Войти в почту

В этом годы читинские автолюбители жили большими ожиданиями — на ремонт дорог выделили около 800 миллионов рублей. Но что мы все — и пешеходы, и водители — получили к концу года? Сегодня любой автолюбитель вам с ходу назовет несколько улиц, где после ремонта стало не лучше, а гораздо хуже. Некоторые магистрали так и вовсе лучше объезжать стороной. В последние годы в России в дороги вкладываются громадные средства, но даже несмотря на это страна находится лишь на 99 месте в мировом рейтинге качества дорог (по данным Всемирного экономического форума за 2019 года). И ладно бы мы проигрывали в нем таким странам, как Германия и США, хотя на самом деле немцы занимают лишь 22 место, а американцы — 17-е. Обидно, что и среди стран бывшего Советского Союза Россия проигрывает почти всем. Мы опережаем лишь Киргизию (113 место), Украину (114) и Молдову (129). Во всех остальных бывших республиках СССР с качеством дорог все намного лучше: Азербайджан находится на 27 месте, Литва — на 39-м. Даже Таджикистан оказался выше — 50-е место. Кастринская — сельский проселок С вопросами, касающимися качества дорог, «Забайкальский рабочий» обратился к государственному судебному эксперту по ДТП, председателю ОО «Дорожный патруль», члену комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Забайкальском крае Алексею Алексеевичу Стрельникову. — Нельзя сказать, что ничего не делается. Иное дело — коэффициент полезного действия. Что мы все получаем на выходе? В идеале все должно быть безопасно и комфортно. Но далеко не все так однозначно, — говорит Стрельников. — Поясню на примере дома по улице Геодезической. Там в этом году был проведен ремонт проезжей части. После него появился перепад высот — с дороги во двор жилого дома. Парадокс ситуации: дорога сделана по всем ГОСТам, но жилец дома недоволен — появились неудобства, которые он не хочет принимать. Так что оценить последствия ремонта можно только, учитывая все факторы, а это очень сложно. — Но есть случаи, когда даже слепому видно, что ремонт произведен некачественно. Самый яркий пример — улица Кастринская. Участок около 500 метров не заасфальтирован. Целый день пыль стоит столбом. Жильцы близлежащих домов задыхаются. Присылают фотографии, на которых толстый слой пыли на подоконниках, образовавшийся всего за один день. — И вам тоже пишут по этой улице? — спрашивает Алексей и достает целую кипу фотографий и обращений. Все они посвящены этому участку. — Заказчиком работ на этом участке выступал Водоканал. До 1 ноября асфальтовое покрытие должны были восстановить, но не сделали этого. Я разговаривал по этому поводу с директором Водоканала и по совместительству депутатом Читинской гордумы Андреем Ядрищенским. С его слов, они не захотели делать двойную работу. Если делать это сейчас, то весной снова все просядет и придется все переделывать. Но если вы сдвинули все сроки, не успели в этом году асфальтировать, то экологические нормы никто не отменял. Сделайте все нормально. Что сейчас получается — полгода до весны, а потом сколько еще они будут канителиться? А людям все это время дышать пылью? Пожилые люди сегодня сидят на самоизоляции. Неделями не выходят из дома. Попробуют выйти, а тут пыль столбом до небес. — Как Водоканал будет решать проблему с пылью? — Ответили, что будут обрабатывать реагентом, чтобы пыли не было. А мы, это Общественная организация «Дорожный патруль», попросили: зовите нас, хотим посмотреть, как это будет происходить. Нам позвонили, сказали, что будут обрабатывать реагентом. Мы за семь минут туда домчались, но никого не увидели, одну лишь узенькую полосу, типа, полили. Звоним в Водоканал, узнаем, а вы почему не присутствовали? А нам в ответ: зачем? Это не та проблема, за которой нужно следить! В итоге — все это имитация бурной деятельности. В Водоканале, когда делали и понимали, что