Войти в почту

Автобусы-убийцы. Кто виноват в авариях, и как сократить их количество

Едва ли не ежедневно в Омске происходят аварии с пассажирским транспортом. 28 мая ранним утром в Порт-Артуре пазик не пропустил пассажирскую маршрутку № 346. В микроавтобусе было 10 пассажиров. Шестеро из них, в том числе один несовершеннолетний, обратились за медицинской помощью. 23 мая на проспекте Мира в Омске столкнулись «семёрка» и пассажирский микроавтобус. В момент происшествия в салоне маршрутки находились семь пассажиров; к счастью, никто из них не пострадал, а вот водителя и пассажира ВАЗ-2107 отправили в больницу. Как отмечают специлисты, в Омском регионе растёт количество серьёзных ДТП с тяжёлыми последствиями с пассажирским транспортом. Одно из самых страшных в этом году произошло 17 апреля на трассе Любино - Красный Яр. Пассажирская «газель», следовавшая по маршруту Любино - Омск, выехала на встречку и врезалась в «Приору». Вся семья, а это четверо человек, в том числе годовалый ребёнок, погибла. Также авария унесла жизнь 59-летней пассажирки маршрутки, ещё четверо гос­питализированы. Причина - водитель «газели» отвлёкся от движения. «В марте и апреле произо­шли серьёзные ДТП, в которых пострадали десятки людей и погибли в каждой из аварий от двух до пяти человек, - говорит начальник УГИБДД УМВД России по Омской области Сергей Картавенко. - Десять человек получили травмы в аварии, которая произошла в Омске 27 марта: столкнулись два автобуса. Основная причина ДТП - неправильный выбор дистанции одним из водителей. 14 апреля в Москаленском районе на федеральной трассе Р-254 «Иртыш» в аварии с участием микроавтобуса погибли два человека и пять получили ранения. Каждое третье ДТП этой категории произошло из-за несоблюдения правил водителями автобуса. При этом в 13 авариях правила нарушили частники». Страховки расслабили По статистике, в первом квартале этого года более чем на 85% выросло число погибших на федеральных трассах омичей относительно показателей того же периода прошлого года. Наиболее сложная обстановка на дорогах в направлении Любинского, Тюкалинского, Крутинского, Исилькульского и Калачинского районов. На трассе Р-402 Тюмень - Омск зарегистрировано восемь аварий, в которых погибли девять человек. Отмечается рост аварийности в целом. За четыре месяца в Омской области произошло 785 ДТП с пострадавшими и погибшими; 57 погибли и 1009 ранены. 83% аварий приходится на областной центр. Одной из причин такого стремительного роста и. о. директора городского департамента транспорта Вадим Кормилец называет возросшие скорости из-за нештрафуемого предела максимально разрешённой скорости 20 км/ч. То есть по факту омичи вместо 60 км/ч едут почти 80. В этом случае увеличивается тормозной путь, и водитель не может адекватно оценить обстановку при приближении к пешеходному переходу или перекрёстку. «Скоростной режим увеличился. Но у нас есть ещё проблемы. Первая - водителей не хватает, и мы к ним бережно относимся. Кардинальные меры принимаем только при очень грубых нарушениях, в остальных случаях пытаемся воспитывать, обучать, проводить дополнительные инструктажи. Жёсткий отбор, когда есть нарушения и водителя не возьмут, в городе просто невозможно провести», - уверен председатель совета СНП «СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян. Есть и другая проблема - водителей «расслабили» ОСАГО и страхование ответственности перевозчика. По мнению Геворгяна, они не чувствуют ответственности, потому что при ДТП платит страховая компания и сам перевозчик, когда ему приходится через год покупать полис по более высокой цене. При этом у водителя могут удержать лишь 1/10 часть зарплаты. Возможность перенаправить водителю штрафы за нарушения, заснятые камерами фотовидеофиксации, омские перевозчики уже получили. «Когда они только появились, в неделю мне приходила пачка штрафов, сейчас в месяц один-два. Нужно, чтобы водитель понимал, что он совершил, и сам платил, - говорит предприниматель Иван Меняйло. - Нужно на законодательном уровне проработать вопрос». Шлейф прошлых аварий Перевозчики сами рассказывают: из-за нехватки водителей даже те, кто нарушал правила много раз, просто меняют работо­дателя, и так перемещаются по кругу. Был случай, когда к перевозчику пришёл водитель, его удостоверение проверили на сайте ГИБДД - и оказалось, что он лишён прав. «Система работы пассажироперевозящего транспорта и профилактики ДТП выстроена десятилетиями. Начинается на этапе, когда водитель приходит устраиваться на предприятие: он сразу должен принести из ГИБДД справку об участии в ДТП и нарушениях. Если там длинный шлейф негативной истории, такой водитель нам не нужен», - отмечает Вадим Кормилец. Что