Тест-драйвы

Гараж особого назначения: от Сталина до Путина

3 марта, 08:00
≈ 19 минут
298 просмотров

Отечественный автопром создавал невероятные машины, хотя и малыми сериями. И предназначались они для перевозки первых лиц государства.

Наш первый 6-местный бронированный лимузин ЗиС-115 создавался, прежде всего, для Сталина. Хотя в основу был положен американский Packard, в конструкции было много своего, а главная изюминка — бронекорпус — стопроцентное отечественное ноу-хау. Бронекорпус выпускали на военном заводе в Подольске, он назывался «изделие № 100». Каждая броневая панель кузова проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу на соответствие высшей категории защиты. Производство этих корпусов было индивидуальным, и на каждой, даже самой маленькой детали стояло клеймо с номером машины. Боковые стекла имели толщину 75 мм и при этом выполнялись опускными (привод осуществлялся устройством, напоминающим гидравлический домкрат). Выборочно автомобили ЗиС-115 оборудовались кондиционерами. Компрессор ставили под капот, а сама установка располагалась в багажнике. При этом воздуховоды шли прямо в салон и монтировались по обе стороны от заднего стекла. На ЗиС-115 впервые в СССР использовался задний мост с полуосями полностью разгруженного типа. В отличие от базового ЗиС-110 «бронелимузин» комплектовался шинами увеличенного размера — 7,50-17«. Кроме того, на ЗиС-115 был более мощный (126 л. с.) двигатель с увеличенной степенью сжатия. Для лучшего охлаждения силового агрегата применяли сдвоенный масляный насос и дополнительный масляный радиатор. Машины собирались в спеццехе с отдельной пропускной системой и вооруженной охраной. По разным оценкам из ворот спеццеха в 1949-1958 гг. вышло 30-38 автомобилей, до наших дней сохранилось не больше 10.

http://img.autorambler.ru/images/journal/2a07252f20661d75490d6f63d13ba891

В сталинскую эпоху ГАЗ М-1 был служебным автомобилем НКВД

В постсталинскую эпоху наступила пора «открытости». В 1956 году для Никиты Хрущева собрали полноприводной автомобиль ЗиС-110П с кузовом фаэтон. Он использовался для поездок по целине, по колхозным полям и на охоту. Хрущевский фаэтон имел оригинальную раму, а некоторые агрегаты ходовой части были заимствованы у грузовика ГАЗ-63. Помимо полного привода характерной особенностью этих машин была независимая подвеска передних колес. Всего было выпущено два полноприводных фаэтона. Один из них использовался в спортивной лаборатории ЗиЛа и до наших дней не сохранился.

В 1956 году ЗиС был переименован в завод имени Лихачева, а на следующий год был выпущен первый экземпляр нового лимузина ЗиЛ-111. В его конструкции было воплощено много новых технических решений: V-образный силовой агрегат, 2-ступенчатая АКП с кнопочным управлением, электропривод стеклоподъемников, бескамерные шины низкого давления. Новый ЗиЛ, как и предшественник, оставался рамной машиной, но при этом стал значительно ниже. За счет увеличившейся ширины кузова и перепланировки салона места в машине стало больше, соответственно пассажиры смогли разместиться значительно удобнее, чем в ЗиС-110. В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 с полностью отечественной установкой для кондиционирования, названная ЗиЛ-111А, а чуть позже появился и кабриолет с индексом «В». Несколько экземпляров ЗиЛ-111В были выпущены в специальном парадном исполнении со светлым тентом и дополнительным оборудованием: поручнями и микрофоном. Они сменили на парадах фаэтоны ЗиС-110Б.