не успевают до зимы, обязаны были предпринять какие-то меры. — Там же рядом находится Управление Роспотребнадзора. — Да, я им позвонил: спрашиваю, как вам дышится на рабочем месте? Там вздыхают так тяжело, говорят: сложно. — А «Дорожный патруль» что предпринял в этой ситуации? — Мы могли бы, конечно, собрать народ, обойти дома, сагитировать людей, вывести их на улицу и перекрыть Амурскую. Это же все очень легко делается. На это сразу бы обратили внимание все компетентные органы, но мы пошли цивилизованным путем — написали главе города Ярилову. Хотя, я сомневаюсь, что как председатель гордумы Ярилов как-то накажет своего заместителя Ядрищенского. — С чем связан такой низкий уровень ремонта улиц? В других городах и регионах делают качественно и в сроки укладываются. — Если говорить конкретно об этом участке улицы Кастринской, то там изначально все было не так, — говорит Стрельников. — Отсыпали проезжую часть каким-то бутором, в котором половина земли. Колеса же будут все это поднимать, а это очень загруженный участок. Транспорта здесь много проходит. Тем более там сходятся три улицы — Курнатовского, Анохина и Кастринская. Перекресток очень сложный и на нем сейчас нет разметки. Случись ДТП, виноватым же будет не Водоканал, а конкретный водитель. Возможно, Водоканал решил сэкономить. Многие же знают, что в следующем году Амурская — Кастринская попадают в программу «Безопасные качественные дороги». Видимо, и решили — зачем тратить деньги в 2020 году, если в 2021-ом ее отремонтируют за бюджетные средства? Если же говорить в целом, то в регионе сегодня нет квалифицированных предприятий по ремонту дорог, а те, что есть, у них очень низкая квалификация. И пока перспектив никаких нет. — Отсутствие профессиональных дорожников — очень тревожный факт, ведь ремонт дорог и улиц будет продолжен и в следующем году. Администрация Читы получит еще 300-350 млн. рублей на ремонт и содержание дорожной сети. Закопаем в землю и их, вновь будем дышать пылью и жаловаться на провалы в проезжей части? — У нас же люди терпеливые. Мы целый век в революциях и войнах, и терпим. Но все мы гордимся своей страной, но такие случаи выбивают из колеи, — говорит Александр Стрельников, подытоживая первую часть разговора. О ДТП и пьяных за рулем Другая беда на наших дорогах — это неуменьшающееся количество дорожно-транспортных происшествий, многие из которых происходят по вине пьяных водителей. — Камеры остановили рост ДТП? — Да, камеры помогают и где-то даже сдерживают рост ДТП. Но они эффективны только в законопослушном обществе, автохулиганов они не остановят. Их ничего не остановит, — говорит Стрельников. — Вам часто приходится выступать экспертом в судах. Вспомните дела, когда удалось восстановить справедливость. — Борзя. Федеральная дорога. Осень 2018 года. Происходит лобовое столкновение. С одной стороны БМВ, с другой — «Тойота Суксид». Водитель БМВ, судя по всем свидетельским показаниям был нетрезв, но доказать это не удалось — результаты его освидетельствования «потерялись». После ДТП БМВ стоит полностью на встречной полосе, а «Суксид» от удара улетает еще на 25 метров назад. Уже по одному этому можно судить, какая скорость была у БМВ, а у нее даже лобовое стекло не треснуло, а «Тойота» всмятку, два человека сразу насмерть. По сути, здесь обоюдная вина. Гособвинение это подтвердило, но жены погибших не согласились с этим. Нашли адвоката, привлекли специалистов, в том числе и меня. Был один свидетель ДТП, который говорил о том, что в момент столкновения БМВ уходил со встречной полосы. То есть водитель этой машины первоначально создал аварийную ситуацию. И мы доказали это. По углу столкновения было видно, что БМВ уходил со встречной полосы, а водитель «Суксида» в этой ситуации тоже маневрировал, уходил не на обочину, а немного выехал на встречку. В суде была еще одна