Тест-драйвы

Главная Волга УССР: тест-драйв ГАЗ-3102 экс-главы Украины

28 марта 2016
≈ 25 минут
1 095 просмотров

Странное дело — «ноль вторая» Волга так и не стала чем-то банальным, и даже состарившись, она до сих пор имеет ореол эксклюзивности. Но мы нашли совсем уж уникальный экземпляр — персональный автомобиль Владимира Щербицкого.

Для тех, кто родился в 80-е или позже, поясняем: товарищ Щербицкий с 1971 по 1989 годы был первым секретарем ЦК КП Украины, то есть, выражаясь современным языком, «главой» союзной республики. Предпоследним главой перед развалом СССР. И он ездил на этом самом ГАЗ-3102, который стоит передо мной.

При большом желании (и не меньших деньгах) сегодня на сайтах бесплатных объявлений можно найти и ««эмку» Жукова», и «Мерседес Аденауэра», а если повезет, то и целый «Delaunay-Belleville Николая ІІ» вам предложат.

Но в историю этой черной Волги я поверил сразу. Внутри у меня просто холодком повеяло, когда владелец шепнул, что на своем заднем сидении она возила одного из партийных лидеров той великой страны. И я без промедления, тоже шепотом, ответил: «Давай!»

Покажи мандат!

Но одних слов и опустившейся в пятки интуиции (а ведь я не жил в той стране!) мне показалось мало. И я потребовал доказательств того, что перед нами действительно машина, на которой передвигался в последние годы своей службы отечеству Владимир Щербицкий.

Большое черное разочарование: тест-драйв ГАЗ-14 «Чайка».

Факты оказались действительно убедительными. Во-первых, документы о покупке машины в 1999 году из гаража Верховной Рады Украины (аналог кремлевского ГОНа). Во-вторых, записанные воспоминания водителя «персоналки». А в-третьих — как по мне, самый веский аргумент, оставленный владельцем напоследок — это ковры! Да-да, именно ковры, натуральные, тяжелые, старые, явно «совковые». Они, специально выкроенные и пошитые, покрывали салон на трансмиссионном тоннеле и полу (увы, последние не дожили до наших дней).

От родителей и дедушек-бабушек я был наслышан о ковровой моде тех лет — за ними стояли в очередях, за них переплачивали спекулянтам, чтобы потом украсить ими стены комнат. И только самые зажиточные граждане СССР могли позволить себе настоящие ковры на полу квартиры. А тут — обшитый этим предметом народных вожделений пол в автомобиле! И это в то время, когда ворсовая синтетика в салоне ВАЗовских «шестерки» и «восьмерки» многим казалась настолько непрактичной и роскошной, что это даже обсуждалось в советской прессе!

В этой Волге также очень богато и необычно выглядят обтянутые синим бархатом сидения и задняя полка. Собственно, дело оформления машин для «випов» из партийных и советских структур было поставлено на поток — в гаражах республиканских ЦК трудились швеи, которые перетягивали салоны Волг, ЗИЛов и Чаек по вкусу заказчика. Но хватит о нюансах прошлого...

Родословная № 02

Вообще-то ГАЗ-3102 был создан как Волга третьего поколения, призванная сменить на конвейере «двадцать четверку». Но сложилось иначе: массовым «государственным» автомобилем оставили ГАЗ-24/2410, а «ноль второй» передали часть функций ее величества Чайки, чье второе поколение стало совсем малотиражным и потребовало поддержки в лице «люксовой» Волги ГАЗ-3102. На нее пересели те чиновники, которым теперь стала не положена Чайка — секретари обкомов, многие генералы, республиканские министры и т. п.

Выпускалась «ноль вторая» на отдельном конвейере малых серий, и качество сборки в самом деле было особым. Тираж этой Волги искусственно ограничили, производя в первый период порядка двух-трех тысяч машин в год — при том, что обычных «двадцать четвертых» выпускали ежегодно по 60-65 тысяч. В соответствии со статусом, незаурядной была и техническая начинка элитной Волги: инновационный на тот момент двигатель с форкамерно-факельным зажиганием, мощные дисковые тормоза, «заточенные» под скоростную езду, передняя подвеска и задний мост.

Естественно, и выглядит ГАЗ-3102 строже, серьезнее «ширпотребовской» предшественницы. Тут и новые модные дверные ручки, и квадратные фары, и задняя оптика чуть ли не на всю корму. Визуально машина кажется ниже и длиннее, и это не плод дизайнерских ухищрений: клиренс «тридцать первой» меньше (минус 18 мм), передний свес — больше (плюс 200 мм). А еще на 34 мм расширили переднюю колею и на пару миллиметров — заднюю.

Брошенные проекты ГАЗа и УАЗа.

Прошу в кабинет

Как ни строго выглядела бы эта самая главная Волга Советской Украины, до Чайки ей далеко: сама короче, двери уже и ниже. Сразу представляю, как буду корчиться, пытаясь попасть на ее заднее сиденье. Но сначала еще нужно справиться с этой модной на конец 1981 года дверной ручкой. Тянешь за нее, а она, не давая открыть дверь, сначала «открывается» сама, изламываясь в руке. Пользоваться сим плодом дизайнерской мысли не так удобно, как старыми добрыми «скобами», рассчитанными под естественный хват, да еще с мягко утопающими кнопками.