http://img.autorambler.ru/images/journal/ce2f08ffe74683abe9889f307b8f2b0e

Полноприводной фаэтон ЗиС-110П на агрегатах от ГАЗ-63

В декабре 1962 года в мелкосерийную сборку пошла еще одна модификация «сто одиннадцатого» — лимузин ЗиЛ-111Г. Четырехфарная система освещения делала этот автомобиль более монументальным и тяжеловесным на вид. По сути это был тот же 111А с кондиционером, но с измененными внешними формами кузова и совершенно другим художественным решением хромированного декора. Внешне ЗиЛ-111Г уже не копировал какой-то конкретный автомобиль, а был полностью создан заводскими дизайнерами, хотя и с оглядкой на американские тенденции автомобилестроения. На 111Г полностью была изменена передняя и задняя часть машины. Центральная же осталась прежней, за исключением наружных панелей дверей, соответственно стилизованных под произошедшие внешние изменения. Прописная надпись «ЗиЛ сто одиннадцать» на заднем крыле уступила место лаконичной «ЗиЛ-111». Из примерно 26 изготовленных автомобилей достоверно известно о 9 сохранившихся. Открытой версией автомобиля ЗиЛ-111Г стал автомобиль ЗиЛ-111Д с кузовом кабриолет. В период с 1964 по 1967 гг. было построено около 12 автомобилей. Серо-голубые ЗиЛ-111Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов, когда были заменены более современными ЗиЛ-117В.

К 50-летию Октябрьской революции на ЗиЛе изготовили новый лимузин ЗиЛ-114. На самом деле работы по созданию нового автомобиля ЗиЛ-114 велись параллельно с разработкой ЗиЛ-111Г. Проекты ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117 входил в список мероприятий, утвержденных постановлением Совмина. Внешняя форма ЗиЛ-114 впервые в истории создания представительских автомобилей ЗиС-ЗиЛ была самостоятельной, т. е. не имела прототипа или элементов прямого заимствования. Хотя, как и прежде, для завода постепенно приобретались зарубежные представительские автомобили для изучения. Утверждение формы происходило осенью 1963 года. Принятая форма оказалась устойчивой, стабильной, даже несколько консервативной. Если внешность семейства 114-х всегда оставалась строгой, то интерьер был многовариантен по исполнению, от серого сукна до бордового бархата с золотым шитьем. Впервые на автомобиле были применены следующие конструктивные решения: передние и задние дисковые тормозные механизмы с вентилируемыми дисками; алюминиевый блок двигателя; 3-скоростная гидромеханическая АКП; торсионная передняя подвеска. Три опытных образца ЗиЛ-Э114 были построены в 1966 году. Базовая модель семейства находилась в производстве с 1967 по 1976 гг. и со всеми модификациями была изготовлена в 120 экземплярах.

http://img.autorambler.ru/images/journal/69ee02858cb0ea3115ba3fd4e60a2578

Модель ЗиС-110 (1944-1958 гг.) являлась базовой в семействе

В 1967 году увидела свет в металле еще одна новая разработка — 7-местный представительский лимузин ЗиЛ-114. Машина оснащалась 6-литровым V-образным двигателем мощностью 300 л. с. и имела X-образную раму из лонжеронов объемного сечения, обладавших повышенной жесткостью на кручение. Поскольку особое внимание уделялось комфорту пассажиров, длина лимузина возросла до 6,3 м. Почти все пространство внутри салона принадлежало пассажирам: водителю оставалось так мало места, что даже рулевую колонку пришлось сделать откидывающейся. Всего было собрано 113 экземпляров. Автомобиль имел строгие и гармоничные формы. Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. Именно с серии «114» начался отход ЗиЛа от прямого копирования американского стиля, элементы которого можно было видеть на предшествующих моделях.

Впоследствии ЗиЛ-114 трансформировался в куда более прогрессивную конструкцию ЗиЛ-4104. Пройдя две глубоких модернизации, она завершила историю создания представительских автомобилей на ЗиЛ.

http://img.autorambler.ru/images/journal/3aec6ab42a88f26f2b9fb13bce475bc3

Версия ГАЗ-21 для спецслужб имела заводской индекс ГАЗ-23

Читать далее на сайте 5koleso.ru

Источник: Журнал "5 Колесо"
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
10 комментариев
ПДД онлайн Билет 28, вопрос 20
Какое административное наказание может быть применено к водителю транспортного средства за оставление в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является?
Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет.
Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.
Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.
Ответить