Войти в почту

Изменить мотивацию водителей. Как навести порядок с воронежскими автобусами

Несмотря на многочисленные транспортные реформы, которые проводят городские чиновники, ситуация с пассажирским транспортом в Воронеже лучше не становится. Это доказывают и отзывы воронежцев, и статистика ГИБДД. Почему так происходит, кто виноват в плохом пассажирском обслуживании и можно ли вообще навести порядок в этой сфере, выяснял «АиФ-Черноземье». Что возмущает пассажиров? В Воронеже выезжавший из «Града» автобус № 84 компании «АвтоЛайн+» сломался... из-за перегруза. Толпа желающих уехать прямо-таки атаковала автобус, но из-за раздутого «чрева» пассажиры едва доехали до «Олимпика». Через пару дней последовали официальные комментарии перевозчика, мол, причиною стали технические неполадки. Напомним, председателем совета директоров ГК «АвтоЛайн», куда входит и ТК «Авто­Лайн+», является депутат Воронежской городской Думы Дмитрий Крутских, и претензий к этому перевозчику всегда хватало. Набитый пассажирский транспорт — всего одна из них. Конечно, у людей есть выбор: ехать в обнимку с другими пассажирами либо ждать следующий автобус. Но иной раз очередную маршрутку можно прождать очень долго. Вот и в минувшие выходные активисты движения «Город и транспорт» так и не дождались автобуса № 49М компании «АвтоЛайн+», маршрут которого продлили до остановки «Придача». Жительница Отрадного пожаловалась, что в их микрорайоне Черемушки нет официальной остановки, поэтому многие водители не останавливаются, и люди вынуждены идти пешком полтора километра. Часто автобус № 65 игнорирует остановку «Хопёрский переулок». А в район Будённовского и Берёзовского кладбищ — вокруг 14 дачных товариществ (10 тысяч участков) — автобус в осенне-зимний период ходит с интервалом в целый час и только до часу дня! «Сотни семей живут там зимой с детьми, многие жители — пенсионеры и инвалиды. Они не могут после часа дня никуда вырваться. На кладбища часто приезжают иногородние, и они не знают, что автобус так рано заканчивает движение. В итоге приходится шагать пешком пять километров», — пожаловалась Нина Близнеченко. Ещё один больной вопрос — платные парковки. Они вводились для того, чтобы избавить центр от пробок. При этом обещались льготы для инвалидов. Но сих пор инвалиды в недоумении, как ими пользоваться? Положенные по закону бесплатные места занимают автохамы, и никто за этим не следит. А на многих парковочных площадках, в том числе у некоторых больниц и поликлиник, бесплатных мест просто нет. «Всего парковочных мест для инвалидов 600, а в городе проживает около 40 тысяч маломобильных граждан, — возмущается Мария Раполова. — Главный специалист управления транспорта мэрии Максим Захаров пояснял, почему так мало. Согласно СНиПам и ГОСТам, для таких парковочных мест нужно больше места, определённый уклон. Но как быть нам? У онкоцентра на Вайцеховского вообще нет парковки для инвалидов, а там практически все пациенты — люди с инвалидностью. Я ставлю машину и в страхе жду штрафа. А для меня 1,5 тысяч рублей — неподъёмная сумма». Ехать на автобусе — тоже не выход. Во многих автобусах пандусы даже не предусмотрены. Хотя и наличие пандуса — не панацея. Так, в конце ноября водитель автобуса №5а всё той же компании «АвтоЛайн+» просьбу инвалида-колясочника откинуть пандус проигнорировал и уехал! Держись двумя руками! «Мой знакомый похвалился, что теперь отвечает за выпуск на линию автобусов, а у него никакого образования нет, он их не проверяет, — поделился пенсионер Владимир Лабузов. — Ранее кабины были обустроены для инструктора, который ездил с водителем, пока тот не научится хорошо водить. Сейчас возить пассажиров доверяют неизвестно кому. Посмотрите, как они тормозят! В автобусе за поручни держимся двумя руками — одна знакомая отпустила руку и упала... » Осложняет ситуацию и тот факт, что городской транспорт держат частники — 12 частным организациям принадлежит 86% подвижного состава. У муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс», соответственно, всего 14%. Поэтому проверяющие органы надеются в основном на «народных инспекторов». Так, замначальника