svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео
Подробности

Водительские права в России и за границей: где дешевле?

16 февраля, 13:50
20 минут

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Так думают многие, пока не узнают стоимость получения водительских прав

Чтобы сесть за руль и выехать на дорогу, необходимо сделать несколько вещей. Прежде всего – научиться водить автомобиль, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение. У нас это знает даже школьник. Однако, когда человек вырастает и сталкивается с необходимостью проделать данную процедуру, оказывается, что для учёбы в автошколе и последующей сдачи экзамена необходимо подготовить определенную сумму денег, причем немаленькую.

Чем же обусловлены такие расходы? Из года в год российские власти и представители автошкол объясняют гражданам: стоимость водительских курсов высокая, поскольку это напрямую связано с новыми программами обучения, возросшими расходами на бензин, инфляцией и т.д. Да и пошлины на государственные услуги, такие как проведение госэкзамена и выдача удостоверения, растут.

Так на какую же сумму надо рассчитывать, если вы хотите получить водительские права? Мы решили выяснить этот вопрос, а заодно, поинтересовались, сколько за аналогичный процесс отдают жители других государств. Давайте сравним, сколько стоит стать водителем в разных странах.

Россия

Но начать хотелось бы с России. Чтобы получить водительские права в нашей стране, придется идти в автошколу – обучение экстерном в России отменили в 2014 году. Стоимость учебного курса подготовки водителя категории "В" в Москве составляет примерно 40 000 – 60 000 рублей. В эту сумму, как правило, входит полный курс теоретических занятий, положенные по нормативу 26 практических занятий (площадка+город), а также расходы на бензин, выдача документов об окончании автошколы, организованная сдача экзаменов в ГИБДД и т.д. Конечно, нельзя не отметить, что стоимость обучения в автошколе в регионах ниже, чем в столице. Но там ниже и зарплаты, поэтому рассматривать будем именно Москву, как некую "верхнюю планку". Кроме того, мы не включаем в данную сумму расходы на дополнительные занятия в автошколе, поскольку подсчитать их довольно трудно: кому-то такие занятия не потребуются вообще, а кто-то будет видеться с инструктором по вождению каждый день.

К тому же, на оплате автошколы расходы будущего водителя не заканчиваются. Помимо этого, придется получить медицинскую справку, ради которой нужно пройти целый ряд врачей, а также получить печати в наркологическом и психоневрологическом диспансере по месту регистрации. Причем последние учреждения предоставляют данные услуги за дополнительную плату – 530 и 760 рублей соответственно. А стоимость получения всей справки в Москве, с учетом двух диспансеров, обойдется ориентировочно в 4000 – 6000 рублей.

Наконец, финальными расходами на пути к заветному удостоверению, станет государственная пошлина в пользу ГИБДД, составляющая 2000 рублей. Кстати, такую же сумму придется отдать, если вы решите поменять удостоверение на новое по какой-то причине (например, смена фамилии), или потеряете его. За эти деньги вам выдадут лишь кусочек заламинированной бумаги с фотографией, которая даже не соответствует требованиям Венской конвенции (на удостоверении отсутствует надпись driving licence на английском или permis de conduire на французском). Дорого? Но в МВД уверяют, что это связано со стоимостью бланков. А летом 2016 года ведомство даже предложило увеличить пошлину до 3000 рублей.

Итого, получение водительского удостоверения в Москве обойдется ориентировочно в 68 000 рублей. С учётом текущего курса российской валюты, это – 1100 долларов. Отметим, эту сумму стоит считать средней, ведь она может вырасти с учетом дополнительных занятий с инструктором, а может уменьшиться (например, если вам сделали скидку, или вы решили учиться в другом регионе). Итак, 1100 долларов. А что же в других странах?

Германия

Стоимость обучения в автошколе в Германии точно так же как и в России зависит от региона обучения. Причем в лидерах далеко не столица, а богатая Бавария, где получение прав категории "В" обойдется примерно в 1700 евро. А вот в Берлине обучение в автошколе будет гораздо дешевле – где-то 1070 евро. То есть почти как у нас! Но независимо от федеральной земли ФРГ в сумму входит стоимость учебных материалов, проверка зрения, изучение теории, а также практические занятия. Кстати, с последними связан интересный нюанс – обязательного количества часов, которые должен откатать будущий водитель, нет. То есть теоретически, конечная сумма может стать меньше, если у кандидата есть талант. Правда, смысла нарочно экономить на практических занятиях также нет – вы просто не сдадите экзамен, который гораздо сложнее, чем в России.

