Войти в почту

Педаль в пол: как обеспечивают безопасность водителей на трассах Москвы

Безопасность на московских автомагистралях обеспечивается круглый год. Однако в осенний-зимний период обстановка на столичных дорогах в силу погодных условий становится опаснее. Дожди, снег и гололедица требуют повышенной концентрации от автолюбителей. Разумеется, весь год за обстановкой на трассах следят столичные службы спасения, а московские коммунальщики предпринимают все меры для содержания дорожного полотна в порядке. Как именно мегаполис следит за безопасностью на дорогах с учетом плотного движения и "пробок", читайте в материале РИА Недвижимость.

Спасительные байки

В летний период автомобильные дороги Москвы патрулируют не только сотрудники ГИБДД, но и работники расчётов быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах, входящие в подразделения столичного Пожарно-спасательного центра (ПСЦ).

Сейчас на вооружении спасателей ПСЦ – более 20 мотоциклов, оборудованных всем необходимым для ликвидации пожаров и оказания первой помощи пострадавшим.

Среди оборудования, в частности, есть компактные огнетушители, аптечки, специальный инструмент для вскрытия машин, попавших в ДТП, средства оперативной связи. Важное преимущество этих сотрудников ПСЦ в том, что на мотоциклах они легко преодолевают плотный городской трафик и оперативно прибывают на место происшествия.

Десятки пожарных на мотоциклах начинают патрулировать дороги Москвы одновременно со стартом мотосезона в начале мая и заканчивают свое дежурство в конце сентября. Осенью их работа, разумеется, не заканчивается. На зиму и начало весны пожарные пересаживаются на автоцистерны и другую пожарно-спасательную технику. В этом сезоне моторасчёты участвовали в ликвидации порядка ста ДТП.

Функционал "байкеров-спасателей" довольно широк: они могут тушить пожары, оказывать первую помощь и выезжать на социальные выезды.

"Железные кони" спасателей оснащены всем необходимым для ликвидации последствий аварий и возгораний. В арсенале пожарных, в частности, находятся: ранцевая установка пожаротушения "Игла", маска и баллон со сжатым воздухом, оградительные конусы, электрические разжим и резак, чехлы на острые кромки, конец Александрова, стеклобой и резак для ремней безопасности, а также накладка на подушку безопасности для работы на ДТП. Кроме того, каждый спасатель на мотоцикле имеет при себе оборудование для оказания первой помощи: противоожоговую аптечку, медицинские транспортные шины.

Все навыки для работы в городе специалисты получают при первоначальной подготовке в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Москвы, а перед началом мотосезона в мотошколе ГУП "Мосгортранс". В течение нескольких месяцев будущие мотоспасатели изучают и отрабатывают правила первой помощи, психологию общения с пострадавшими, работу со спецсигналами, порядок тушения пожаров, ликвидации последствий ДТП, а также правила маневрирования в плотном потоке транспортных средств.

После успешно пройденной аттестации они получают право патрулировать основные магистрали столицы, а также места массового пребывания людей — парки и зоны отдыха. К слову, пожарные на мотоциклах привлекаются для поиска потерявшихся людей в лесопарковых зонах, а также при необходимости оказывают первую помощь людям во время патрулирования.

Помощь сверху

Где бы ни случилась авария, городские спасатели готовы устранить ее последствия разным способом. Например, с воздуха безопасность горожан обеспечивают сотрудники Московского авиационного центра (МАЦ). В ведении "воздушных" спасателей в том числе – эвакуация пострадавших с мест ДТП и других ЧС.

Парк Московского авиационного центра насчитывает 11 единиц специализированных вертолетов: четыре пожарных КА-32, один Ми 26Т, пять санитарных бортов ВК117С-2 и один многофункциональный Bell 429.

Если на месте аварии есть пострадавшие, то на помощь приходят авиамедицинские бригады на вертолетах ВК117С-2. Они оказывают экстренную медицинскую помощь, начиная с момента, когда пострадавшего помещают в санитарный вертолет, и вплоть до передачи врачам на земле.