отдела технического надзора регионального УГИБДД Андрей Кондусов предложил жителям отправлять в их ведомство видео нарушений, свидетелями которых они стали, а главный специалист управления транспорта мэрии Воронежа Наталья Малахова посоветовала звонить на номера телефонов, указанные в салонах автобусов. Кстати, в рамках недавней акции под видом пассажиров инспекторы областного ГИБДД в течение трёх недель охотились за нарушителями. Проверили четыре тысяч автобусов. На фото и видео зафиксировали почти 1,5 тысяч проступков — водители превышали скорость, болтали по мобильным, игнорировали разметку, дорожные знаки и правила остановки при посадке и высадке пассажиров. А ещё в 120 машинах обнаружились технические неполадки, четыре автобуса и вовсе запретили эксплуатировать. Неудивительно, что за прошедшие 10 месяцев количество ДТП с участием автобусов увеличилось на 30%, а по вине водителей маршруток — и вовсе на 130%. Произошло 69 ДТП, в которых 1 человек погиб, а 87 получили травмы. Оправдывать водителей-нарушителей, конечно, нельзя, но понять их можно. Они стараются заработать — перевезти как можно больше народа, а для этого нужно обгонять, конкурировать, спешить... При этом многие автобусы уже не выходят на линии после 8-9 часов вечера, потому что невыгодно — основная масса горожан уже разъехалась с работы. Почему же не наказывают водителей за нарушение графика? Да потому что их всегда не хватает на линии — нет должных условий труда, нет достойной оплаты, нет и желающих работать. А значит, ответственные за организацию пассажирского движения так и будут закрывать на нарушения глаза. «Надо разбираться» «Перевозка пассажиров — это оказание услуг, которое подпадает под закон «О защите прав потребителей». В случае нарушений можно обратиться в Роспотребнадзор. И если факт подтвердится, будут приняты меры. С парковочными местами — то же самое. Парковки сделаны с одной целью — получить дополнительные деньги. Но городская администрация обязана контролировать соблюдение правил парковки. Бывает так, что нормативный документ принимается, а его исполнение не контролируется. С этой ситуацией надо разобраться. Но, как мне видится, нарушения в сфере транспортного обслуживания в Воронеже не столько правовые, сколько организационные и административные», - комментирует замглавврача регионального управления Роспотребнадзора Михаил Чубирко. «За последние годы состояние общественного транспорта никак не улучшилось. Да, заменили старые списанные европейские автобусы на оте­чественные. При этом вместо автобусов большой вместимости пустили «Газели» и «Нексты». Хотя они новые, но недостаточно удобные, - считает гражданский активист Виталий Иванищев. - Ездить в общественном транспорте до сих пор опасно для жизни, и никакими санкциями это не исправить. Нужно изменить мотивацию водителя: пока не будет оклада и премий за отсутствие нарушений ПДД, жалоб и аварий, нельзя говорить о безопасности. Кроме того, нужна хорошая маршрутная сеть: несколько магистральных и подвозящих маршрутов с транспортными узлами и единой транспортной картой. Эта идея, выдвинутая «Городом и транспортом», была воспринята мэрией, скажем так, весьма холодно. Никому не интересно заниматься этими вопросами, ведь это затронет интересы большого круга лиц, которые являются хозяевами маршрутов. Но, я думаю, к этому мы ещё вернёмся». «В нашем центре мы проводим переподготовку водителей и сами сталкиваемся с вопиющими фактами. Иногда на занятия они приходят пьяные — мы сообщаем об этом руководителям, отказываем в обучении, - говорит завкафедрой эксплуатации транспортных и технологических машин ВГАУ им. Петра I Евгений Пухов. - Контролем технического состояния маршруток занимается Ространснадзор. В Воронеже есть межрегиональное управление. Если раньше удостоверение механика мог получить любой, то теперь — только имеющий профильное образование. В этом году все пойдут учиться. Если когда-то перевозчик мог сам подписывать путевые листы и проводить медосмотр — ставить все штампики, которые нашёл под рукой, то теперь он этого сделать не сможет. За всем будут следить механик по выпуску и медработник».