Тест-драйвы

«Бора»: не Volkswagen и не Maserati, а… ВАЗ

4 марта, 08:00
≈ 12 минут
353 просмотра

Бора — северный ветер, который возникает, когда поток холодного воздуха встречает на своём пути препятствие. В мире существует несколько автомобилей с этим «ветреным» названием — например, cедан от Volkswagen или спорткар от Maserati. Но была еще одна Бора! Необычный открытый автомобиль с колёсами Нивы в лихие девяностые был создан на ВАЗе по заказу компании «Бора ЛТД».

Самоход из подручных материалов

Впрочем, все началось еще раньше... Ведь изначально проект Боры был задуман еще в 1989 году как утилитарный автомобиль на базе восстановленных узлов и агрегатов Жигулей. Предполагалось, что на такой «тележке» будут ездить работники коммунального хозяйства и труженики агропрома, то есть «развлекательная» составляющая техническим проектом не предусматривалась, а впоследствии стала «побочным эффектом» проекта.

http://img.autorambler.ru/images/journal/7f361e2185afd233796ab094cdaf183e

Конструктивно первая Бора была задумана очень просто — несущая рама с примитивными по технологии производства пластиковыми кузовными панелями и съемным тентом, а также дугой безопасности (такую же функцию должна была нести и рамка лобового стекла). Силовой агрегат, трансмиссия, ходовая часть, органы управления, проводка — «жигулевские», причем максимальная унификация была прописана отдельным пунктом технического задания. Однако развал большой советской страны поставил крест на заднеприводной Боре, как и на многих «перспективах» конца 80-х.

Проект из долгого ящика

Но Боре все же суждено было родиться: весной 1992 года в НТЦ ВАЗа под руководством Евгения Соколова начали заниматься проектом «21 Бора». Существует мнение, что столь необычный проект возник не на пустом месте — дескать, представитель некоей московской фирмы (называвшейся, по видимости, «Бора ЛТД») после посещения ряда латиноамериканских стран понял, что тамошним аграриям очень не хватает легкой утилитарной машины с полным приводом. Как бы то ни было, идея чего-то подобного витала на ВАЗе еще в восьмидесятые годы. Да и мировая практика к тому времени давно уже знала немало подобных проектов, ставших мелкосерийными автомобилями — например, Citroen Mehari, Renault 4 Plein Air, Austin Mini Moke...

http://img.autorambler.ru/images/journal/dba902734e3cad18d54795ee8f9fdf6a

Любопытно, что подобные «пляжно-утилитарные» автомобили Euro-Star на базе заднеприводных ВАЗов строил немецкий партнер импортера «Дойче Лада» — компания Bohse Automobilbau GmbH. Однако практически у всех аналогов, за исключением поздних ситроеновских Mehari, было существенное отличие от будущей Боры, — они были «недоприводными», то есть имели всего одну ведущую ось, в то время как базировавшаяся на «нивовских» агрегатах машина обладала привычным (и впечатляющим) арсеналом — постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и понижающими передачами.

«Изюминка» автомобиля — сварной алюминиевый каркас, благодаря которому Бора получилась относительно лёгкой (снаряженная масса на 200 кг меньше, чем у ВАЗ-2121). Раму из стандартных алюминиевых профилей АМГ-6М для Боры в январе 1994 года делали не на ВАЗе, а на Самарском заводе «АВИАКОР». Для установки передней подвески применили специально изготовленный подрамник, а силовой агрегат закрепили непосредственно на раме. В марте был собран «ходовой образец».

http://img.autorambler.ru/images/journal/7584e85f1630535edb71e8eda9560009

Зарубежная карьера

Бора в качестве совместного творения компании ТОО «Бора ЛТД» и НТЦ ВАЗа была показана на выставке инвестиционных проектов СИТЕКС-94 в Лондоне. Уже в конце 1994 года этот выставочный образец отправили в г. Шарджа (ОАЭ), где в реальных условиях ближневосточной пустыни возможности автомобиля были продемонстрированы потенциальным покупателей — дилерам и бизнесменам из ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта, Египта и Пакистана. Благодаря небольшой снаряженной массе Бора показала отличную проходимость по различным видам песка, в том числе вязкому и сыпучему.

http://img.autorambler.ru/images/journal/428494a9a54282cb6d6e9fb00827e5a1

Во время испытаний Боры в Эмиратах произошел забавный казус: наследный принц Махмуд Амери прямо с выставочного стенда уехал в пески возле Дубаи — лично проверить Бору в деле. Охрана принца тут же ринулась следом на Nissan Patrol — сопровождать его Величество во время испытаний Боры. Однако именитый, но тяжелый японский внедорожник моментально отстал, застряв практически сразу же. А вот принц не застрял ни разу и остался настолько доволен проверкой Боры, что тут же захотел наладить выпуск подобных автомобилей в своих владениях.

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 2, вопрос 13
Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?
Только пешеходам.
Автобусу и пешеходам.
Только автобусу.
Никому.
Ответить