Кстати, об экзамене. Его в Германии принимает не полиция, а сертификационные организации – такие как TÜV и DEKRA. Заплатить за прохождение испытаний придется примерно 110 евро за теорию и практику вместе. Причем для того, чтобы сдать экзамен, даже не обязательно знать в совершенстве немецкий язык! Например, теоретическую часть можно сдать и на популярных языках, в числе которых обычно есть и русский. А на практическом экзамене самое главное – понимать команды инспектора проверяющей организации.

Есть еще один интересный нюанс. Если у вас уже есть водительские права, выданные в Германии, но вы их потеряли или хотите заменить документ по той или иной причине, то заплатить придется гораздо меньше – 24 евро. Причем за дополнительные 5,25 евро можно даже организовать отправку документа на ваш домашний адрес по почте! Но, конечно, это всё уже дополнительные услуги. А первичное получение водительских прав в Германии по нашим подсчетам будет стоить ориентировочно 1180 – 1810 евро, или 1243 – 1907 долларов.

Великобритания

Если вы решили получить водительские права в Туманном Альбионе, первое, что придется сделать – заплатить пошлину 34 фунта за получение так называемых "временных водительских прав" (provisional licence), которые дадут вам право обучаться в автошколе. После этого начинается собственно само обучение, цены на которое, как и в других странах, могут отличаться в зависимости от количества уроков. Однако в среднем такой курс, состоящий из 47 теоретических занятий и 22 часов практического вождения, стоит 1200 фунтов.

После этого кандидату водителю придется заплатить пошлины за прохождение теоретического и практического экзамена. Если сдавать в будний день, сумма составит 23 фунта за сдачу "теории" и 62 фунта — за практику, то есть 85 фунтов вместе. Кстати, если вы просто потеряли документ, то новый будет стоить гораздо дешевле – лишь 20 фунтов.

Итого, общая стоимость получения водительских прав в Соединенном Королевстве составит примерно 1319 фунтов или 1660 долларов.

Чехия

Обучение вождению в Чешской республике в целом очень похоже на другие страны Евросоюза. С одной единственной разницей – оно гораздо дешевле. Неслучайно когда-то в Европе даже было такое понятие "туризм за правами". Ведь приехать в Чехию, зарегистрироваться, и получить водительские права мог любой гражданин объединенной Европы. А после этого всё, что требовалось – вернуться домой, ведь чешские права там действовали, а единой базы документов не было. Сейчас с подобной практикой в Евросоюзе активно борются. Но понять, что же так привлекало европейцев, довольно просто.

Судите сами: обучение в чешской автошколе в Праге обойдется в среднем в 9000 крон (примерно 350 долларов). Сам курс длится около двух месяцев, и, как и во многих странах, включает в себя обучение теории, практические занятия, курс по устройству автомобиля и лекции по медицине. Также кандидату в водители нужно пройти проверку у врача, которая не такая сложная, как в России, и включает главным образом тест на зрение.

Если всё хорошо, будущий водитель отправляется на экзамен в местную администрацию – магистрат – где и проходят испытания. Сначала – тест по теории, а затем – практический экзамен в городских условиях. За это придется заплатить пошлину 700 крон. В случае успешной сдачи экзаменов, еще 50 крон надо будет заплатить за оформление фотографии и, собственно, саму пластиковую карточку.

Итого, весь процесс от начала обучения в автошколе до получения заветного водительского удостоверения в столице Чехии обойдется примерно в 9750 крон или 377 долларов США.

Беларусь

Принципы обучения вождению в Республике Беларусь сильно напоминают российские. Правда, разница все же есть, и дело не только в программах обучения (некоторые отмечают, что белорусские билеты теоретического экзамена несколько сложнее российских). Во-первых, стандартный срок обучения в белорусской автошколе короче российского — в среднем три месяца против шести. Во-вторых, учиться вождению у наших западных соседей существенно дешевле. Например, стандартный курс на категорию "В" в автошколе в Минске обойдется примерно в 500 белорусских рублей (примерно 15 700 российских рублей или 253 доллара). К этой сумме прибавляется цена бензина, который оплачивается отдельно, и обходится примерно в 85 белорусских рублей (2670 рублей или 43 доллара).

Точно так же, как и в России, сдавать экзамен на получение водительских прав в Беларуси придется в местном ГАИ. А, чтобы это сделать, кандидату в водители придется оплатить госпошлины за теоретический экзамен (6,3 белорусских рубля), практический экзамен (21 белорусский рубль), компьютерные услуги и оформление заявления (2,52 белорусских рубля) и собственно сам бланк водительского удостоверения (42 белорусских рубля). Всего – 71 белорусский рубль 82 копейки, или 2254 российских рубля (36,43 доллара).

