Войти в почту

Будущее без водителей: как беспилотные автомобили становятся частью повседневной жизни

Российский разработчик беспилотных технологий Юрий Минкин показал RTVI последнюю разработку — радар, с помощью которого автомобиль сам понимает, что происходит на дороге. Юрий Минкин, руководитель департамента беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies: «Обычно радар устанавливают на автомобиле под бампером. Совокупность такого устройства и камер позволяет получить сенсор, который практически не имеет слабых сторон. Он работает в любую погоду при любой освещенности за достаточно приемлемую стоимость». Информацию с радара, датчиков и камер обрабатывает нейронная сеть, то есть компьютерная программа. Именно она и должна заменить водителя. Сейчас система умеет распознавать знаки и все движущиеся объекты: не только пешеходов и автомобили, но и отдельные элементы — номера и поворотники. Юрий Минкин, руководитель департамента беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies: «Беспилотник видит то же, что и вы, если мы говорим про камеру. А если мы говорим про радар, то он видит дополнительную картинку». Ford, Hyundai, Toyota и многие другие производители автомобилей сейчас ведут охоту за этими технологиями, ведь их основная задача — вывести на рынок полноценный беспилотник уже в ближайшие годы. Компания Cognitive Technologies — один из лидеров нового высококонкурентного рынка. Ольга Ускова, глава Cognitive Technologies: «Когда приходишь на переговоры к партнерам, тебе на входе только попу не заклеивают. Заклеивают телефоны, невозможно даже доску сфотографировать. То есть уровень безопасности — как при производстве атомного оружия. В этой зоне нервы раскалены, потому что лидеры еще не определены». Вместе с менеджером автосалона Hyundai мы протестировали беспилотные технологии, которые уже есть в массовом сегменте. Одна из новинок сама держит автомобиль в полосе, входит в поворот и снижает скорость перед препятствием. Менеджер Георгий говорит, что покупатели интересуются такой системой. Ему самому тоже нравится. Георгий Гамкрелидзе, продавец-консультант Hyundai: «В плане развлечений это тоже классно, когда машина сама рулит, что тут еще можно сказать. Но в плане безопасности это еще более важно: помогает, но не вмешивается». Всего существует пять уровней беспилотных технологий. Первые два требуют держать руки на руле большую часть времени. На четвертом уровне человек управляет лишь в сложных ситуациях, а на пятом уровне водителя нет совсем, даже руль уберут. Ольга Ускова показала, в каких условиях создают искусственный интеллект. Все происходит в здании по проекту архитектора Мельникова, где висят картины мастеров русского авангарда. Ольга Ускова, глава Cognitive Technologies: «Нам это не просто помогает, но еще создает условия для очень глубокого контакта с партнерами». Ольга прогнозирует, что уже в ближайшие пять лет в Соединенных Штатах практически повсеместно появятся беспилотники четвертого уровня. Ольга Ускова, глава Cognitive Technologies: «Те заказы, которые мы сейчас имеем, — это вопросы по доставке пиццы в определенном районе, маленькие машинки. Это вопросы по грузовым перевозкам: поезд из грузовиков, где в первой машине есть шофер, а в остальных 30 их нет. И это уже сегодня». В Майями и Лас-Вегасе в качестве эксперимента беспилотный автомобиль доставляет пиццу, в Аризоне тестируют беспилотное такси Waymo. Российский «Яндекс» не стал рассказывать RTVI о том, как продвигается его проект, но ранее сообщал, что получил разрешения на испытания в США и Израиле. Один из вопросов — как себя будут вести беспилотники в транспортном потоке. Эту проблему изучают по всему миру. В Московском автомобильно-дорожном университете создали свой беспилотник в учебных целях: чтобы готовить специалистов для экономики будущего. Основные испытания пока идут не на трассе, а прямо в