Войти в почту

Как изменится работа общественного транспорта в Костроме и Ярославле

В этом году Ярославль и Кострома планируют перейти на новую систему транспортного обслуживания населения: с перевозчиками будут заключаться не привычные, а так называемые брутто-контракты. То есть заработок транспортников попадет в зависимость не от количества перевезенных пассажиров, а от четкого соблюдения условий контракта, в том числе расписания и числа рейсов, что позволит исключить гонки за пассажирами и повысит безопасность перевозок. Насколько успешным будет этот формат, жители соседних волжских городов смогут оценить летом. Пока же местные паблики в соцсетях полны жалоб и на состояние автобусов, и на их графики.

Как изменится работа общественного транспорта в Костроме и Ярославле
© Российская Газета

Реформа реформы

К примеру, в Ярославле 17 января пассажиры запечатлели на видео разломанный пол автобуса 57-го маршрута, где, как позднее установили сотрудники ГИБДД, "во время движения перемещалась незакрепленная панель пола в районе арки заднего колеса". Проведенная Госавтоинспекцией на следующий же день проверка технического состояния выпускаемых на линию автобусов выявила 10 машин с техническими неисправностями и восемь - не прошедших техосмотр. Следствием этого стали не только возбужденные административные дела, но и пристальное внимание СК РФ, причем его первого лица. В региональном следственном управлении рассказали, что председатель СК России Александр Бастрыкин поручил провести проверку по информации об оказании в Ярославле услуг в сфере пассажирских перевозок, не отвечающих требованиям безопасности.

Ярославцы, ежедневно сталкивающиеся с последствиями недавней бестолковой транспортной реформы, ко всем новациям в сфере пассажирских перевозок относятся скептически, но с тем, что реформа реформы нужна, безусловно, согласны. Напомним, в 2021 году в маршрутную сеть областного центра были внесены изменения, в частности, ликвидированы дублирующие и некоторые сквозные автобусные маршруты, благодаря которым люди на одном транспорте, без пересадки добирались из одного района города в другой. Изменения сопровождались частичной сменой перевозчиков, у большинства из которых к этому времени закончились сроки действия разрешительных документов.

Победителями нового конкурса стали семь транспортных компаний, в том числе иногородние. Не попавшие в этот перечень ярославские перевозчики остались не у дел, пошли на субподряд к более удачливым коллегам либо уехали на работу в другие регионы. А у выигравших конкурсы новичков почему-то не оказалось в достатке ни автобусов, ни водителей. Городские власти вынуждены были признать, что ежедневно на маршрутах не хватало минимум 50-60 автобусов. То есть люди начали застревать на остановках, с которых еще совсем недавно уезжали без всяких проблем.

Градус народного возмущения был настолько велик, что Михаил Евраев, возглавивший Ярославскую область осенью 2021 года, сам подключился к решению этой проблемы, заявив, что ответственные специалисты в мэрии Ярославля допустили "серьезные просчеты" при планировании транспортной реформы. Тогда по приглашению руководства области в Ярославль прибыли на работу еще несколько иногородних перевозчиков. Правда, состояние их автобусов изумило горожан, привыкших до пресловутой реформы ездить на неплохом в целом транспорте (к примеру, автобус с дырявым полом из видео - достояние компании из Санкт-Петербурга). Но, как объяснил губернатор, в тот момент "не было ни автобусов, ни водителей, приглашали всех, кто хотел".

Необходимо помочь реке: проводить мероприятия по искусственной очистке дна как минимум в главном русле Волги

Автобус с конвейера

Однако через пару месяцев, заверил Михаил Евраев, ситуация начнет кардинально меняться. То есть переходный "межреформенный" период заканчивается: с 1 января 2023 года полномочия по организации регулярных пассажирских перевозок в Ярославле и Ярославском районе переданы с местного на региональный уровень, создано казенное учреждение "Организатор перевозок Ярославской области" с единым центром управления всем общественным транспортом и объявлены новые конкурсы по отбору перевозчиков. Причем объемы вложений предусмотрены фантастические: городские и пригородные маршруты сгруппированы в 33 лота, общая сумма брутто-контрактов - 58 миллиардов рублей на семь лет (на такой срок будут заключаться договоры).

- Уже в этом году мы потратим на общественный транспорт более пяти миллиардов рублей дополнительно к тому, что тратим обычно. В следующем году эти расходы составят порядка семи - девяти миллиардов, - пояснил глава региона.

Деньги пойдут на "обеспечение объема перевозок", а вот сами автобусы, которые будут большого, среднего и малого классов, - это забота самих перевозчиков. Главное - чтобы заводы смогли в непростых санкционных условиях обеспечить нужный объем поставок. "На сегодняшний день все вопросы обговорены, в прошлом году мы провели серьезную подготовку", - обнадежил губернатор.

