудобной посадке и плохой обзорности из-за руля я слышал не раз, но наверное, все это не касается модели «3102». С моим ростом в 183 см мне отлично видно дорогу, и глазами в потолок я не упирался. В моей власти — мягкий трехспицевый руль большого диаметра, длинный рычаг четырехступенчатой КПП и обширное торпедо с конусообразными стеклами приборов. Пластик панели роскошно мягкий, кайф от контакта с ним не портят даже синтетические вставки-наклейки «под дерево» — что поделаешь, так было модно тогда! Целых четыре дефлектора обдува, смотрящих на пассажиров, революцией на начало 1980-х уже не были, но смотрелись все еще свежо.

Машине есть, чем еще похвастаться: аварийная сигнализация, электроподогрев заднего стекла, инерционные ремни безопасности и даже омыватель фар! Увы, нет и речи о вещах, естественных для зарубежных седанов-одноклассников, типа кондиционера, усилителя руля или электрических стеклоподъемников. Но главное, что смотрится салон однозначно небедно.

Приборная панель с тремя циферблатами в глубоких колодцах, позаимствованных у Чайки (ага, вот они — отголоски передела сфер влияния чиновничьих моделей!), читается не очень хорошо. Высокому водителю мешает верхний сектор руля, который закрывает часы и фрагмент спидометра. Кресла мягкие и широкие, в них самый раз не машиной управлять, а думать о чем-то менее напрягающем. Не перепутали часом конструкторы водительское сиденье с задним диваном?

Но нет, он еще «козырнее». Конечно, садиться на заднее сиденье нужно через правую дверь. Открываю ее сам, как и всемогущий правитель советского периода. Во времена работы этой Волги в киевском ГОНе сановному пассажиру, скорее всего, никто не прислуживал — 1987 год на дворе, в самом разгаре объявленная из Москвы борьба с привилегиями номенклатуры!

Интерьер возрожденного ГАЗ-69 рассекречен.

Садиться на задний диван оказалось не так уж и сложно — главное, чтобы передний пассажир не особенно-то двигал свое кресло назад, потому что самое узкое (во всех смыслах) место тут — пространство для ног. Проваливаюсь в мягкую подушку, спинка тоже хороша. Все просто и лаконично — никаких вам воздуховодов, массажеров и оттоманок.

Из удобств — только мягкий подлокотник, который прячется в спинку дивана, пепельница и коврики с дополнительной шумоизоляцией. На фоне плюшевого уюта «мебели» контрастно, жестко и холодно выглядит дверь: казенная виниловая карта, «шарманка» стеклоподъемника... Ладно хоть ручка-подлокотник (похоже, «троечная» жигулевская) помогает пристроить правую руку.

А вместо сердца — форкамерный мотор

Традиционная первая манипуляция — запуск двигателя — требует многократной отработки, поскольку связана с некоторыми неудобствами. Замок зажигания на черной Волге, как и у ее сестер-«двадцать четверок», расположился под рулем, поэтому пристегнутому водителю нужно несколько изогнуться телом. Понятно, что у Владимира Васильевича водитель был стройным и подтянутым, а если, допустим, у кого животик от пива имеется?

http://img.autorambler.ru/images/journal/9ad0c89c95adfdffb5e958041f72dbda

Немного скрипучий стартер запускает бензиновый двигатель с пол-оборота, и вот уже из-под капота доносится негромкий ровный звук необычного мотора. На нашем автомобиле установлен тот самый агрегат ЗМЗ-4022.10 с форкамерной системой зажигания. Нетрадиционная конструкция камеры сгорания повлекла за собой серьезные изменения — 12-клапанную головку цилиндров, специальный трехкамерный карбюратор, оригинальную систему охлаждения.

Такой непростой апгрейд двигателя горьковчане затеяли ради сокращения расхода топлива — он снизился почти в полтора раза по сравнению с обычным мотором ЗМЗ-24Д. Решили и вторую задачу — уменьшение токсичности выбросов (конкретно —- окисей азота и углерода). Попутно повысили отдачу мотора: мощность выросла на 10 «лошадок» (до 105 л. с.).

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 36, вопрос 16
Должны ли Вы уступить дорогу грузовому автомобилю?
Нет.
Да.
Ответить