Войти в почту

Вспомнят ли? 11 сентября исполняется 80 лет со дня пуска железной дороги Саратов – Сталинград

В2019 году было принято решение осносе всвязи сизносом капитальных конструкций на70 процентов. Нозатем понастоянию Вячеслава Володина решение было пересмотрено, иДом офицеров планировали восстановить. Спикер ГДобещал изфедерального бюджета наэти цели почти 700 миллионов рублей. Работы должны были начаться вэтом году.

Вспомнят ли? 11 сентября исполняется 80 лет со дня пуска железной дороги Саратов – Сталинград
© Свободные новости

Вообще странная история: здание было обесточено, бомжей ввоенном городке нет поопределению. Дети чтоли соспичками играли? Повсей видимости, будет проведено расследование, оно-то иопределит причины пожара. Мынеобэтом. Сгоревшее здание— один изнемногих всовременном Саратове объектов, прямо связанных систорией Великой отечественной войны. Здесь формировалась 148-я стрелковая дивизия, здесьже формировались женские авиационные полки Марины Расковой. Так много говорим осохранении памяти, анаделе сохранить неможем.

Вспортивном зале этого Дома офицеров тренировались космонавты изпервого отряда: Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Герман Титов, Павел Попович идругие. Иопятьже — вСаратове так гордятся покорением космоса, будто первый космический корабль придумали непосредственно назаседании областного правительства. Парк покорителей космоса открыли, анастоящую реликвию несберегли.

Нохотелось написать одругом. Есть внашей области объект, если можно так сказать, непосредственно связанный сВеликой отечественной войной, конкретно соСталинградской битвой. Больше того, сыгравший огромную роль вобеспечении нашей победы. Это железная дорога Саратов— Сталинград. Железная дорога начиналась под Казанью ишла достанции Иловля ввосьмидесяти километрах отСталинграда. Внашей области участок железной дороги протяженностью 200 километров шел отСаратова достанции Петров Вал вСталинградской области. Еще эту железную дорогу называли Волжская рокада. (Рокада— железная, шоссейная или грунтовая дорога вприфронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта).

Летом 1942 года немцы начали наступление наСталинград. Существовавшие железные дороги были или перерезаны противником, или разбомблены. Поэтому 23января 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение остроительстве магистрали отКазани доСталинграда через Саратов.17марта 1942 года ГКО утвердил проект Волжской рокады.

Строительство стразу столкнулось сдвумя проблемами: дефицитом материалов инехваткой рабочей силы. Рельсы собирали, что называется, повсей стране. Так, была разобрана железнодорожная ветка БАМ— Тында. ВСаратове был демонтирован трамвайный маршрут от10-й Дачной доКумысной поляны, инавремя разобрали кольцо маршрута № 13, проходившего отжелезнодорожного вокзала доЗатона. Нобольшая часть рельсов— 1200 километров— была получена изСША.

Проблему рабочих рук решали традиционным для того времени путем. 10марта руководству всех прилегающих ктрассе сельских районов были направлены распоряжения омобилизации настроительство впорядке военно-трудовой повинности колхозников слошадьми иподводами для ведения всех земляных работ.

Ноглавным поставщиком рабочей силы стал ГУЛАГ. Было образовано два масштабных трудовых лагеря: Саратовский, который располагался вселе Умет, иСталинградский— вселе Ольховка. Отлагерей организовывали лагерные пункты (лагпункты), которые располагались непосредственно вдоль строившейся дороги. Внашей области они находились настанциях Горючка иПаницкая, вселе Усть-Золиха, поселке Гримм— сейчас Каменский. Горючка— вблизи Саратова, остальные три вКрасноармейском районе. Большинство изэтих лагпунктов досих пор функционируют всоставе саратовского управления ФСИН, ноуже как исправительные колонии.

Всередине июля 1942 года был развернут Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь, куда направлялись бойцы Красной армии, побывавшие вплену или вышедшие изокружения. Через этот пункт прошло неменее 65 тысяч человек, большинство изкоторых затем были направлены наукладку железнодорожных путей.

7августа, на103-й день после начала земляных работ, поветке Иловля— Петров Вал пошли первые поезда. 11сентября открылось движение научастке Петров Вал— Саратов.

С1июля 1942 года по1января 1943 года вСталинград был направлен 4321 эшелон, всего 202 377 вагонов, или 1099 вагонов вкаждый изэтих 184 дней. ПоВолжской рокаде изСталинграда были эвакуированы 600 паровозов и26 тысяч вагонов сзаводским оборудованием, ранеными ибеженцами— около 400 тысяч человек, втом числе 25 тысяч рабочих Сталинградского тракторного завода ссемьями.

«Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами ивооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом входе войны»,— писал маршал Георгий Жуков.

Вгороде Петров Вал Волгоградской области строителям дороги установлен памятник.

11сентября исполняется 80 лет содня пуска саратовского участка Волжской рокады.