В состав экипажа воздушной скорой помощи входят два пилота авиацентра, также на борту с пострадавшим находятся медики территориального центра медицины катастроф города Москвы. Этот вертолет способен транспортировать двух пациентов с травмами средней степени тяжести или одного человека в тяжелом состоянии.

В Москве скорая помощь и любые пожарно-спасательные подразделения распределены таким образом, что время их прибытия к месту вызова составляет до семи минут.

В 2019 году в Московском авиацентре для обеспечения своевременного прибытия аварийно-спасательных формирований к месту происшествия на отдалённых от центра столицы территориях, таких как ТиНАО, создали службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО). Ее специалисты дежурят круглосуточно и имеют свой район выездов. Если ДТП случается где-то неподалеку, они садятся в штатный аварийно-спасательный автомобиль и едут оказывать помощь. Но когда случается что-то чрезвычайное в нескольких десятках километров, куда добраться на автотранспорте проблематично, тогда спасатели вылетают на место на вертолете. В труднодоступное место спасатели могут десантироваться беспосадочным способом с помощью специального спускового устройства.

Служба оказывает существенную помощь работникам пожарно-спасательных отрядов, которые ежегодно создаются в Троицком и Новомосковском округах.

Правильный уход

Безопасность дорог во многом зависит и от качества и состояния дорожного полотна. Поэтому за его состоянием круглый год следят специалисты ГБУ "Автомобильные дороги". Служба линейного контроля "Автодор" постоянно мониторит дорожную сеть столицы и выявляет повреждения. Помогают им в этом специалисты ГИБДД и Объединения административно-технических инспекций столицы (ОАТИ), отправляя по мере необходимости заявки на локальный ремонт.

При этом ремонт дорог бывает двух видов: текущий и локальный. Первый проводят после истечения сроков эксплуатации дорожного покрытия на основе его диагностики. При отрицательных температурах текущий ремонт приостанавливается. А вот локальный ремонт, в рамках которого устраняют отдельные повреждения полотна, проводится вне зависимости от сезона, в том числе и зимой.

Поддержание дорожного полотна в хорошем состоянии подразумевает не только всяческий ремонт, но и уход за ним. Для этого каждой весной в Москве проходит большая мойка магистралей с использованием моющих средств. Эту процедуру повторяют несколько раз вплоть до октября, причем моют дороги и в дождь, чтобы достичь более эффективного результата при удалении с проезжей части мелкодисперсных загрязнений и грунтовых наносов. Такая методика позволяет справиться с самыми сильными загрязнениями.

Летом, если температура превышает 25 градусов по Цельсию, поливальные машины орошают днем воздух, поднимая струи воды вверх. Таким образом происходит охлаждение дорожного полотна, которое под длительным воздействием прямых солнечных лучей подвергается пластической деформации, что приводит к образованию колеи.

Линия жизни

Чтобы снизить риски аварий, крайне важно обновлять разметку на дорогах, чем и занимается "Автодор". Делают это, как правило, в апреле. Помимо этого сотрудники коммунальной службы наносят новые линии в тех местах, где произведена замена асфальта. Происходит это в кратчайшие сроки после завершения работ.

Сначала специалисты наносят на асфальт осевые линии разметки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений. Затем рисуют линии рядности, разметку пешеходных переходов, стоп-линии, стрелы, дублирующие дорожные знаки и разметка остановок общественного транспорта.

Для нанесения разметки есть два способа: механизированный и ручной. В первом случае по дороге не спеша двигаются разметочные машины и оставляют за собой прямые четкие линии – сплошные или пунктирные. Также с помощью техники обозначают островки безопасности и плавные повороты, а также пешеходные переходы.

Ручной способ предполагает использование сотрудниками "Автодора" специальных трафаретов и холодного пластика, которые применяется для нанесения дублирующих знаков.

