Войти в почту

Боррель предлагает убрать Россию с дороги

Строительство новых транспортных коридоров в Среднюю Азию в обход России позволит Евросоюзу задействовать огромный потенциал этого региона. Об этом заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

Боррель предлагает убрать Россию с дороги
© Свободная пресса

На минувшей неделе верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности совершил поездку по Центральной (Средней) Азии. Побывал в Казахстане, где встретился с президентом Касым-Жомартом Токаевым, а в Самарканде принял участие в качестве председателя во встрече министров стран ЕС и Центральной Азии, которую принимал министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов.

20 января, после возвращения в Брюссель, Боррель в своем официальном блоге опубликовал нечто вроде «отчета о проделанной работе», в котором указал, что ЕС нужно углублять связи со странами Средней Азии.

Он признал, что Россия и Китай «играли и продолжают играть» ведущую роль в регионе. Но, «также очевидно», по его словам, что страны этого региона стремятся «диверсифицировать свои отношения», и рассматривают ЕС в качестве «предпочтительного партнера».

Этими переменами, как считает Боррель, Евросоюзу стоит воспользоваться.

«Мы должны углубить наши связи с регионом и использовать тот огромный потенциал, который он может предложить, с точки зрения поставок энергии, критического сырья и новых транспортных коридоров, не зависящих от России», - указал еврокомиссар.

И пояснил, что речь, прежде всего, идет о Транскаспийском транспортном маршруте.

От кого-кого, а от Борреля довольно странно слышать подобное. Ведь совсем недавно он заявлял, что «привилегированная» Европа – это «ухоженный сад», а окружающий ее мир – «агрессивные джунгли». И призывал беречь этот сад от вторжения из джунглей.

Теперь же предлагает соединить два таких разных мира транспортным коридором. Правда, в обход России…

Про Китай Боррель ничего не сказал. Между тем, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТКТМ) начинается именно там – в Поднебесной. Потом проходит Казахстан и через акваторию Каспийского моря идет дальше в Азербайджан, а затем в Грузию и Турцию, откуда возможно проводить поставки в Европу.

Другой вопрос, сможет ли этот путь стать полноценной альтернативой маршрута через Россию?

- У Китая и Евросоюза есть желание создать систему обмена товарами, чтобы дешевые китайские товары шли не только на американский рынок, но и на европейский в массовом объеме, - комментирует ситуацию директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев. - Они и так идут, но недостаточно большое количество. Это старая мечта, которую Си Цзиньпин обещал выполнять. Но всем было понятно, что основная часть пути, это - «Севморпуть» или «Транссиб» - т.е. российский путь.

И вот г-н Боррель (думаю, он не столько к Центральной Азии обращался, сколько к Китаю) сказал, наконец, что «мы можем это же проделать, только без России. Будем поставлять китайские товары через Центральную Азию». Построим для этого дороги, проложим новые железнодорожные пути, аэропорты и будем все поставлять, как и собирались.

Но раньше это был союз Европы, России и Китая, а теперь будет союз Европы, Китая и США. Плюс что-то обломится и Центральной Азии, потому что, понятно, нужно строить те самые дороги, аэропорты и т.д.

Вот об этом Боррель говорит. О создании системы торговли «Восток – Запад» только без России. Собственно, она и так создавалась, но с Россией. Теперь поставлена задача сделать это без нее.

Дорога через Центральную Азию и дальше через Закавказье в любом случае была бы. Потому что для поставок китайских товаров в Европу всех имеющихся дорог не хватит. Просто идея в том, что «мы сейчас так разовьем этот третий - Транскаспийский маршрут, что российские вообще не потребуются».

Я думаю, пока она утопическая. Теоретически возможно, что «Великий шелковый путь» будет восстановлен, но вряд ли это получится очень скоро. Представляете, какой объем нужен железных дорог и просто дорог…

Кроме того, малые и средние страны Средней Азии уже давно, так скажем, это Китай. И туркменская экономика – китайская, и киргизская экономика – китайская. Таджикская – персидская.

Но если Европа хочет играть без Китая, то значит, Европа опять играет в политику, а не в экономику.

«СП»: - Скорее, она хочет играть и в политику, и в экономику одновременно…

- У Европы нет столько денег, чтобы вкладывать в заведомо провальные с точки зрения экономики проекты в виде экономики Центральной Азии без Китая. Без России, конечно, они обойдутся. В том смысле, что объем будет меньше. Две трети реальных транспортных путей - это мы. Но они могут попытаться сыграть на одну треть.

Это – пожалуйста. Будет проблематично, но сделать можно.

Но там есть политические проблемы. Потому что, если без России, то кто гарантирует, что Китай не поглотит Казахстан с Узбекистаном? Собственно, более-менее взвешенная позиция этих республик по отношению России связана именно с этим.

Мы нужны Казахстану и Узбекистану как механизм защиты. Это первое.

Второе. Узбекистан сейчас в больше степени ориентируется не на Европу, а на Соединенные Штаты. Американцам этот транспортный коридор, как козе баян. Он им даже вреден.

«СП»: - При этом в Госдепартаменте заявили недавно, что приоритетной целью политики США должно стать разъединение экономик Азии и России. Разве у Борреля не та же самая «методичка»?

- Американцам нужно забрать под себя Центральную Азию. Но им не нужен транспортный коридор через Центральную Азию. Их вообще экономический аспект в чистом виде Центральной Азии не очень волнует. Для них это геополитика.

Интересы американцев и европейцев здесь не совпадают. Если с позиции «назло маме отморожу палец», то у американцев здесь геополитика, у европейцев - геоидеотизм. Что они собираются из центральной Азии возить, холопок?

Да, там много, чего есть. Но это добывать научиться надо. Кто добывать будет, если в мое время еще вставал вопрос, что специалистов нет. С тех пор вряд ли там ситуация к лучшему изменилась.

«СП»: - Зачем тогда Боррелю делать подобные заявления?

- Как зачем? Для политики. Подтянуть под себя страны, увеличить площадь своего влияния. Оно, в конечном счете, экономически, наверное, окупается, но в очень «дальнем прицеле».

Для нас это тоже, с одной стороны, серьезно. Потому что означает, что Центральную Азию у нас будут отъедать. С другой стороны, ее у нас будут отъедать в любом случае. Плохо, но вряд ли этому можно противостоять. ЕАЭС существует до тех пор, пока более богатые игроки не предложат странам Центральной Азии что-то более вкусное.

Тем не менее, развивать отношения со странами региона надо, конечно же. Только надо объяснить еще той стороне, в чем здесь обоюдная выгода.

Россия для стран Средней Азии важный партнер. Мы их защищаем, и кроме нас их защищать никто не будет. Однако за нашей спиной узбеки уже подгребают к американцам, казахи – непонятно пока к кому. Но в любом случае – западный вектор.