Одно из требований к участникам конкурсов - наличие у них машин не старше одного года и экологического класса не ниже Евро-5. На первом этапе власти планируют заменить все автобусы в Ярославле и Ярославском районе, а дальше постепенно масштабировать проект на всю территорию региона. Горожанам обещано, что маршрутная сеть и все существующие транспортные связи сохранятся, а корректировки будут внесены лишь в отдельные маршруты по обращениям пассажиров. При этом транспорта большой вместимости, согласно только что опубликованному на сайте областного дептранса реестру муниципальных маршрутов, станет меньше. Однако в профильном департаменте уверяют, что на качество это не повлияет.

К слову, по брутто-контракту и с использованием новых автобусов среднего класса Volgabus-4298 с ярославской символикой на бортах уже полгода в городе работает пилотный маршрут № 176 Ярославль - Щедрино. В областном дептрансе эксперимент признали успешным, хотя многие пассажиры считают такие автобусы неудобными. Но функционирует маршрут, на который ежедневно выезжает семь машин, действительно четко.

- Мы начинаем в этом году серьезный проект. Будет происходить замена всего транспорта в Ярославле и Ярославском районе начиная с 1 апреля и до конца мая. Перевозчики, победившие по итогам конкурсов, должны будут вывести на маршруты новый, отвечающий всем требованиям транспорт: оформленные в едином стиле низкопольные автобусы, с камерами, электронными табло, современными системами оплаты. Что такое плохие перевозки, мы должны забыть, - заявил Михаил Евраев.

Решающие три минуты

В Костроме переход на новую систему транспортного обслуживания запланирован на 1 июля 2023 года. Здесь тоже с победителями конкурсов будут заключать долгосрочные семилетние брутто-контракты, предусматривающие повышенные требования к перевозкам пассажиров. Еще одна задача - замена старого подвижного состава на новые автобусы большой и средней вместимости. Поэтому к заключению контрактов допустят только тех перевозчиков, у кого есть транспорт не старше двух лет.

Кроме того, автобусы должны быть оснащены приборами спутниковой радионавигации "ЭРА ГЛОНАСС", системами видеонаблюдения, тахографами, тревожными кнопками, внутрисалонными информационными табло, речевыми автоинформаторами, электронными указателями рейсов, а также стационарными валидаторами у каждой двери для безналичной оплаты проезда. А еще в салонах у каждой двери должны быть установлены датчики подсчета пассажиров.

На прошедших в ноябре-2022 публичных слушаниях, посвященных транспортной реформе, власти заявили о намерении выпустить на линии более 100 новых автобусов большой вместимости, а кроме того, обновить остальной автопарк, поменяв транспорт на более вместительный: в общей сложности на городские маршруты должно выезжать свыше 280 автобусов.

Признаюсь, некоторые костромские новшества (оптимизация маршрутной сети, объединение дублирующих линий, появление 30-минутного интервала для бесплатной пересадки с одного транспорта на другой) очень напоминают пункты провалившейся ярославской транспортной реформы 2021 года, однако в Костроме изначально все активно обсуждается с населением, а значит, можно надеяться на то, что все возможные косяки будут исправлены до старта работы по-новому. Кроме того, брутто-контракты, в которых, по информации горадминистрации, будет прописано требование о недопустимости отклонения от расписания больше чем на три минуты, - тоже хорошая гарантия порядка на маршрутах.

- Ни один микрорайон города без общественного транспорта не останется. Это основная задача вводимых преобразований, - заверил горожан на публичных слушаниях начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Будько. - Естественно, на всех маршрутах будет обеспечена нормальная интервальность. Потому что, заменив подвижной состав, мы добьемся стабильной работы автобусов, которые не придется каждый день ремонтировать.

А как у соседей

Во Владимире работой общественного транспорта, нещадно критикуемой населением, власти тоже намерены заняться вплотную. Губернатор региона Александр Авдеев 18 января сообщил в соцсетях, что поручил разработать проект транспортной стратегии Владимира, то есть предложить конкретные шаги по решению назревшей проблемы с учетом глубокого анализа существующей ситуации на рынке и сравнения с соседними регионами.

- Медлить нельзя - предлагаю уже в этом году закупить 100 единиц техники в автопарк государственного перевозчика. Попросил мэрию в ближайшие дни направить сотрудников на производства, чтобы зарезервировать это количество машин. Транспортный вопрос так же остро стоит и в других регионах, спрос на качественные и недорогие автобусы и троллейбусы - высокий. Нам нельзя остаться ни с чем! - совершенно справедливо заметил глава области.

По его словам, для обновления и пополнения подвижного состава потребуется около 1,5 миллиарда рублей на ближайшие три года. Что это будет: прямое бюджетное финансирование, инфраструктурный бюджетный кредит или лизинг, - пока не решено, однако глава региона заверил, что "в любом случае областной бюджет будет действовать с городским сообща". А после снятия напряженности автопарк сможет пополняться по мере изнашивания с помощью тарифного регулирования, в котором предусмотрена инвестиционная составляющая.