Однако сама дверь внушает доверие, кажется тяжёлой и основательной. Салон темный — даже угрюмый. Может, это немного наивно, но таким мне и представлялся всегда интерьер официальных помещений, где проводили свое время высшие чины СССР — так почему же салоны их персональных автомобилей должны выглядеть иначе?

Кстати, здесь ничего не изменилось с тех пор, как Владимир Щербицкий оставил свой пост — а было это осенью 1989 года... Машину не реставрировали, она неплохо сохранилась, поскольку ее все время эксплуатировали очень бережно. Только ковер с пола пришлось убрать — износился здорово.

О неудобной посадке и плохой обзорности из-за руля я слышал не раз, но наверное, все это не касается модели «3102». С моим ростом в 183 см мне отлично видно дорогу, и глазами в потолок я не упирался. В моей власти — мягкий трехспицевый руль большого диаметра, длинный рычаг четырехступенчатой КПП и обширное торпедо с конусообразными стеклами приборов. Пластик панели роскошно мягкий, кайф от контакта с ним не портят даже синтетические вставки-наклейки «под дерево» — что поделаешь, так было модно тогда! Целых четыре дефлектора обдува, смотрящих на пассажиров, революцией на начало 1980-х уже не были, но смотрелись все еще свежо.

Машине есть, чем еще похвастаться: аварийная сигнализация, электроподогрев заднего стекла, инерционные ремни безопасности и даже омыватель фар! Увы, нет и речи о вещах, естественных для зарубежных седанов-одноклассников, типа кондиционера, усилителя руля или электрических стеклоподъемников. Но главное, что смотрится салон однозначно небедно.

Приборная панель с тремя циферблатами в глубоких колодцах, позаимствованных у Чайки (ага, вот они — отголоски передела сфер влияния чиновничьих моделей!), читается не очень хорошо. Высокому водителю мешает верхний сектор руля, который закрывает часы и фрагмент спидометра. Кресла мягкие и широкие, в них самый раз не машиной управлять, а думать о чем-то менее напрягающем. Не перепутали часом конструкторы водительское сиденье с задним диваном?

Но нет, он еще «козырнее». Конечно, садиться на заднее сиденье нужно через правую дверь. Открываю ее сам, как и всемогущий правитель советского периода. Во времена работы этой Волги в киевском ГОНе сановному пассажиру, скорее всего, никто не прислуживал — 1987 год на дворе, в самом разгаре объявленная из Москвы борьба с привилегиями номенклатуры!

Интерьер возрожденного ГАЗ-69 рассекречен.

Садиться на задний диван оказалось не так уж и сложно — главное, чтобы передний пассажир не особенно-то двигал свое кресло назад, потому что самое узкое (во всех смыслах) место тут — пространство для ног. Проваливаюсь в мягкую подушку, спинка тоже хороша. Все просто и лаконично — никаких вам воздуховодов, массажеров и оттоманок.

Из удобств — только мягкий подлокотник, который прячется в спинку дивана, пепельница и коврики с дополнительной шумоизоляцией. На фоне плюшевого уюта «мебели» контрастно, жестко и холодно выглядит дверь: казенная виниловая карта, «шарманка» стеклоподъемника... Ладно хоть ручка-подлокотник (похоже, «троечная» жигулевская) помогает пристроить правую руку.

А вместо сердца — форкамерный мотор

Традиционная первая манипуляция — запуск двигателя — требует многократной отработки, поскольку связана с некоторыми неудобствами. Замок зажигания на черной Волге, как и у ее сестер-«двадцать четверок», расположился под рулем, поэтому пристегнутому водителю нужно несколько изогнуться телом. Понятно, что у Владимира Васильевича водитель был стройным и подтянутым, а если, допустим, у кого животик от пива имеется?

Немного скрипучий стартер запускает бензиновый двигатель с пол-оборота, и вот уже из-под капота доносится негромкий ровный звук необычного мотора. На нашем автомобиле установлен тот самый агрегат ЗМЗ-4022.10 с форкамерной системой зажигания. Нетрадиционная конструкция камеры сгорания повлекла за собой серьезные изменения — 12-клапанную головку цилиндров, специальный трехкамерный карбюратор, оригинальную систему охлаждения.

Такой непростой апгрейд двигателя горьковчане затеяли ради сокращения расхода топлива — он снизился почти в полтора раза по сравнению с обычным мотором ЗМЗ-24Д. Решили и вторую задачу — уменьшение токсичности выбросов (конкретно —- окисей азота и углерода). Попутно повысили отдачу мотора: мощность выросла на 10 «лошадок» (до 105 л. с.).

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Поддерживаете ли Вы предложение отменить полисы ОСАГО?
Да
Нет
42 комментария
Quto
ПДД онлайн Билет 25, вопрос 11
Разрешен ли Вам обгон?
Да.
Да, если скорость грузового автомобиля менее 30 км/ч.
Нет.
Ответить