Войти в почту

СИМ на пути перемен

Количество электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности растет огромными темпами. С 1 марта вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые устанавливают требования для их передвижения. Помогут ли новые правила сократить аварийность с этими транспортными средствами?

СИМ на пути перемен
© Российская Газета

В марте 2023 г. на российских дорогах зафиксировано 19 ДТП с участием СИМ, в которых ранения получил 21 человек, погибших нет.

Из общего количества ДТП с участием СИМ в марте 2023 г. 3 - произошли в Южном федеральном округе, 4 - в Центральном федеральном округе, 4 - в Приволжском федеральном округе, 3 - в Уральском федеральном округе, 2 - в Северо-Западном федеральном округе, 2 - в Северо-Кавказском федеральном округе, 1 - в Сибирском федеральном округе.

Чаще всего такие ДТП фиксировались на перекрестках (при пересечении СИМ проезжей части вне зоны пешеходных переходов), вблизи мест парковок автотранспорта (при выезде транспортных средств с парковки происходило столкновение с движущимся СИМ), а также при наезде СИМ на препятствие с последующим опрокидыванием.

Под колесами судьбы

Напомним, с 1 марта вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые прописывают требования к управлению этой техникой. СИМ теперь считаются транспортными средствами. Но не механическими. По сути, они приравнены к велосипедам. Соответственно, в статистику аварийности попадают только те случаи, когда происшествие произошло на дороге. Допустим, электросамокат врезался в автомобиль. А если самокатчик сбил пешехода на тротуаре или в жилой зоне или, например, сам перевернулся через руль, то вне зависимости от тяжести последствий такие происшествия не считаются ДТП и статистики по ним нет.

Между тем уже с начала этого года в результате таких происшествий пострадало немало людей, в том числе с тяжелыми последствиями. Ряд дел по факту таких происшествий взяты на контроль главой Следственного комитета РФ. Например, случай в Уфе, когда молодой человек, не справившись с управлением электросамокатом, наехал на отца с малолетним ребенком, в результате чего мужчине был причинен вред здоровью.

Еще одно происшествие случилось в Москве совсем недавно - 20 апреля. Бабушка отправилась на прогулку с внуками. Навстречу им выехали трое молодых людей на арендованных самокатах, один из которых на полном ходу врезался в четырехлетнюю девочку. В результате сбитый самокатчиком ребенок оказался в реанимации с тяжелой травмой - переломом черепа.

В Ярославле девушка на электросамокате сбила ребенка и уехала, попросту оставив его лежать на тротуаре.

Также на особый контроль СК взяты сразу несколько происшествий недавнего времени, случившихся в Санкт-Петербурге. На улице Федора Абрамова 21-летнюю девушку сбил электросамокат. На Невском проспекте множественные повреждения получила 39-летняя женщина. На улице Дыбенко следствием происшествия с участием самоката стала черепно-мозговая травма у 22-летней девушки. Кроме того, компания из трех человек на самокатах устроила сессию агрессивного вождения на перекрестке Камышовой и Гаккелевской улиц 16 апреля 2023 года.

Все ходы записаны

Напомним, что в новых правилах прописаны четкие требования к управлению этими средствами повышенной опасности. Определен и возраст водителей СИМ, и вес устройств, и места, разрешенные для передвижения, и ограничения скоростного режима.

Дети от 7 до 14 лет получили право передвигаться на СИМ по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. При этом передвижение на СИМ детей младше 7 лет должно осуществляться только в сопровождении взрослых.

Старше 14 лет - по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Но при условии, что вес устройства не превышает 35 кг. Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Нарушившим правила движения на электросамокатах теперь грозит штраф в размере 800 рублей. Это на 300 рублей больше, чем в те времена, когда они еще числились пешеходами

Если велодорожек нет, передвигаться на средствах индивидуальной мобильности можно и по тротуарам. Но только со скоростью пешеходов. И приоритет на тротуарах и в пешеходных зонах имеют именно пешеходы.

