Войти в почту

Легкие электросамокаты хотят пустить на тротуары

Средства индивидуальной мобильности (СИМ), то есть электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, хотят разделить по скорости и весу, а также по принадлежности — на частные и прокатные. Сравнительно легкой и небыстрой технике могут разрешить ездить по тротуарам. Эти и другие предложения в проект новых Правил дорожного движения планируют обсудить на круглом столе в Общественной палате России 22 июня.

Легкие электросамокаты хотят пустить на тротуары
© Парламентская газета

Приоритет — у пешеходов

В 2021 году в России зарегистрировали 672 ДТП с участием СИМ, годом ранее их было на 67,5 процента меньше, сообщили в МВД. Погибли в таких авариях в прошлом году двадцать человек — рост на 185,7 процента. Среди погибших был один ребенок. Ранения получили 704 человека, из которых 133 — дети.

Электросамокаты и другая похожая техника формально не считаются транспортными средствами — действующие ПДД о них просто «не знают», поэтому и статистика происшествий может быть выше, и регулировать использование СИМ властям сложно, считают эксперты.

В отсутствие федеральных свои нормы пытаются внедрять регионы. В Москве от сервисов проката требуют технически ограничить скорость электросамокатов до 25 километров в час, запрещают езду вдвоем и в пьяном виде, вводят медленные зоны. Обязательно наличие исправной тормозной системы и передней фары.

Мосгордума обратилась в кабмин с просьбой ускорить принятие разрабатываемых Минпромторгом изменений в ПДД для урегулирования использования СИМ, рассказал «Парламентской газете» ее председатель Алексей Шапошников. Электросамокаты там предложили отнести к транспортным средствам.

«Мы поддержали лимит скорости в 25 километров в час. Во всех случаях совмещенного движения абсолютный приоритет должен быть у пешеходов. Важной новеллой является и то, что двигаться по тротуару или по пешеходной дорожке будет разрешено только тем СИМ, чья масса не превышает 35 килограммов», — отметил Шапошников.

Спикер петербургского Заксобрания Александр Бельский убежден, что СИМ нужно разделить на категории по принадлежности к частным лицам и кикшеринговым компаниям, а также по скорости. К категории транспортных средств следует отнести СИМ, передвигающиеся со скоростью свыше 50 километров в час: такие устройства должны двигаться по проезжей части, им запрещено выезжать на тротуар, рассказал журналистам Бельский.

В питерском Заксе предложили также подумать о страховании пользователя СИМ и формировании «черных списков» клиентов прокатных компаний.

Новые правила напишет вся страна

Компании, предлагающие в аренду электросамокаты, работают в десятках российских городов, но самый большой парк такой техники в Москве. В прошлом году, по данным столичного дептранса, он насчитывал 25 тысяч единиц, а в этом, по прогнозам, увеличится до 40 тысяч. По статистике МВД, 98 процентов ДТП происходили в городской черте. Наибольшее количество аварий зафиксировали в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и Тюмени.

Какие бы изменения в ПДД ни предложили региональные парламенты или отдельные ведомства, принять их будет непросто, поскольку по закону о «регуляторной гильотине» с 1 января 2020 года в Правила запрещено вносить поправки — можно лишь полностью переиздать документ. Об этом «Парламентской газете» напомнил член Общественной палаты Александр Холодов. По его мнению, именно сейчас назрела необходимость изменений.

«Это касается не только СИМ, но и, например, беспилотных автомобилей, которые уже поехали по нашим улицам, или каршеринга, который никак не определяется в ПДД, — пояснил Холодов. — Необходим свежий взгляд на проблему, поскольку сейчас не существует даже черновика новых правил».

В ОП рассчитывают запустить общественное обсуждение новой редакции ПДД. На сайте палаты откроют соответствующий раздел, в котором свои мысли смогут изложить все желающие, рассказал Холодов. Эксперты проанализируют и обобщат предложения, после чего направят их в госорганы.

В шлеме и с номером

Региональный опыт регулирования электросамокатов разнообразен. Чаще всего власти вводят «тихие зоны», где ездить можно со скоростью 5-15 километров в час или вообще запрещено использование СИМ. Отдельный вопрос — организация парковок. Работающих в Москве прокатчиков, например, обязывают создавать не меньше ста мобильных стоянок на каждую тысячу самокатов. В регионах, как правило, определяют конкретные точки или зоны, где можно оставлять СИМ, — найти его потом можно по навигатору, которым оборудовано каждое двухколесное средство.

В прошлом году в Комитете Госдумы по транспорту предлагали ввести госномера для электросамокатов, обязать их владельцев приобретать полисы ОСАГО, ограничить минимальный возраст для их использования. Зампред думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный выступал с инициативой ввести обязательную экипировку для самокатчиков. «Если сегодня мы видим мотоциклиста или велосипедиста в шлеме, с опознавательными знаками, точно так же нужно, чтобы и у лиц, передвигающихся на электросамокатах, были средства индивидуальной защиты», — говорил «Парламентской газете» депутат.

На платформе для размещения петиций инициативу о запрете электросамокатов поддержали больше трех тысяч человек.