Подробности
30 ноября, 18:38

Эксперты оценили последствия от платного въезда в города

Поправки, разрешающие вводить плату за въезд в центр городов и проезд по любым дорогам, вызвал общественный резонанс

Поправки, разрешающие вводить плату за въезд в центр городов и проезд по любым дорогам, вызвал общественный резонанс. "Авторамблер" узнал у экспертов, к каким последствиям может привести такой проект.

Комитет Госдумы по транспорту рекомендовал парламенту принять в первом чтении законопроект Минтранса "Об организации дорожного движения". Он позволяет местным властям вводить новые ограничения на движение автотранспорта по времени, выделять особые зоны в зависимости от экологического класса автотранспорта, а также вводить плату за въезд в центр крупных городов и устанавливать свободные тарифы на движение транспорта по участкам автомобильных дорог.

В первом чтении новый законопроект будет рассмотрен Госдумой 14 декабря 2016 года. В случае, если документ будет принят, и затем успешно пройдет второе слушание, инициатива может стать законом уже в первом квартале 2017 года. К чему может привести такая мера? Мы попросили прокомментировать последствия экспертов.

_ Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики, член учёного совета НИУ "Высшая школа экономики": _

"В законопроекте предлагается предоставить право крупнейшим городам России использовать ценовые методы управления трафиком. Что представляет собой норму, которую нужно было принимать уже давно! Дальше. В федеральном законе должна быть записана простейшая фраза: "Города и муниципалитеты имеют право применять не только инженерные методы управления трафиком, но и ценовые". Вопрос ценовых методов [в настоящее время] в законодательстве не урегулирован никак. У нас парковка-то не урегулирована толком! К примеру, в Санкт-Петербурге, ввели платную парковку, а оштрафовать водителей за неоплату – нельзя. Поэтому [нам нужны] ценовые методы. Платная парковка – ценовой метод. Платная городская дорога – ценовой метод. Платный въезд – ценовой метод. Закон должен решить принципиально, что такие методы применять можно. А вот дальше – применять парковочные тарифы или платный въезд – вопрос конкретного инженерного расчета. Привожу простой пример: вот в Милане или Лондоне есть платный въезд, а в Германии, где автомобилисты зарегулированы платежами еще круче, [чем в этих городах], платного въезда нет. Там вопрос решается другими ценовыми методами, например, дифференцированной парковочной ценовой шкалой. Так что будут ли их применять Москва или Санкт-Петербург – вопрос конкретного инженерного расчета и не тема федерального законодателя".

_ Виктор Похмелкин, председатель "Движения автомобилистов России": _

"На мой взгляд, инициатива носит откровенно фискальный характер. Речь идет о пополнении бюджетов российских регионов и крупных российских городов в период экономического кризиса. Источником традиционно становятся автомобилисты, которые и без того превратились в "дойную корову" для российских властей. Ничего другого я за этим не вижу. Думаю, что многие города этим воспользуются этим правом, тем более, что регионы обескровлены: наша нынешняя фискальная политика такова, что деньги выкачиваются в федеральный центр. Так что, скорее всего, это произойдет. Но, конечно, одновременно вызовет серьезное недовольство автомобилистов. Причем, если, скажем, в Москве, есть некая альтернатива — люди могут поехать на метро, оно это еще позволяет, то в целом ряде крупных городов метро либо очень маленькое и не решает транспортную проблему, либо его вообще нет. Следовательно, пересаживаться им вообще некуда. А поскольку в центре городов сосредоточено основное количество рабочих мест, людей туда гонит не праздное любопытство. Поэтому, на мой взгляд, это решение очень и очень социально уязвимо.

Читайте также
Загрузка...

Если же говорить о Москве, то фактически платный въезд в центр уже введен за счет платных парковок. И как это сказалось на пробках? На них немножко повлияла экономическая ситуация – эксплуатировать машину стало дороже. Автомобилей стали покупать меньше, поскольку у людей стало меньше денег – это немного приостановило пробки. Что же касается этих репрессивных мер (нового законопроекта – прим.), то на пробках они не скажутся, а вот по карманам людей ударят довольно больно".

Пётр Шкуматов, координатор движения "Синие ведёрки":

"Давайте мы внимательно прочитаем этот законопроект. Он ничего не говорит о территориях, он говорит, что платными могут становиться дороги, проезд по ним, если говорить со всей юридической прямотой. То есть, условно говоря, можно, конечно, сделать список дорог в центре, но потенциально любая улица на уличной дорожной сети, любая дорога может стать платной. Это может коснуться не только центральных улиц, а любых. К чему это может привести? Мы все живем в крупных городах, то есть экономические последствия этой меры воспринимаем как некую виртуальную угрозу. Но дело в том, что наделение муниципалитетов правом создавать платные дороги может привести к печальным последствиям в плане перераспределения собственности, поскольку платные дороги могут использоваться для рейдерских захватов предприятий. Потому что, если вы возьмете любые производственные предприятия, то, как правило, к ним идет одна дорога. И муниципалитет сможет сделать её платной, и конкурентоспособность предприятия будет подорвана, в результате чего, через некоторое время, у предприятия поменяются собственники. Вот этот законопроект может легко использоваться для банкротства заводов и предприятий. И самое главное, что они ничего с этим сделать не смогут. Так что инициатива несет большие риски для российской промышленности. Это – первое.

Читайте также
Загрузка...

Второе. Могут вернуться так называемые "проездные". Мы уже давно забыли, как гаишники стояли на федеральных трассах и собирали дань с иногородних, проезжающих через города. Ведь это было каким-то обычным явлением. Ты едешь, тебя останавливают на посту и говорят: "50 рублей!". Если не хочешь, то начинают искать наркотики, взрывчатку и т.д. То есть, по сути это было вымогательство. Сейчас оно возвращается на круги своя. Плюс это — некие внутренние таможни. Например, если какой-то регион захочет оградиться от других регионов Российской Федерации, он просто легко установит заградительную плату за въезд на свою территорию. Ведь этим правом будут обладать муниципальные власти, федеральный центр никто спрашивать не будет! Теоретически этот законопроект открывает возможность сделать платным вообще все дороги, причем устанавливать плату на уровне от 1 копейки до бесконечности. Если этот законопроект вступит в силу, он может привести к росту сепаратизма и развалу страны".

_ Ярослав Нилов, депутат Госдумы: _

"Содержащиеся в законопроекте предложения откроют ящик Пандоры и вызовут социальную напряженность, что в сегодняшних и без того непростых условиях представляется просто недопустимым.

Недавно еще один резонансный законопроект – об ответственности за несезонные шины – был Советом Думы возвращен в профильный Комитет для доработки. Возможно, так произойдет и с этой инициативой? Это стало бы подарком россиянам к новогодним праздникам. Общественники бьют в колокола, разъясняя все вероятные последствия принятия инициативы, но их не слышат!"

Загрузка...

Видео

Загрузка...

Фотогалерии

Загрузка...
Загрузка...