svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео
Разборка

Э-Э-Э! Зачем Audi нужны автомобили на газе?

28 июня, 10:30
10 минут

В этом году у Audi появилось сразу две двухтопливные модели, которые работают на бензине и природном газе: A4 Avant g-tron и A5 g-tron. Экономично! Экологично! А как насчет третьего "э" – энергично ли?

Экономия

Вот где-где, а в Германии умеют считать деньги: и зарабатывать, и тратить. На презентациях местных концернов то и дело слышится "economy". Новые технологии у Audi тоже в первую очередь дают возможность экономить. И не в перспективе, а здесь и сейчас.

Ведь у них в квартире газ! Точнее, на заводе. Теперь Audi обзавелась целой газовой линейкой - A3 g-tron больше не стоит особняком в модельном ряду и не выглядит экспериментальным проектом. Компанию двухтопливному первопроходцу составили универсал A4 и A5 с той же g-приставкой.

Неужели настолько выгодно? Тогда сразу к деньгам. Возьмем A5 g-tron – в Германии газовый Sportback обойдется в 40800 евро против 38300 за обычный бензиновый. Переплата составляет всего лишь 2500 евро. Инженеры Audi на пару минут "включают" бухгалтеров (немцы же!) и начинают перечислять: "Ну, округлим среднюю цену литра 95-го бензина до 1,5 евро. Газ стоит в районе евро. Пополнить баллоны не проблема. Сегодня на территории одной только Германии 750 заправок с метаном. Вот и смотрите. Учитывая расход по сравнению с 1,4-литровым бензиновым мотором, разница составит примерно 3 евро на сто километров".

Теперь я сам тянусь к калькулятору. Получается, дополнительные траты удастся компенсировать через 83000 километров. Для немецкого автовладельца – детский пробег! А дальше уже чистая экономия.

Экология

Экономия без экологии – не по-европейски! Надо же работать над альтернативным топливом, пока власти Старого Света выживают дизель из городов. Ставка на одно лишь электричество рискованна.

Проект Audi под названием e-gas возник не сегодня – завод в немецком Верльте начал работу в 2013 году. Производство синтетического метана проходит в два этапа. Сначала водород получается путем электролиза из чистого электричества и воды. Может, в перспективе технологии применят для водородных автомобилей, кто знает… Но пока нет необходимой инфраструктуры, а для газовых машин – есть. Поэтому на втором этапе с помощью того же водорода и углекислого газа получается синтетический метан. Ничем не хуже натурального. И даже лучше, потому что выбросы CO2 в автомобилях g-tron по сути сведены к нулю, если заправлять их собственным е-газом. Выработанный углекислый газ снова пойдет в производство метана. Собственно, в этом и есть главное преимущество технологии – абсолютная экологичность.

Ладно, не буду загружать химией. Тем более заправлять баллоны можно и натуральным газом, а не синтетическим. "Джитроновские" новинки A4 Avant и A5 тоже двухтопливные. Сердце – двухлитровый мотор TFSI мощностью 170 л.с. и крутящим моментом 270 Нм. Естественно, двигатель модифицировали для работы с двумя видами топлива – поставили другие поршни, клапаны, изменили степень сжатия.

Паспортные цифры запаса хода A4 Avant g-tron близки к дизельному двухлитровому универсалу – около 900 км при полном опустошении бака и баллонов. Если автомобиль будет ехать на одном газе, расход составит 3,8-4,4 кг на 100 км. В комбинации с бензином – 5,5-6,5 литров. Выбросы CO2 в чисто газовом режиме – символические 102-117 г/км. С е-газом – считайте, что и вовсе нет.

Резервуаров для топлива здесь целых пять: четыре газовых баллона на 19 кг и посередине между ними бензиновый бак на 25 л. Говорить о солидной прибавке в весе не приходится благодаря сложной многослойной структуре из разных материалов: полиамида, углепластика и стеклопластика. Инженеры утверждают – будь "упаковка" стальная, баллоны весили бы вдвое больше.

Четыре баллона и бак инженерам удалось скомпоновать в задней части и A4 Avant, и A5 так, чтобы в багажнике ничего не выпирало. Аккумулятор пришлось перенести под капот.

Еще один потенциальный недостаток газовой машины – скромную вместительность – тоже удалось минимизировать. Когда я получил ключи от A4 Avant g-tron, сразу открыл пятую дверцу. Да, пол расположен повыше, но он ровный! И общий объем грузового отсека уменьшился не так значительно – 415 литров против 505. Как такое возможно? Чудес никаких нет. Конечно, немцы очень удачно скомпоновали под полом баллоны и бак, но кое-чем пожертвовать все же пришлось. Угадаете, чем? Правильно – запаской. Да, в седане минус 90 литров были бы уже куда ощутимее. Понимаю, почему для g-tron выбрали именно универсал.

Энергия?

Визуально особенность "питания" автомобиля не распознать. Равно как и снаружи, внутри отличий не найти. Кроме одной. Мой взгляд падает на приборку – на экране слева в "джитроне" есть зеленая отдельная шкала расхода газа.

Зеленая шкала расхода газа – единственное отличие моделей g-tron.

На ходу же развеялись опасения, что экономичность и экологичность автомобиля "убили" в нем третью "э" – энергичность. "Джитроновый" A4 Avant (а я успел прокатиться только на нем) разгоняется до 100 км/ч за 8,4 секунды, а максимально достигает 221 км/ч. Спорим, вы даже не скажете, какая разница с бензиновым аналогом? Так вот – меньше одной секунды. Ощутить практически невозможно. Особенно среднестатистическим европейским владельцам универсалов.

В управлении – то же самое. Излишнюю загрузку задней части если кто и почувствует, то только в тех режимах, на которых никто в здравом уме на A4 Avant не поедет. Что касается реального расхода, то на деле у меня за короткий час езды значения колебались в районе 5,3-5,7 кг вместо 3,8 кг. Хотя тоже, в общем-то, мало.

Говорить об экспансии в другие регионы мира пока рано, тем более в Россию. Завод Audi по производству синтетического метана рассчитан на 1500 автомобилей при среднем годовом пробеге 15000 км.

А вот потребление в совокупном режиме с двумя видами топлива проверить не удалось. Потому что для этого мне нужно было бы опустошить все баллоны! Купили g-tron? Будете ездить именно на газе. И точка. Решение, на мой взгляд, спорное. Никакого механического переключателя, как заверили инженеры, нет и не планируется. А если вдруг хочется ездить на бензиновом двухлитровом TFSI – не заправляйте баллоны. Когда останется всего 0,6 кг газа, система автоматически подключит питание бензином. Может, это и правильно. Покупка газового автомобиля – осознанный выбор европейца, умеющего экономить и думающего об окружающей среде.

Алексей Дмитриев,

фото Audi

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!