Войти в почту

Нужен ли машине водитель: о чем говорили на конференции НТИ «Автонет»

Плюсы и минусы беспилотного транспорта, как технологии будут помогать контролировать состояние человека и выявлять вырубку леса и пожарную опасность, какие новые образовательные программы нас ждут — в репортаже InScience.News.«Автонет»: что это такое и с чем его едят27 июля 2021 года прошла образовательная конференция НТИ «Образование как инструмент формирования востребованных профессиональных компетенций». Первой выступила Екатерина Кочергина, руководитель информационного центра НТИ «Автонет». Она рассказала об истории Национальной технологической инициативы, которая началась в 2014 году, когда президент России обозначил ее одним из приоритетов государственной политики. НТИ — это комплексная программа, которая должна обеспечить лидерство российских компаний на высокотехнологичных рынках.Кочергина обратила внимание на экосистему «Автонет», на вершине которой находится, конечно же, потребитель. Ее основная цель — создать эффективную экосистему для поиска, отбора и выращивания национальных компаний. Для этого необходимо организовать не только поддержку молодых талантов, но и сформировать комфортную и привлекательную бизнес-среду, актуализировать законодательство, привлекать инвестиции и прочее. В экосистему рынка «Автонет» входят услуги логистики человека, вещей, а также сбор, обработка, анализ данных, использование интеллектуальных транспортных систем и так далее.Спикер рассказала и о рабочей группе НТИ «Автонет 2.0», в задачи которой входит разработка и актуализация плана мероприятий «Автонет 2.0», обеспечение его реализации, подбор, экспертиза, структурирование проектов, которые направлены на реализацию целей и задач «Дорожной карты», а также взаимодействие с федеральными органами власти и организациями для достижения целей «Автонет 2.0». В рабочую группу входят не только представители науки и бизнеса, но и проектного офиса НТИ, институтов развития и государственных органов. Кроме того, существует и рабочая группа, которая занимается изменениями действующего законодательства. Это необходимо для устранения административных барьеров.Кочергина рассказала о трендах в мире, которые в той или иной степени влияют на реализацию «Дорожной карты». В первую очередь, это технологические тенденции: активное развитие технологий, в том числе и транспортных, например, появление беспилотных пассажирских и грузовых перевозок, увеличение количества подключенных устройств. Все это меняет и жизни людей. Экономические тенденции также влияют на реализацию «Дорожной карты» «Автонета»: кризис мировой и российской экономики, быстрое восстановление IT-отрасли, формирование и развитие экосистем, рост интереса к новым видам транспортных средств со стороны потребителя. Политическая сфера тоже диктует свои правила: сегодня искусственный интеллект все больше и больше используется в государственном управлении, кроме того, постоянно создаются акселераторы для стимулирования инноваций. Также важными трендами являются рост численности населения, создание и развитие нормативной правовой и нормативной технической базы для подключенных высокоавтоматизированных и полностью автономных автомобилей и, конечно же, усиленное внимание к экологической повестке: сокращение вредных выбросов, использование возобновляемых источников энергии, изменение климата и повышение риска природных катастроф.Тренды на рынке беспилотного транспортаСледующим выступил Денис Пилипишин, главный аналитик НТИ «Автонет», который рассказал о трендах на рынке беспилотного транспорта. Он поведал и о беспилотном лондонском метро, и о грузовике от компании TuSimple с четвертым уровнем беспилотности. Автопилот на этой технике работает с помощью камер высокого разрешения с дальностью действия 1000 метров, а также радаров и лидаров, которые позволяют обеспечить обзор на 360 градусов. Уже сейчас грузовики от компании TuSimple проходят тестирование в США, где ездят по маршрутам между Аризоной и Техасом.Пилипишин рассказал о технологии V2X, которая обеспечивает беспроводную связь между транспортным средством и инфраструктурой, другими транспортными средствами или субъектами. «Хоть V2X создана не для беспилотников, она может быть особенно важной в этой сфере, например, когда нарушается связь с инфраструктурой. В испытаниях беспилотных автомобилей отмечается, что камеры могут перепутать объект, когда снижена видимость на дороге. Сегодня были публикации, что Тесла воспринимает Луну за желтый свет светофора. А когда беспилотник общается напрямую с инфраструктурой, это гораздо проще и безопаснее», — отметил он.