Бывает, на дорогах нет ни велодорожек, ни тротуаров. В такой ситуации можно двигаться по обочинам. Или по краю проезжей части. Но при соблюдении определенных условий. Устройство должно быть оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди. И ехать на нем можно только по краю той дороги, где скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедов. Очевидно, что моноколеса, сигвеи и гироскутеры этим условиям не отвечают - ведь тормозов у них нет, водитель тормозит за счет переноса центра тяжести собственного тела.

Для водителей этих устройств введен новый дорожный знак, который прямо запрещает движение СИМ. Кстати, на СИМ запрещено передвигаться и там, где соответствующим знаком запрещено движение пешеходов.

Это об ограничениях. Теперь о преимуществах для водителей СИМ. Пешеходов обязали уступать дорогу этим транспортным средствам на велосипедных дорожках. Водители, которые выезжают с прилегающих территорий или поворачивают на них, теперь должны уступать дорогу не только пешеходам и велосипедистам, но и пользователям СИМ.

В Госавтоинспекции также напомнили, что на СИМах нельзя передвигаться вдвоем. Кроме того, детям лучше использовать средства защиты (шлем, наколенники, налокотники). И всем, кто передвигается на средствах индивидуальной мобильности, в темное время суток использовать на одежде световозвращающие элементы.

Кто виноват и что делать?

Согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях, водителям СИМ, нарушившим правила движения, теперь грозит штраф в размере 800 рублей. Это на 300 рублей больше, чем в те времена, когда они еще числились пешеходами. Если нарушитель был нетрезв, размер штрафа возрастает - от 1 тысячи до 1,5 тысячи в соответствии с частью 3 статьи 12.29 КоАП.

По-прежнему остаются вопросы к мощности самокатов. Например, двухколесное транспортное средство мощностью более 0,25 кВт могут посчитать мопедом. А для управления мопедом требуются права. Если их нет, водитель может попасть на серьезный штраф - от 5 до 15 тысяч рублей.

Моноколеса больше не имеют права выезжать на автомобильные дороги. Фото: ООО "Лаборатория Алфавит"

Но главный вопрос даже не в строгости наказания, а в его неотвратимости. Как обеспечить этот основополагающий принцип? Кто будет выявлять допущенные нарушения? Ведь регистрационных знаков у электросамокатов нет. А значит, камеры фотовидеофиксации нарушений тут бесполезны.

Впрочем, в некоторых регионах проводятся рейды по выявлению нарушителей. Такие мероприятия уже провели региональные управления Госавтоинспекции в Москве, Барнауле, Саратове, Чебоксарах, Туле, Уфе и других городах.

Ждите ответа

Регулярно звучат предложения выдавать регистрационные номера на электросамокаты. Или вот такое: признать все мопедами и допускать к управлению только тех, у кого есть права.

Некоторые эксперты считают, что следует по примеру некоторых европейских стран вообще запретить передвижение на электросамокатах вне специально организованных зон.

А вот член Общественной палаты РФ, вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей "Комитет по защите прав автовладельцев" Александр Холодов предлагает подождать. Поправки в ПДД только вступили в силу. В этом сезоне нужно будет посмотреть, как они работают, их необходимо "обкатать" и только потом думать о других мерах регулирования.

Того же мнения придерживается и Минтранс России. В ведомстве подчеркивают, что необходимость внесения изменений в правила должна определяться с учетом результатов правоприменительной практики. В связи с непродолжительным сроком применения новелл такой практики на данный момент недостаточно.

Что же касается введения прав для тех, кто управляет СИМ, то, по данным исследования Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, все-таки наибольшее число ДТП с СИМ происходит по вине водителей автомобилей - 57 процентов.

В этом же исследовании напоминают о том, что не столь давно у нас вступил в силу ГОСТ на электросамокаты. Но и новые поправки в правила, и новый ГОСТ оставляют неразрешенным вопрос о видовой принадлежности транспортных средств, которые по внешним признакам - СИМ, но мощность двигателя больше соответствует мопедам или мотоциклам. Куда их отнести? Ответ на этот вопрос исключит споры в правоприменительной практике, позволит определиться с тем, нужны ли права на управление таким транспортом, регистрация в Госавтоинспекции, а главное - положительно скажется на ситуации с безопасностью дорожного движения.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"