Итого, весь процесс получения водительских прав в Республике Беларусь обойдется в 656 белорусских рублей, или 20 594 российских рубля (332 доллара).

США (штат Нью-Йорк)

А вот в США водителей учат не так как в Европе, России или на бывшем постсоветском пространстве. В первую очередь это касается процесса обучения, который начинается… с покупки обычной книжки с правилами дорожного движения! И никаких обязательных лекций по теории, или чего-то такого. То есть в каком-то смысле это – легализованный экстернат. Конечно, вы можете за свои деньги нанять отдельно инструктора, который будет вам объяснять особенности правил дорожного движения. Вот только зачем? В США действуют кардинально другие принципы дорожного движения. Американцы считают, что раз по дорогам ездят и профессоры и слесари, то и правила должны быть максимально понятными. А купить книжицу с ПДД (примерно 10 долларов) можно и самостоятельно. Вы ведь умеете читать?

Прочитали? Выучили? Тогда отправляйтесь в организацию под названием Department of Motor Vehicles (DMV), и сразу же сдавайте экзамен! Правда, пока только теоретический –речь об обычном тесте на знания ПДД. А заодно – вам нужно будет проверить зрение (и никаких сборов бесконечных справок!) и оплатить пошлину за сдачу экзамена, который зависит от ряда факторов, в том числе – возраста заявителя. Например, в Нью-Йорке он обойдется в 80 долларов, если вам 16 или 18 лет, и 77,5 доллара, если вам исполнился 21 год. А после уплаты сбора и сдачи экзамена, вам выдадут водительские права! Правда, пока что – ученические, или так называемый Learner permit.

Зато с этим самым "пермитом" уже можно садиться за руль в сопровождении опытного водителя или инструктора. Собственно, автошколы по сути и занимаются тем, что дают в аренду автомобиль с инструктором, который и будет объяснять вам все нюансы вождения, необходимые для сдачи экзамена. Цены на данные услуги разнятся от штата. Например, в Нью-Йорке "пакет" из 10 занятий по 45 минут обойдется примерно в 500 долларов, а из 20 занятий – соответственно в 1000 долларов. Какого-то обязательного количества часов нет. Главное – уметь ездить по правилам. Хотя будущих водителей в зависимости от штата обязывают прослушать ряд лекций по безопасности движения, а также о вреде алкоголя и наркотиков.

После этого кандидат на получение постоянных водительских прав вновь отправляется в DMV, где сдает экзамен. Причем никаких дополнительных сборов или пошлин платить не придется. А вот сам тест довольно сложный, и представляет собой испытание в реальных дорожных условиях. Сдать его без должной подготовки практически невозможно. Зато, выдержав экзамен, вы сможете пользоваться всеми благами главного водительского документа, который в Соединенных штатах еще и служит аналогом удостоверения личности.

Итого, общая сумма получения водительских прав в Нью-Йорке – 1090 долларов. Разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств.

Где живут самые богатые водители?

Остается лишь подвести небольшой итог. По стоимости получения водительских прав Россия сравнялась с США, вплотную приближается к Германии, но еще пока что уступает Великобритании. Сумма, необходимая в РФ, чтобы легально стать водителем, сильно превышает аналогичный показатель в Беларуси и Чехии. Таким образом, складывается интересная ситуация. Де факто российское водительское удостоверение оказывается куда менее доступным для своих граждан, чем в других странах. Например, в Беларуси средний доход прямо скажем, невысокий, и составляет около 330 долларов в месяц. Но почти такую же сумму там придется потратить и на получение водительских прав.

В странах с высоким доходом, таких как Германия (2 150 000 евро) или Великобритания (1588 фунтов или 1980 долларов) дороже и стоимость получения прав, однако она меньше одной средней зарплаты.

Особняком стоят США, где процесс получения водительских прав максимально доступен для граждан в финансовом плане (средняя зарплата в Нью-Йорке – 4095 долларов).

России, увы, на данном поприще похвастать нечем. При средней зарплате в 516 долларов (805 долларов в Москве) сумма в 1100 долларов, которую надо потратить на получение водительских прав, остается завышенной, а качество обучения в автошколах — крайне низким. Нет ничего удивительного в том, что на российских дорогах происходит столько аварий, а значительное число наших граждан предпочитают получить права "ускоренным путем" – нелегально.

Фото: РИА "Новости" / Михаил Фомичев

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.