Войти в почту

Все дороги равны. Чтобы асфальт был прочнее, в него добавляют резину

Более 12 миллионов квадратных метров асфальта обновили в Москве с начала года. Часть этих работ пришлась на реализацию программы по благоустройству «Моя улица, часть — на плановую замену дорожного покрытия. Кстати, в 2017 году отремонтируют дороги на МКАД и Третьем транспортном кольце, на вылетных магистралях и набережных — всего заменят свыше 14 миллионов квадратных метров. О том, где и как делают асфальт для мегаполиса, и почему его приходится часто менять, узнал корреспондент «ВМ».Мы стоим на одной из громадных кузниц асфальта столицы, расположенной в Западном Бирюлеве. Именно здесь, на гигантском заводе, принадлежащем Государственному бюджетному учреждению «Автодороги», производят асфальт. По экологическим соображениям предприятие расположилось в полукилометре от жилых кварталов. Несмотря на это здоровью тех, кто там работает, ничего не угрожает: территория тщательно убрана, запаха асфальта, что удивительно, практически не ощущается. Туда-сюда снуют грузовики, груженные асфальтовой массой, шумят мощные синие установки, тянущиеся к небу. Рядом с огромными шумящими баками нас ждет гид по «кухне асфальта» Сергей Стрельников, начальник управления по строительству и эксплуатации. — Для начала расскажу вам, из чего делается асфальт, — указывает он на большие кучи песка и других материалов. — В основе песок, щебень, битум, известковый порошок. Самый износостойкий асфальт, конечно, тот, в котором больше всего щебня (до 80 процентов), а вместо песка — отсев гранитного производства. При нас материал засыпают в погрузчик, откуда он попадает в большие емкости (бункера), и они с шумом начинают работать. Дозатор в зависимости от заданного рецепта асфальта с большим или меньшим содержанием того или иного материала, определяет процент песка, щебня или других веществ. Отобранный материал затем уходит в сушильный барабан, и уже идет в горелку, где его обжигают пламенем, температура которого — до трехсот градусов. А затем обожженная смесь начинает восхождение. Поднимается по синей трубе вверх и поступает в горячие дозаторы в башне, отходящие газы горения уходят в фильтры и тем самым не засоряют атмосферу. — Производство получается безотходным, — говорит Сергей Стрельников. — Горячий материал поступает вверх и проходит процесс грохочения — разделения материалов по крупности частиц. За весь процесс создания асфальта отвечает компьютер. Оператор в диспетчерской лишь следит за его работой и запускает разные рецептуры асфальта. Установки выдают колоссальную производительность: каждые 45 секунд из них выходит три тонны асфальта, в час — около 200 тонн. Чем дольше, тем лучше В лаборатории, где занимаются исследованиями асфальта, есть дорогое оборудование и множество образцов дорожного покрытия. — Конечно, главная проблема — это возрастающая с годами нагрузка на асфальт, — говорит Вадим Геннадьевич. — Но самое страшное для дороги — это пробки. Когда машина стоит на асфальте, она оставляет мельчайшую ямку, а затем трогается и как бы бороздит его. Из-за этого асфальт трескается. Это общемировая проблема. Проблему надо было как-то решать. Ведь некогда незыблемое дорожное полотно теперь приходится менять практически ежегодно. Выход лаборатория нашла следующий, можно сказать, нанотехнологичный. — Мы решили, что для большей долговечности состава асфальта нужно добавить туда мельчайшие частицы резины, — поясняет Никольский. — В совсем крошечном соотношении они позволяют делать прекрасный асфальт. Понимаете, в горячем битуме такая частица распадается на элементы, которые придают материалу необычные свойства, он практически перестает трескаться. Мы по сути приближаемся к созданию технологии самого долговечного асфальта. Но все же технологию внедрить не так просто. Мешает большая конкуренция на рынке как со стороны отечественных производителей, так и зарубежных. Так что долговечный асфальт мы увидим, только когда он докажет свое право быть на наших дорогах. — Проблема не только в конкуренции, но и в том, что для дорог мы собираемся использовать резину из покрышек, которые выбрасывают тоннами, — говорит научный сотрудник. — Покрышки сами изношены, но резина в них настоящая и хорошего качества. На западе нашей технологией интересуются и активно пользуются, а вот на родине сомневаются: укоренились стереотипы, что покрышки — это отходы и использовать их в дороге нельзя. Вот поэтому за рубежом успех имеем, а в России все пытаемся пробиться. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Раис Чигликов, заместитель руководителя ГБУ "Автомобильные дороги": — В столице в этом году стартовала масштабная комплексная программа по текущему ремонту асфальтового покрытия. Всего в рамках этой программы мы планируем заменить 11,3 миллиона квадратных метров дорог. Из них 1,15 миллиона квадратов требуют капитального ремонта. Работа ведется круглосуточно. Только в ночное время суток на дорогах столицы работают 28 комплексно-механизированных бригад учреждения «Автомобильные дороги», которые осуществляют все необходимые дорожно-ремонтные работы.

Все дороги равны. Чтобы асфальт был прочнее, в него добавляют резину
© Вечерняя Москва