Войти в почту

Как избежать паводков в Приамурье: мнение эксперта

Вода уже нахозяйничала в Приамурье в 2022 г. предварительно более чем на 1,2 млрд рублей. Подтоплено 136 домов, 252 приусадебных участка, повреждено 9 мостов, 24 участка автодорог, эвакуировано 280 человек. Об этом доложили главе Правительства РФ Михаилу Мишустину. Тот отметил, что в области за последние 10 лет случилось 8 наводнений, поэтому пора бы системно снижать риски ЧС.

Как избежать паводков в Приамурье: мнение эксперта
© 2x2.su

Ключевое слово - «системно». Видимо, нужно проверять каждую мелочь, о которой ранее не знали, а также не откладывать решение очевидных проблем.

Например, у двух смытых в Тынде мостов, как выяснилось, не было бурового основания - устройства фундамента на буронабивных сваях. Мосты нужно строить с нуля, стоимость – 104 млн рублей с НДС. Более того, оказалось, что «объекты не стоят на балансе муниципалитета», сообщила мэр Тынды Марина Михайлова. Но выяснять, чьи они, почему не ставились на сваи, уже некогда. В принципе действующий режим ЧС позволяет заключить с подрядчиком контракт на срочное строительство без торгов, «под ключ».

В Магдагачах серьёзно повреждена плотина, которая сдерживала воду для нужд котельной и обеспечения водой части посёлка. Объекту 94 года. По словам главы администрации Магдагачинского района Андрея Горюнова, старожилы помнят, что в период с 1980-х гг. на сооружении лишь однажды был косметический ремонт. В 2019 г. дошло до режима ЧС из-за ужасного состояния объекта. Подготовленный проект капремонта пришлось корректировать по итогам мощного наводнения-2021. И вот в 2022-м плотина не выдержала - большая часть посёлка осталась без воды. Капремонт объекта - лишь через год - за 280 млн рублей (если цены не подскочат). А до конца августа нужно срочно отсыпать дамбу (ещё плюсом несколько десятков млн рублей), чтобы пережить зиму.

В Благовещенском районе уже 8 лет не могут построить защитные дамбы: то проекты корректируются, то проектировщики мухлюют. В итоге в печально известном с. Владимировке как и в прошлом году волонтёры экстренно строили песчаные заслоны, так и в этом.

В Зейском, Магдагачинском и Мазановском районах местные власти не ввели запрет на движение большегрузов во время ЧС, которые ещё больше разрушают тамошние дороги, выяснила прокуратура области. А по такой каше ни ремонтники, ни снабженцы не пройдут.

Подобные проколы надо СИСТЕМНО устранять!

Наконец, областные власти предложили разработать спецфедеральную программу по полному расселению зон затопления, а также отменить «дачную амнистию» для индивидуального жилстроительства в таких зонах. Иначе будут продолжать тонуть и объекты, и бюджетные деньги на восстановление. Мишустин запрет «дачной амнистии» поддержал, насчёт программы расселения обещал подумать.

Между тем Минприроды РФ в антипаводковых целях предлагает вернуться к вопросу строительства ГЭС на Амуре. Только этого нам не хватало!

Компетентно

После каждого паводка приходится заново вбухивать большие деньги на отсыпку дорог и восстановление мостов. Эту проблему мы обсудили с главным инженером Амурского территориального института строительных изысканий Вадимом Пуховым.

- Можно ли укрепить дорожную инфраструктуру раз и навсегда?

- К сожалению, нет. Наводнение охватывает обширную территорию, и на разных участках страдают разные объекты. Нужно индивидуально изучать причины, масштаб бедствия, влияние на экономику и развитие района. И, проанализировав все данные, искать пути решения проблемы, но лишь после стихийного бедствия - спрогнозировать на 100%, где и с какой силой ударит природа, почти невозможно.

- Учитывает ли заранее проектирование дорог и мостов, что паводок может дойти до такого-то участка или перемыть его, или смыть? То есть указывает ли сам факт перемытой дороги на какие-то технические недостатки? Или вина исключительно на стихии, и идеального места для дорог и жилья нет совсем?

- Безусловно, возможность негативных природных явлений должна учитываться. Но качество изысканий, проектирования и строительства зависит от суммы из бюджета на эти цели, от требований техзадания и экономической целесообразности объекта.

И вот здесь главные корень проблемы. По-хорошему надо менять систему на госуровне: разработать концепцию проектирования и строительства мостов, дорог, дамб и т.п. В этой концепции экономика должна уйти на второй план, уступив место надёжности, долговечности, ведь всем понятно, что вместе с климатом меняются и условия эксплуатации. Но проектировщик сегодня не может заложить многократный запас прочности, а изыскатель не может дать прогноз больше, чем приведено в нормативной документации. Дополнительный запас прочности для объекта невозможно заложить просто так, без обоснования, потому что это дополнительные расходы и не малые.

- Многие уверены: раз что-то сносит водой, то это всё старое и ненадёжное - верно ли?

- Частично. Конечно, многие объекты запроектированы и построены ещё в советское время, когда надо было поднимать народное хозяйство. Всё делали очень быстро, порой без должных изысканий и из доступных материалов. А дальнейшее обслуживание этих объектов было формальным или вообще отсутствовало. Многие объекты планировались не на долгий срок, а служить вынуждены до сих пор. Для решения проблем связанных со стихийными бедствиями надо подходить комплексно и планировать работу на долгосрочный период.

Ещё больше интересных материалов на 2x2.su