Войти в почту

Через пять лет общественный транспорт могут заменить автономные шаттлы

Россия — одна из ведущих стран — разработчиков систем искусственного интеллекта. Особенно сильные позиции у нас в создании машин-беспилотников. Эта тема станет одной из ключевых на Петербургском международном экономическом форуме. Пока отечественные самоездящие автомобили курсируют только по Сколкову и Иннополису. Чтобы не проиграть мировую гонку за искусственный интеллект, их необходимо как можно скорее выводить на автодороги общего пользования, считают разработчики компании «Яндекс». Создатели первых отечественных четырёхколёсных беспилотников уверены, что уже в недалёком будущем пассажиров будут возить автобусы и маршрутки с автоматическим управлением. Это закономерный итог научно-технической эволюции, такой же как переход от телеги к автомобилю и от ЭВМ к компьютеру. Путешествие с ветерком и без водителя Год назад отечественный беспилотник, созданный компанией «Яндекс» на базе автомобиля Toyota Prius, впервые проехал от Москвы до Казани в общей сложности более 700 километров. А уже в начале 2019 года в Лас-Вегасе разработчики «Яндекса» презентовали полностью автоматизированный автомобиль, который проехал без водителя по довольно сложному маршруту. В основе отечественных разработок в области искусственного интеллекта лежат достижения советской математической школы. «Именно этот задел позволяет России успешно конкурировать в области создания искусственного интеллекта с другими странами, в первую очередь с США и Китаем», — делает экскурс в историю директор по распространению технологий компании «Яндекс» Григорий Бакунов. Сегодня над беспилотниками работают многие автокомпании, из-за чего основная конкуренция в этой области даже не между странами, а между производителями программного обеспечения. «Однако когда мы говорим о системах автоматического управления автомобилями в европейском автопроме, следует учитывать, что большая часть исполнителей этих технологий из России, США или Китая», — уточняет Бакунов. По отзывам экспертов, технологии компании «Яндекс» не уступают разработкам Тesla и Uber. Но обкатывать беспилотный отечественный Prius, который произвёл фурор среди автоэкспертов, планируют не только в России, но и в других странах, где пока более лояльное законодательство для эксплуатации машин с автоматическим управлением. В 2018 году вышло постановление Правительства, которое отчасти регулирует эксплуатацию автомобилей с автоматическим управлением. Согласно документу, по 1 марта 2022 года в Москве и Татарстане будет проводиться эксперимент по опытному использованию высокоавтоматизированных транспортных средств. Согласно документу, за рулём беспилотника обязательно должен сидеть водитель, который в любой момент может взять управление в свои руки. Все его действия должны быть записаны на видео. При себе водитель должен иметь путевой лист с маршрутом, предварительно направленным во ФГУП НАМИ и МВД. Ещё одно непременное условие — машина должна быть застрахована на определённую сумму. Какие законы нужны для беспилотников С точки зрения разработчиков, требования, которые предъявляются к компаниям-изготовителям, довольно жёсткие и не позволяют размахнуться и выпустить много беспилотных машин и эксплуатировать их в постоянном режиме. С этим утверждением согласны и в Госдуме. По мнению члена думского Комитета по транспорту и строительству Александра ­Васильева, отечественная законодательная база пока отстаёт от технологических наработок в области искусственного интеллекта. В первую очередь, считает депутат, следует законодательно определить степени беспилотности, а также границы ответственности разработчика и владельца такой машины в случае, если она попадёт в аварию. По мнению председателя Комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству Марата Галеева, главную ответственность за ДТП с участием беспилотника должен нести собственник транспортного средства. В ближайшее время законодательные предложения Госсовета Татарстана будут направлены в нижнюю палату парламента. Ещё один вопрос, который срочно нужно отрегулировать, касается деятельности так называемого мозгового центра, который управляет высокоавтоматизированными транспортными средствами. «Государство должно создать своего рода диспетчерский пункт и отслеживать все перемещения беспилотников», — считает ­Васильев. Кроме того, база данных, где будут содержаться все алгоритмы на случай аварийных ситуаций, по мнению парламентария, также должна формироваться с государственным участием. Разработчики беспилотников утверждают, что необходимо также создавать базу для развития высокоавтоматизированного общественного транспорта. Пока в правительственном постановлении нет ни слова об автобусах без водителей. А они в скором времени будут готовы перево­зить горожан. «С развитием искусственного интеллекта можно в разы увеличить частоту ночных рейсов. Ведь человек — это дневное существо, поэтому в тёмное время суток он хуже видит и, соответственно, хуже конт­ролирует окружающее пространство», — приводит аргументы в пользу беспилотных автобусов Григорий Бакунов. В городе, где весь транспорт станет беспилотным, не нужны будут камеры и светофоры. Беспилотник запрограммирован на строгое соблюдение ПДД. Как только пешеход шагнёт на зебру, высокоавтоматизированный автобус не только сам остановится, но и передаст сигнал другим участникам дорожного движения, рисует образ недалёкого будущего директор по распространению технологий компании «Яндекс». В ближайшее время в обеих палатах парламента намерены приступить к разработке регулирующих эту сферу нормативных актов. А российские разработчики тем временем планируют оснастить все машины такси компаний — партнёров «Яндекса» прибором, который при помощи пробегающего лазера сканирует состояние водителя и в случае, если он устал, блокирует машину и не даёт ему принимать заказ. Эта мера, уверены авторы изобретения, существенно повысит безопасность клиентов такси.

Через пять лет общественный транспорт могут заменить автономные шаттлы
© Парламентская газета