ГАИ, ГАИ, моя звезда!

Сегодня, 25 октября, страховые компании и обсудят, как они будут жить дальше — после решения отменить справки о ДТП, на основе которых раньше страховая принимала решение о выплате по ОСАГО и каско. В том, что меняется для автовладельца, разбирался .

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Видео дня

С 20 октября вступил в силу новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением, отменивший справки о ДТП, что породило правовую коллизию и поставило страховщиков в странное положение. Согласно положению Банка России № 431-П от 19.09.2014, для урегулирования убытка по ОСАГО и по каско, а также по «зеленой карте» необходима именно справка, объединявшая всю информацию о ДТП в одном документе. Но ее больше нет в природе. Справка о ДТП по форме № 154 содержала в себе ключевые (принципиальные) сведения о происшествии: место, время, обстоятельства ДТП, число участников и данные об автотранспортных средствах, сведения о результатах медицинского освидетельствования и его результатах; данные о наличии или отсутствии состава административного правонарушения или уголовного дела, а также описание повреждений транспортных средств, полученных в результате ДТП.

Теперь при оформлении ДТП сотрудниками полиции оформляются исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования или об отказе в возбуждении дела, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. Каждый из этих документов оформляется на одно отдельно взятое нарушение, а не на весь комплекс правонарушений, имевших место при ДТП. В документах также не содержится информация о других участниках аварии.

Продуктовый виджет

Между тем представители , комментируя отмену справок, указывают на то, что вся информация о ДТП должна содержаться в заполненном автовладельцем извещении о ДТП — соответствующие бланки выдаются водителям вместе с бумажным полисом ОСАГО. Руководство Госавтоинспекции напомнило автовладельцам, что закон об ОСАГО предписывает участникам ДТП заполнять их и передавать в страховую компанию в любом случае — вне зависимости от применения упрощенной схемы оформления ДТП (европротокола). Однако по факту, кроме случаев использования европротокола, никто никогда этих извещений от попавших в аварию водителей не требовал: ни страховщики, ни сотрудники ГИБДД. Теперь, очевидно, будут требовать. «Необходимо отметить, что теперь — независимо от полиса (каско или ОСАГО), от того, подпадает авария под условия европротокола или нет, — всем участникам необходимо заполнять бланк извещения, который прилагается к полису ОСАГО», — говорит директор дирекции розничного бизнеса .

Заместитель директора департамента урегулирования убытков по автотранспорту Иван Пронин поясняет, что компания будет опираться на информацию, содержащуюся в извещении, а также в процессуальных документах ГИБДД.

Согласно разъяснению Госавтоинспекции за подписью врио начальника ГУОБДД , теперь в процессуальные документы (протоколы, постановления и определения) о ДТП сотрудники ГАИ также должны будут вносить сведения, ранее содержавшиеся в справках:

— о транспортных средствах, участвовавших в ДТП (марка, модель, госномер или VIN, если госномера нет);

— водителях (Ф. И. О., место жительства);

— полисах ОСАГО (серия, номер, наименование страховщика);

— видимых повреждениях транспортных средств.

По запросу потерпевшего будет выдаваться копия такого документа, которую он сможет предоставить в страховую компанию.

Очевидно, ГИБДД придется менять бланки всех процессуальных документов, поскольку в нынешних просто нет места для всей необходимой страховщикам информации. Разъяснений по этому вопросу от МВД Банки.ру на момент написания текста получить не удалось.

«К нам, в компанию «МАКС», уже поступили первые обращения от потерпевших в ДТП, которое оформлено без справки ГИБДД, — рассказывает Иван Пронин. — Урегулирование идет в штатном режиме, и решение будет приниматься с учетом данных, которые указали сотрудники ГИБДД в документах, которые предоставляют страхователи, — в постановлении, определении или протоколе».

Заместитель генерального директора СК «Зетта Страхование» по урегулированию убытков, сервису и административным вопросам Наталия Ведмедь признается, что в реальности предоставляемые сейчас в страховую компанию документы «не во всех случаях содержат необходимую информацию». «Действительно, изменение регламента по работе дорожно-патрульной службы создало временную правовую коллизию в работе страховых компаний», — констатирует она.

