Тест-драйвы

Герои своего времени: сравнение колесной техники Красной Армии и вермахта

25 февраля 2016
≈ 13 минут
309 просмотров

Великая Отечественная вошла в историю не только как самая кровопролитная война, но и как период прорыва в конструкциях и технологиях автопроизводства. Мы победили, но были ли колеса РККА сильнее транспорта вермахта?

ГАЗ М-1 — Mercedes-Benz 170VK

В отличие от сегодняшнего армейского автопарка, где львиную долю составляют полноприводные автомобили, 75 лет назад дела обстояли иначе, и моноприводных машин на службе было предостаточно. Седан ГАЗ М-1, который до войны активно использовался в такси, в качестве служебного, а иногда и личного транспорта, на период 1941-1945 годов получил новую профессию и стал развозной машиной для старшего и высшего командного состава РККА. В Третьем рейхе похожая судьба была у популярного Mercedes-Benz 170V, гражданская версия которого в конце 30-х разошлась по миру тиражом более 70 тыс. экземпляров. По заказу военных компания разработала несколько вариаций на тему упрощенной армейской модификации с кузовом кабриолет (с общим внутризаводским индексом W136K). Это были: легковое авто для тыла, полицейская машина, связной автомобиль и самый популярный — разведывательно-штабной вариант.

Обе легковушки выполнены по традиционной рамной схеме. У «эмки» она лонжеронная, а на «Мерсе» — Х-образная, более легкая, но хуже противостоящая скручиванию, что в условиях военной эксплуатации было существенным минусом. К главному преимуществу кузова отечественного авто смело можно отнести жесткий верх, в то время как пассажирам иномарки же приходилось довольствоваться тентом, а на некоторых версиях даже двери отсутствовали (их заменяли шторки из брезента). Оформление салона ничем существенно не отличалось, обе машины могли брать на борт четырех пассажиров (не считая водителя). Да и о комфорте на войне думали мало, главной задачей было обеспечить простоту конструкции и массовость.

С массовостью у обоих конкурентов все было в порядке, но к эксплуатационным характеристикам у военных были претензии. Так, немецкая армейская «госприемка» к недостаткам 170V относила малый дорожный просвет (200 мм); у «Молотовца» клиренс был больше, и при равной колесной базе (2 845 мм) эти 10 миллиметров были существенной прибавкой.

Под капотом М-1 скрывался 3,3-литровый бензиновый мотор мощностью 50 л. с. Вместе с ним работала трехступенчатая механическая трансмиссия, вторая и третья ступени которой были синхронизированы. «Немец» оснащался бензиновым двигателем с почти в два раза меньшим объемом (1,7 литра), но он не так уж и проигрывал по мощности (38-40 л. с.). Да и четырехступенчатая механическая КПП с синхронизаторами на всех передачах позволяла лучше использовать потенциал двигателя.

Подвеска ГАЗа была простой, выносливой и вполне комфортабельной — по две мощных продольных полуэллиптических рессоры на каждую ось и по одному гидравлическому амортизатору. Мерседес-«оккупант» был не столь приспособлен к условиям войны: спереди имел две старомодные поперечные рессоры (нижняя на колдобинах часто ломалась), а сзади — цилиндрические пружины с качающимися полуосями.

ГАЗ 61-417 — Tempo G1200

Автомобили-полноприводники из этой пары — наиболее близкие аналоги в армейских автопарках противоборствующих сторон. Интересно наблюдать, что при схожести возложенных задач каждый построен по собственной концепции, отражающей условия, в которых был создан. Советский — спроектирован и выпускался исключительно в самые трудные для страны военные годы, а немецкий был запущен в серию заранее, еще до начала Второй мировой.

Первый образец утилитарного пикапа ГАЗ 61-417 на базе шестицилиндровой полноприводной «Эмки» был собран вскоре после начала войны, 25 июня 1941 года, и в тот же день отправлен на полигон. Короткие и интенсивные испытания показали, что машина отлично справляется с бездорожьем, уверенно таскает за собой легкую артиллерию (45- и 57-мм пушки). После окончания опытных заездов было решено начать производство пикапа, которое продолжалось только до начала 42-го из-за дефицита моторов и стального проката.

Tempo G1200 с его чудной конструкцией по принципу «тяни-толкай» выпускался с 1936-го, специально для военных. Двухмоторный 4×4 использовался как штабной или разведывательный.

Обе машины имели открытый кузов, без дизайнерских изысков, ГАЗик в целях экономии даже лишили боковых дверей. Отдельного слова заслуживают «запаски». На ГАЗ 61-417 они статично, по легковой моде тех лет, крепились на крыле. На «Темпо» оба запасных колеса были частью внедорожного арсенала, поскольку могли вращаться на своей оси и служить опорой там, где машине не хватало клиренса.

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Поддерживаете ли Вы предложение отменить полисы ОСАГО?
Да
Нет
40 комментариев
Quto
ПДД онлайн Билет 24, вопрос 13
Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
Уступите дорогу трамваю и, убедившись, что Ваши пути не пересекаются со встречным автомобилем, выполните поворот.
Проедете перекресток первым.
Ответить