Спасительный барьер

Важный элемент безопасности на московских трассах – барьерные ограждения, которые помогают минимизировать ДТП, а также разделяют встречные транспортные потоки, указывают в "Автодоре". Согласно статистике, аварии с тяжелыми последствиями чаще всего случаются на встречках. Для их предотвращения и ставятся барьерные ограждения, не позволяя автомобилям выехать навстречу друг другу.

Если водитель теряет управление, и машина врезается в ограждение, специально сконструированный отбойник поглощает силу удара, смягчая его. Это позволяет снизить риск для пассажиров и уберечь других участников движения от возможных травм. Также отбойники предотвращают опрокидывание автомобиля в кювет.

Барьерные ограждения, в зависимости от функционала, имеют свои особенности и разновидности. К примеру, сооружения из оцинкованного металла, которые можно увидеть на эстакадах, мостах и транспортных развязках, отличаются прочностью и повышенной износостойкостью.

Другая разновидность – тросовые барьеры. Они меньше в размерах, что объясняется функционалом. Их задача не смягчить удар, а "отпружинить" машину обратно на полосу. В свою очередь, разделительные столбики призваны предупреждать водителя от выезда на встречку. Как показывает практика, количество ДТП на дорогах, где есть такие столбики, значительно снижается.

В условиях стихии

Зимой из-за снегопадов обстановка на дорогах осложняется. Своевременная очистка от снега является гарантом безопасного движения.

В рамках первого этапа очистки проводят механическое подметание с помощью спецтехники. Крупногабаритные машины убирают высокоскоростные магистрали, многополосные дороги и широкие улицы. Собранный снег смещают на обочины в лотковую зону, формируя сугробы или "валы". После на самосвалах их вывозят для дальнейшей утилизации на снегосплавных пунктах.

Время уборки снега с дорог не должно превышать пяти часов, на вывоз дается не более 12 часов, но при затяжном снегопаде – до девяти дней. Так как в Москве более 3,5 тысячи улиц, одновременно убрать их при сильном снегопаде не представляется возможным. Для этого улицы поделили на категории, согласно которым и определили время и приоритеты.

В первую очередь во время сильных снегопадов очищаются самые оживленные центральные улицы, транспортные узлы и подъезды к жизненно важным и социальным объектам. Если вовремя не очистить такие загруженные дороги, как, например, Кутузовский и Ленинградский проспекты, МКАД, Садовое и Третье транспортные кольца, пешеходные зоны общегородского значения (Арбат, Никольская улица, Тверская площадь), автомобильное и пешеходное передвижение по Москве может быть парализовано.

Ясный мой свет

Видимость на дорогах для всех водителей имеет принципиальное значение. Поэтому освещение магистралей, особенно в осенне-зимний период, играет чуть ли не ключевую роль в обеспечении безопасности движения.

Работа уличных фонарей и архитектурно-художественной подсветки (АХП) напрямую зависит от продолжительности светового дня. Когда световой день становится короче, а темное время суток увеличивается, в работу наружного освещения вносятся необходимые коррективы.

Управление освещением в городе – зона ответственности московских энергетиков из Объединенной энергетической компании (ОЭК) и ГУП "Моссвет". Диспетчеры компаний ежедневно включают и выключают столичную подсветку и фонари в соответствии со специальным графиком, а также отслеживают уровень освещенности города.

Включение и выключение освещения в городе зависит не только от спланированного графика, но и от погодных условий. Если в Москве пасмурно, идет сильный ливень или снегопад, подсветку на городских объектах и фонари на улицах включают раньше, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пешеходов и автомобилистов.

Благодаря регулярному мониторингу и "умным" датчикам, которые задействованы в работе городского освещения, диспетчеры в режиме реального времени могут реагировать на неполадки. Если какой-то фонарь не загорится, специалисты получают сигнал и передают адрес аварийно-восстановительной бригаде, которая оперативно прибывает для устранения проблемы и восстанавливает освещение.