Все в суд!

Придуманное ГАИ нововведение, очевидно, ляжет тяжким грузом на судебные инстанции, так как во многих случаях будут возникать спорные моменты вокруг виновности участников. И стоит ожидать волну исков от автовладельцев, которых теперь все открыто посылают… в суд.

«Опасения по поводу того, что страховщики не будут принимать документы без справки о ДТП, неоправданны: в этом случае страховые компании могут столкнуться с волной исков, — считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» . — Требование справки не соответствует действующему законодательству, поэтому должно быть признано неправомерным. Пункт 5 статьи 11 закона об ОСАГО устанавливает, что для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции. То есть процессуальных документов будет вполне достаточно. Упоминание же непосредственно справки есть в правилах страхования, но в данном случае в приоритете нормы закона».

Если страховая компания откажется принимать у вас документы и будет требовать справку, стоит сразу же написать официальную претензию (скорее всего, на этом конфликт будет исчерпан). Если же реакции не последует, следует обращаться в суд со ссылкой на изменившиеся правила, советует Старинский.

В случае если страховщик получил заявление о возмещении по ОСАГО, но нет европротокола, а документы из полиции не содержат всю необходимую информацию, не остается ничего другого, кроме как предложить заявителю обратиться в суд. Он и установит распределение ответственности за причинение вреда в данном ДТП, разъяснили Банки.ру в Российском союзе автостраховщиков. В решении суда будет указано, кто является потерпевшим, и именно он получит страховое возмещение. РСА полагает, что такая процедура является крайне неудобной для граждан. «Мы не рискуем даже предположить, насколько это затянет сроки осуществления возмещения», — сказали в пресс-службе союза.

Цитата

«Вину по-прежнему будет определять суд. А наступила гражданская ответственность или нет, мы будем определять на основании документов ГИБДД и извещения о ДТП. Сложности могут возникнуть при несовпадении данных в этих документах», — говорит Виталий Княгиничев.

Официальный представитель отмечает, что нововведение порождает много вопросов. «Мы очень ждем ответы на них и разъяснения, как правильно исполнять текущие трактовки законодательства, — рассказывает он. — Например, возникнет проблема с урегулированием ДТП, где три и более участников, — будет сложно установить виновников и потерпевших. Также непонятно, как будет происходить урегулирование ДТП с участием, например, двух автомобилей и пешехода, ведь текущая форма извещения о ДТП дает возможность заполнить данные лишь по двум участникам».

По словам Нехайчука, в случае с автокаско факт подтверждения виновности, который раньше указывался в справке, также имеет значение при реализации прав требования в порядке суброгации, возникших при урегулировании страховых случаев каско. «Также могут возникнуть сложности в «зеленой карте» (ОСАГО для заграничных поездок россиян и для иностранцев на территории РФ), когда будем выставлять требования к иностранным страховщикам, — говорит представитель «АльфаСтрахования». — Ведь туда мы направляем весь перечень документов, предусмотренный правилами страхования об ОСАГО, в том числе и справку о ДТП».

Даже при условии, что все документы имеются в наличии и заполнены сторонами корректно, все-таки нет гарантии, что удастся полностью восстановить картину ДТП, отмечает руководитель направления «Страхование» Банки.ру .

«Даже после разъяснений руководства ГИБДД осталось несколько вопросов. Каждый протокол содержит информацию лишь об одном из участников ДТП, к тому же на каждое отдельное нарушение составляется отдельный документ. Теоретически автовладелец может предъявить страховщику лишь один протокол, опустив тот факт, что были и другие, — рассуждает Жуков. — Также водитель может не иметь на руках копии протоколов и постановлений, выданных другим участникам столкновения. Кроме того, остается непонятным, как страховщик сможет проверить информацию о результатах медицинского освидетельствования и о факте его проведения. Все это, несомненно, создаст определенные сложности в урегулировании убытков. Например, в корректном определении размера выплаты, если в ДТП было несколько нарушителей ПДД, а также при реализации регрессных и суброгационных требований».