svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео
Разборка

"Говорящие" автомобили. Как изменится жизнь водителей в будущем?

22 июня, 11:51
10 минут

Цифровые технологии, позволяющие машинам "общаться" друг с другом и окружающим миром, в ближайшие годы перевернут привычную жизнь водителей.

Технологии connected cars развиваются не первый год. Производители подключают автомобили к интернету, собирают данные, тестируют сервисы. Превращение машины в большой мобильный гаджет на колесах – уже не фантастика, а правда жизни. К этому нет технических препятствий. Вспомните, что умеет делать ваш современный смартфон. И теперь представьте, если схожий (и даже больший) функционал получит ваш автомобиль.

Строго говоря, connected cars – это не одна технология, а именно технологии, позволяющие нам, водителям, с помощью автомобиля интегрироваться в облачное пространство городской инфраструктуры. Связь установить можно по-разному, поэтому специалисты выделяют несколько разновидностей: Vehicle-to-vehicle (автомобиль-автомобиль), Vehicle-to-infrastructure (автомобиль-инфраструктура), Vehicle-to-pedestrian (автомобиль-пешеход), Vehicle-to-grid (автомобиль-сеть), Vehicle-to-device (автомобиль-устройство). Все они объединены в одно целое. И, безусловно, со временем вариантов "общения" автомобиля только прибавится.

Что дадут эти технологии водителям?

Трудно найти область, которую не коснутся технологии connected cars. Возможность "связать" автомобили открывает такие перспективы, о которых мы еще пока не подозреваем. Но уже сейчас можно выделить несколько направлений.

В первую очередь, безопасность. Многие автопроизводители сейчас активно внедряют технологии connected cars в автомобилях, в том числе чтобы минимизировать риск аварий. Но речь не только об интеграции в системы предотвращения ДТП или противоугонные системы.

"Среди тестируемых технологий от западных коллег можно услышать о таких, как оповещение о ямах на дорогах и прочих препятствиях, а также предостережение о пьяном водителе впереди. Цель всего этого – предсказать и предотвратить неприятности на дорогах, - рассказывает Игорь Хереш, директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1», занимающейся развитием телематических сервисов. - Представьте – вы едете по ровной дороге, а ваша машина уже получила от другой сообщение о крупной яме. Подобные технологии тестирует, например, Jaguar Land Rover".

Жизнь водителей с внедрением новых систем станет не только безопаснее, но и намного удобнее. Если вы живете в мегаполисе, наверняка чуть ли не ежедневно используете различные сервисы с пробками, парковками и другие. Но совсем скоро за оптимизацию ваших передвижений возьмется сам автомобиль. «Технологии connected cars способны не просто подсказать где лучше проехать, чтобы не попасть в пробку, но и за счет технологий на основе больших массивов данных проанализировать, в какое время ехать лучше всего, а также оповестить о количестве свободных парковочных мест в пункте назначения. К примеру, если вы едете в ТЦ "Ромашка" в субботу вечером, система подскажет, что парковка в ближайшее время слишком загружена, и предложит поехать, например, в ТЦ "Желтый". Уже сейчас мы знаем, что подобные сервисы, в том числе в России, начинают работать и активно помогать "управлять» пробками", - продолжает Игорь Хереш.

Наконец, возможность мониторинга транспорта повлияет на страхование. Отечественные компании уже начинают использовать телематические устройства. "На сегодня любая система, связанная с телематикой дает возможность получить "честные" тарифы, потому что в зависимости от того, как, сколько и где вы ездите, можно уже сегодня просчитать тариф именно для вас. Подобные сервисы также позволяют сократить время на оформление ДТП. Специальные устройства в режиме онлайн регистрируют все, что происходит с автомобилем. Если произошло ДТП, устройство передает информацию о случившимся (фиксирует кто в кого въехал и где) и даже вместе с предварительным анализом стоимости ущерба. В части случаев, необходимости вызывать инспектора ГИБДД не будет как таковой», - отмечает Игорь Хереш. О том, как это работает и к каким реформам в страховании может привести в России, мы расскажем в отдельном материале.

Есть ли препятствия?

Во-первых, есть юридический тонкости. Внедряя технологии, автопроизводителям еще предстоит провести огромную работу, чтобы не нарушать законодательства разных стран о защите данных.

Но если эта проблема не ставит в тупик и, по сути, упирается в финансовую сторону развития инфраструктуры, то самым болезненным остается вопрос ответственности. "Предположим, произошло ДТП между машинами, оснащенными системами Vehicle-to-vehicle (V2V). В этом случае система не справилась с задачей предотвратить ДТП или водитель не послушал систему? Если второе, то, очевидно, виноват водитель, а если система сработала недостаточно оперативно и не сумела предотвратить аварию, то как решится вопрос? Или другой пример. Две машины едва не столкнулись, но системы V2V сработали вовремя, однако в результате маневра одна из машин выскочила на встречную полосу и столкнулась с автомобилем без системы V2V. Кто виноват тогда? Автопроизводитель, водитель, дорожные структуры, разработчики системы и т.д." - задается вопросами Игорь Хереш.

Во-вторых, на сто процентов не решены проблемы кибербезопасности. За взлом, при котором может пострадать персональная информация владельца машины или он сам, ответственность несет автопроизводитель. А они к этому не готовы. "Может быть, продвинуться в решении проблемы поможет заимствование военных технологий, где на объектах создается некая закрытая локальная сеть с высоким уровнем защиты, возможно, что-то другое. Прогнозировать решение этой задачи на 100% либо очень трудно, либо просто не стоит того. Во всем мире, включая Россию, над этим работают. К сожалению, до тех пор, пока подключать автомобиль к интернету не будет достаточно безопасно, развивать и активно внедрять сервисы connected cars автопроизводители не решатся", - считает Игорь Хереш.

Когда ждать?

Тем не менее, прогнозы экспертов весьма оптимистичны. Внедрение технологий произойдет постепенно, но сам процесс необратим – развитие коммуникационных сервисов, связанных с автомобильным движением, будет только расти. В исследовании Juniper Research отмечается, что к 2022 году в половине всех автомобилей на дорогах будет использоваться хотя бы один сервис connected cars (умные парковки, автоматизированные платежи за топливо и т.д.). Хотя подавляющее их большинство (39%) ожидается в Северной Америке. Как предполагают эксперты, бурному росту технологий помогут мобильные операторы. И в итоге суммарные доходы от коммерческих сервисов через пять лет достигнут 49,2 миллиарда долларов. Посмотрим, как быстро новые технологии доберутся до России.

Алексей Дмитриев

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!