касается переработок и режима труда и отдыха, таких нарушений на пассажирских предприятиях всех форм собственности стараются не допускать. ВОДИТЕЛЕЙ «РАССЛАБИЛО» ОСАГО. «Как повышать культуру безопасности? Это вопрос не только «кнута». Культуру доверия нужно развивать. Сколько бы мы ни заставляли тех же предпринимателей, чтобы они повышали безопасность, всё равно они найдут выход, - уверен депутат Омского горсовета Алексей Сокин. - Допустим, 71-е решение горсовета, где говорится, что нужно увеличить вместимость автобуса, что машина должна быть новее. Я входил в состав комиссии, когда частники показывали свои автобусы. Приехал катафалк «Мерседес». Новый, 18 мест посадочных - какие вопросы? И ведь он выиграл лот!» Везде человеческий фактор Сергей Картавенко «Одна из основных причин аварий - нарушение и игнорирование ПДД водителями ТС, нарушение правил проезда перекрёстков, пешеходных переходов, несоблюдение скоростного режима, несоблюдение правил пешеходом при переходе проезжей части, - говорит начальник УГИБДД УМВД России по Омской области Сергей Картавенко. - С пассажирским транспортом ситуация следующая: везде человеческий фактор. Все нормативы определены, начиная от отбора водителей, выпуска транспорта. Причина трагедии в Любинском районе - водитель отвлёкся от движения. В январе в этом же районе произошло ДТП из-за несоблюдения скоростного режима. Водитель выехал на встречную полосу, пять человек погибли. Учитывая, что уровень аварийности вырос, можно сказать, что нарушений стало больше. Увеличилось и число выявляемых нарушений». Патент на перевозки Дмитрий Петров «К каждому водителю и предприятию не поставишь контрольно-надзорный орган, который бы постоянно следил за ними. Есть ограничения по проверкам. Если нарушения не сказываются на безопасности движения, на первый раз выносится предупреждение для малого бизнеса. А практически 90% перевозчиков - это малый бизнес, - отмечает замначальника Западно-Сибирского межрегионального управления госавтодорнадзора Дмитрий Петров. - Для водителей-профессионалов нужно ввести патент или свидетельство на пассажирские перевозки, должен оформляться отдельный документ, чтобы при грубых нарушениях водитель лишался работы. Пока получается так: нарушений нахватал в одном месте - уволился и пошёл в другое. Нехватка водителей ведёт к тому, что они по кругу перемещаются». Станислав Капралов Станислав Капралов, доцент кафедры «Организация и безопасность движения» СибАДИ: «Ещё в прошлом году я говорил, что с лета-осени 2018-го ожидается резкое увеличение аварийности в городе. Правда, ошибся на несколько месяцев. Причины просты. Первая - число желающих отправить на обучение службы обеспечения безопасности движения на предприятиях резко сократилось. Вторая - в три раза уменьшилось количество проверок Ространснадзором малых предприятий и предпринимателей. Способствовала ли экономика в городе вложению средств перевозчиками в обучение и качественную подготовку специалистов? Ответ все знаем. Можно было легко спрогнозировать рост аварий, только он произошёл раньше. Видимо, потому что процессы развивались стремительно. Ещё одна проблема: контролирующие структуры попали в ловушку налоговых каникул. Речь шла об экономических каникулах, а многие структуры решили, что вообще о прекращении всяких проверок. Бизнес это воспринял как возможность вздохнуть и направить деньги на выживание. Поведение водителя за рулём определяет мотивация - стремление получить максимальную прибыль. Пока не изменим этот вектор, ничего не изменится. Пешеходы тоже бегут решать свои экономические проблемы. Много ли у нас сейчас времени для отдыха, чтобы можно было спокойно переходить дорогу? Изменения в законодательстве намечены на лето-осень 2018 года. Будут внесены поправки в том числе в КоАП РФ. Будет реализован проект по режиму труда и отдыха. Он предусматривает увеличение штрафов за нарушение режима для водителей до 3-5 тыс., должностных лиц - до 20-30 тыс., юрлиц - до 100 тыс. А также увеличение количества ответственных на предприятии, вплоть до первого лица». Кстати Водители пассажирского транспорта в Германии получают высокую зарплату. Эта работа считается престижной, поэтому сначала претенденты проходят тесты на знание языка, технических дисциплин и тщательное медицинское обследование. После первого отсева начинается длительное обучение. Причём оно платное, и за каждую пересдачу тоже приходится доплачивать - так же, как и в обычных российских авто­школах. По завершении сдаётся экзамен. После выхода на работу конкуренция сохраняется, поэтому все водители стараются работать максимально хорошо.

Автобусы-убийцы. Кто виноват в авариях, и как сократить их количество
© АиФ-Омск