Тест-драйвы

Герои своего времени: сравнение колесной техники Красной Армии и вермахта

25 февраля, 09:50
≈ 13 минут
280 просмотров

Великая Отечественная вошла в историю не только как самая кровопролитная война, но и как период прорыва в конструкциях и технологиях автопроизводства. Мы победили, но были ли колеса РККА сильнее транспорта вермахта?

ГАЗ М-1 — Mercedes-Benz 170VK

В отличие от сегодняшнего армейского автопарка, где львиную долю составляют полноприводные автомобили, 75 лет назад дела обстояли иначе, и моноприводных машин на службе было предостаточно. Седан ГАЗ М-1, который до войны активно использовался в такси, в качестве служебного, а иногда и личного транспорта, на период 1941-1945 годов получил новую профессию и стал развозной машиной для старшего и высшего командного состава РККА. В Третьем рейхе похожая судьба была у популярного Mercedes-Benz 170V, гражданская версия которого в конце 30-х разошлась по миру тиражом более 70 тыс. экземпляров. По заказу военных компания разработала несколько вариаций на тему упрощенной армейской модификации с кузовом кабриолет (с общим внутризаводским индексом W136K). Это были: легковое авто для тыла, полицейская машина, связной автомобиль и самый популярный — разведывательно-штабной вариант.

http://img.autorambler.ru/images/journal/ce71ee23100b43fe5acfa3ee9e2c2060

Обе легковушки выполнены по традиционной рамной схеме. У «эмки» она лонжеронная, а на «Мерсе» — Х-образная, более легкая, но хуже противостоящая скручиванию, что в условиях военной эксплуатации было существенным минусом. К главному преимуществу кузова отечественного авто смело можно отнести жесткий верх, в то время как пассажирам иномарки же приходилось довольствоваться тентом, а на некоторых версиях даже двери отсутствовали (их заменяли шторки из брезента). Оформление салона ничем существенно не отличалось, обе машины могли брать на борт четырех пассажиров (не считая водителя). Да и о комфорте на войне думали мало, главной задачей было обеспечить простоту конструкции и массовость.

С массовостью у обоих конкурентов все было в порядке, но к эксплуатационным характеристикам у военных были претензии. Так, немецкая армейская «госприемка» к недостаткам 170V относила малый дорожный просвет (200 мм); у «Молотовца» клиренс был больше, и при равной колесной базе (2 845 мм) эти 10 миллиметров были существенной прибавкой.

http://img.autorambler.ru/images/journal/b8fbb100c7980d5372c63821db1d77e8

Под капотом М-1 скрывался 3,3-литровый бензиновый мотор мощностью 50 л. с. Вместе с ним работала трехступенчатая механическая трансмиссия, вторая и третья ступени которой были синхронизированы. «Немец» оснащался бензиновым двигателем с почти в два раза меньшим объемом (1,7 литра), но он не так уж и проигрывал по мощности (38-40 л. с.). Да и четырехступенчатая механическая КПП с синхронизаторами на всех передачах позволяла лучше использовать потенциал двигателя.

Подвеска ГАЗа была простой, выносливой и вполне комфортабельной — по две мощных продольных полуэллиптических рессоры на каждую ось и по одному гидравлическому амортизатору. Мерседес-«оккупант» был не столь приспособлен к условиям войны: спереди имел две старомодные поперечные рессоры (нижняя на колдобинах часто ломалась), а сзади — цилиндрические пружины с качающимися полуосями.

ГАЗ 61-417 — Tempo G1200

Автомобили-полноприводники из этой пары — наиболее близкие аналоги в армейских автопарках противоборствующих сторон. Интересно наблюдать, что при схожести возложенных задач каждый построен по собственной концепции, отражающей условия, в которых был создан. Советский — спроектирован и выпускался исключительно в самые трудные для страны военные годы, а немецкий был запущен в серию заранее, еще до начала Второй мировой.

http://img.autorambler.ru/images/journal/030bb12b1c1b2a3264623505bd6a91d1

Первый образец утилитарного пикапа ГАЗ 61-417 на базе шестицилиндровой полноприводной «Эмки» был собран вскоре после начала войны, 25 июня 1941 года, и в тот же день отправлен на полигон. Короткие и интенсивные испытания показали, что машина отлично справляется с бездорожьем, уверенно таскает за собой легкую артиллерию (45- и 57-мм пушки). После окончания опытных заездов было решено начать производство пикапа, которое продолжалось только до начала 42-го из-за дефицита моторов и стального проката.

Tempo G1200 с его чудной конструкцией по принципу «тяни-толкай» выпускался с 1936-го, специально для военных. Двухмоторный 4×4 использовался как штабной или разведывательный.

Обе машины имели открытый кузов, без дизайнерских изысков, ГАЗик в целях экономии даже лишили боковых дверей. Отдельного слова заслуживают «запаски». На ГАЗ 61-417 они статично, по легковой моде тех лет, крепились на крыле. На «Темпо» оба запасных колеса были частью внедорожного арсенала, поскольку могли вращаться на своей оси и служить опорой там, где машине не хватало клиренса.

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Американский хакер создал бесплатный автопилот для машин. Готовы ли вы протестировать его на своем автомобиле?
Да
Нет
0 комментариев
ПДД онлайн Билет 37, вопрос 5
Разрешается ли Вам перестроиться на реверсивную полосу в данной ситуации?
Запрещается.
Разрешается.
Разрешается только для поворота налево или разворота.
Ответить