Спикер обратил внимание и на современные беспилотные грузовики, например Volvo Vera. У него кабины, а сам автомобиль представляет из себя электрический тягач для перевозок грузов на небольшие расстояния со скоростью не более 40 км/ч. Бот R2 от компании Nuro обеспечивает доставку товаров, а беспилотные такси Baidu уже работают на ограниченной территории.Пилипишин рассказал и о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются разработчики беспилотных транспортных средств. Например, беспилотникам необходим алгоритм взаимодействия с другими автомобилями, а также алгоритм, который позволит транспортному средству нарушить правила дорожного движения, если иными способами невозможно избежать ДТП. Также достаточно сложно запрограммировать беспилотника «выбирать меньшее из двух зол» в сложной ситуации.Сергей Гаврилов, директор центра НТИ «Сенсорика» выступил с докладом о деятельности своей организации. Он рассказал об истории сенсоров, которая началась с простой мышеловки — механического сенсора для отлова грызунов. Сегодня сенсоры представляют из себя целые системы восприятия, которые взаимодействуют с реальным миром. Разработка таких технологий и является целью центра НТИ «Сенсорика».«В современных транспортных средствах используется достаточно широкий спектр электронной компонентной базы, и всегда есть риск угрозы безопасности с точки зрения того, что в процессорах и других элементах существуют недекларированные возможности. Это дает возможность хакерам осуществлять несанкционированный доступ, перехватывать управление, что приводит к серьезным последствиям», — рассказал Гаврилов.«Сенсорика» занимается проектированием микросхем, фотошаблонов, инфраструктуры, сборкой и тестированием электронной компонентной базы. Также центр проводит аналитические исследования и межоперационный контроль. Например, инструкторы «Сенсорики» создали бортовую сенсорную систему неконтактного мониторинга состояния водителя. Делается это с помощью сбора данных и анализа пульса и частоты дыхания. Кроме того, центр ведет разработки в области технического зрения для автотранспорта: система позволяет получать и обрабатывать видео в высочайшем качестве практически в реальном времени. Эта разработка будет применяться в беспилотных транспортных средствах.Новые образовательные программыЗатем с докладом выступил Андрей Сомов, заместитель руководителя центра компетенций НТИ «Технологии цифровой связи и интернета вещей». Он обратил внимание на цель Центра компетенций НТИ — это содействие компаниям в преодолении технологических барьеров, а также создание продуктов и услуг в области технологии интернета вещей.Кроме того, спикер обратил внимание и на образовательное направление. «Часть вузов нашего консорциума НТИ планирует запустить совместный бакалавриат: вузы в Томске и в Петербурге. Это будет интересная программа», — поделился Сомов. Помимо обновления программ бакалавриата, идет запуск новых сетевых программ магистратуры, а также индустриальная практика в компании с постановкой задачи, планом и отчетностью. Кроме того, центр предлагает открытые программы повышения квалификации, открытые и заказные образовательные модули (в том числе в онлайн-формате) и даже программы для школ. Особое внимание Сомов уделил образовательной программе «Интернет вещей и беспроводные технологии». Ее цель — подготовить новое поколение технологических лидеров в этой области.Дмитрий Гаврилов, директор физтех-школы радиотехники и компьютерных технологий, рассказал об интеллектуальном анализе окружающей обстановки. В Лаборатории цифровых систем специального назначения исследователи разрабатывают камеры различных диапазонов, системы автоматического детектирования, локализации и классификации объектов, нейросетевые алгоритмы, аппаратуру для систем технического зрения в реальном времени, сжатия и передачи видео в формате HD и другие разработки.Гаврилов обратил внимание на то, что для обучения нейросетей используются такие решения как фотореалистичные симуляторы местности, в которых моделируются различные ситуации. Еще одним технологическим решением стал программно-аппаратный комплекс мониторинга состояния окружающей среды с помощью фотографий с фотоловушек. Технология позволит не только автоматически «отбраковывать» фотографии, на которых не будет обнаружено животного, но и идентифицировать его вид, если оно все таки там будет. Комплекс также поможет идентифицировать транспортные средства и людей. Кроме того, это даст возможность выявлять пожарную опасность и даже риск незаконной вырубки.

Нужен ли машине водитель: о чем говорили на конференции НТИ «Автонет»
© InScience