лаборатории, чтобы не разбить машину. Андрей Воробьев, Московский автомобильно-дорожный университет: «У нас будет смешанный транспортный поток. То есть не будет такой ситуации, что будет рубеж времени, когда управляемые транспортные средства полностью сменятся беспилотными. Переходный процесс будет длиться десятилетиями. И этот процесс — наиболее сложный». Конечно, это не беспилотный автомобиль, а обычный тренажер, и здесь есть водитель. Однако именно в такой виртуальной среде можно понять, как поведет себя на дороге беспилотник и как на него будут реагировать другие участники движения. В виртуальной реальности все поправимо, чего не скажешь про реальный мир. Первое смертельное ДТП с участием автомобиля без водителя: беспилотник Uber насмерть сбил 49-летнюю Элейн Херцберг в марте 2018 года, когда она переходила дорогу с велосипедом. Программное обеспечение для этой машины разработала израильская компания Mobileye, один из лидеров нового рынка. За год до этой аварии Mobileye купила корпорация Intel за рекордные $15 млрд. Юлия Штейнгардт, директор центра Capsula: «Он берет информацию с камеры, с радара, со всех возможных информационных потоков, которые заходят в машину, и принимает решение. По словам главы Mobileye, за секунду до аварии Mobileye удалось понять, что есть препятствие. Эта программа в тестовом режиме не должна была полностью заменить водителя. То есть там сидел человек, который должен был нажать на тормоза». Вину за эту аварию возложили на водителя-испытателя. Но власти штата Аризона запретили компании Uber испытывать беспилотники. Профессор Даниэль Гёринг — один из главных специалистов Германии по беспилотному движению. В его кабинете в Свободном университете Берлина даже есть своя тестовая трасса. Немецкие автоконцерны, в первую очередь Volkswagen, поняли, что в цифровом будущем их лидерство под угрозой, и теперь наверстывают упущенное. Одна из главных тем для профессора Геринга — как беспилотник ведет себя в большом городе. Даниэль Гёринг, профессор Свободного университета Берлина: «Сейчас у нас в тестовых машинах устанавливаются обособленные друг от друга системы, а нам нужна централизованная система с более сложным искусственным интеллектом. А тут, в свою очередь, пока непонятно, как сможет такая централизованная система работать безопасно. Еще одна тема — связь. Мы в Германии только готовимся к внедрению стандарта 5G. И тут вопрос: насколько безопасной и надежной она будет. Наконец, есть ряд важных, но не разрешенных этических и юридических вопросов». Один из острых вопросов — могут ли беспилотники стать легким орудием в руках террористов. Ольга Ускова считает такой сценарий маловероятным. Ольга Ускова, глава Cognitive Technologies: «Давайте посчитаем бюджет. Сколько вам нужно, чтобы сделать из водителя грузовика террориста? А сколько нужно денег, чтобы взломать нейронную сеть, которая управляет беспилотным автомобилем? Сейчас нужно около $10 млн. Потом чек немножко упадет до $2 млн. Про что дальше говорить?» Есть и еще один вопрос: что будет в беспилотном будущем с миллионами профессиональных водителей? В первую очередь в странах с развитой экономикой, где их труд стоит дорого. Таксист из Нью-Йорка Алексей Чижов переехал в США 15 лет назад. Еще во время учебы он работал по ночам на знаменитом желтом такси, а теперь берет заказы через Uber. Алексей не видит для себя трагедии в появлении беспилотников: скорее, новые возможности. Алексей Чижов, водитель такси: «Водитель все равно будет нужен. Он может помочь женщине, которая едет в аэропорт с чемоданами, или бабушке». Возможно, Алексей оптимистичен, потому что у него есть и другое занятие — ютьюб-канал о жизни в Америке. Он уверен, что в ближайшие пять лет его нынешняя работа в такси сохранится, а дальше — будет какой-нибудь новый поворот!

Будущее без водителей: как беспилотные автомобили становятся частью повседневной жизни
© RTVI