экспертиза. Эксперт написал в ней, что действия водителя «Т-Суксид» также находятся в причинной связи с ДТП, но не объяснил, почему. Адвокат водителя БМВ, а это был высокопоставленный начальник, вытягивал все на обоюдку. Борзинский суд вынес решение о вине водителя БМВ, но гособвинение выносит постановление, что такого быть не может, вина обоюдная. Но угол контакта показывает мою правоту. И апелляция в Чите это доказывает. Водитель наказан и сидит. И по миллиону рублей компенсации получили жены погибших. Весь суд занял около года, и это еще недолго. Алексей Стрельников говорит, что в каждое ДТП необходимо тщательно вникать. Бывает очень много деталей, которые на первый взгляд не видны или не очевидны, но детальное изучение помогает установить истину. — Еще одно ДТП, — продолжает Алексей Алексеевич. — Чита. Перекресток Бутина-Угданская. Октябрь. 2018 год. Ночь. «Тойота Рав 4» двигается вверх по улице Бутина. Водитель сейчас сидит. В салоне находились четыре человека, все люди в погонах, в том числе и водитель, и один коммерсант. Он как раз и погиб. Скорость в момент столкновения со столбом, как я установил по камерам видеонаблюдения, 100 км/ч. У погибшего шансов выжить не было. Одну пассажирку выбросило из машины. Свидетели сначала дали показания, что либо пешехода сбили, либо пешеход помешал движению машины. Но установили вину водителя — ему ничего не мешало, только алкоголь в крови. Там ведь какая ситуация получилась: все пострадавшие пошли на примирение. А мать погибшего отказалась это делать. Водитель нанял очень дорогого адвоката, отдал за его услуги 500 тысяч рублей. Вот тут я не понимаю, зачем нанимать защитника за такую сумму, когда вина лежит на поверхности? Сами адвокаты говорят — мы продаем людям надежду. Ясно же, как божий день, что виноват. Лучше не адвокату, матери погибшего заплати. В результате человек сейчас сидит, и ему еще компенсацию матери погибшего выплачивать. Но если в корень проблемы посмотреть, из-за чего все произошло, — стопка! Стопка водки и такие последствия. — «Дорожный патруль» борется с любителями выпить за рулем? — Стараемся бороться, но МВД, ГИБДД не горят желанием с нами сотрудничать, — с сожалением говорит Стрельников. — Мы стараемся участвовать в рейдах. Это же все происходит в свободное от работы время. Мы за это деньги не получаем, наоборот, свои тратим, используем личный транспорт, но ГИБДД не берет нашу информацию. В этом году только после большого совещания у заместителя губернатора Гурулева нам разрешили фотографировать лица пьяных водителей и выставлять их на порицание на нашем сайте. Все это законно. Раньше полиция запрещала на том основании, что это персональные данные. Но лицо не является персональными данными. Мы же не подписываем фотографии. Лицо — это изображение гражданина. По Гражданскому кодексу, ст. 152, действительно без согласия гражданина нельзя его показывать, но такое согласие не требуется в случае, если «использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах». Предотвращение смертности на дорогах — это ли не государственный интерес? — «Дорожный патруль» никому из участников не приносит ни денег, ни славы. Для чего он тогда? — «Дорожный патруль» — это попытка отработать не по факту случившегося, а на опережение. Когда произошло ДТП, пострадали люди, уже поздно что-то объяснять и делать. Мы же пытаемся донести до всех участников движения, соответствующих служб, что необходимо что-то менять. Показатели-то плачевные, и лучше они не становятся, а государственная стратегия нулевой смертности к 2030 году запущена. Как ее выполнять? При этом все работают, но лучше не становится. Я не говорю, что кто-то плохо работает. Наоборот, все работают, но ощутимых результатов пока нет. — Спасибо большое, Алексей Алексеевич. Удачи вам в вашей непростой деятельности! Анатолий Квасов, Олег Тополев.