Войти в почту

Бесплатно и для каждого: история российской скорой помощи

Высочайший профессионализм и преданность своему делу демонстрировали они на протяжении всего периода борьбы со смертельно опасным врагом. Особая благодарность - врачам скорой помощи, которые работали на переднем крае, ежедневно рискуя своей жизнью, ради того, чтобы жили другие. Сегодня мы хотим рассказать об истории создания скорой помощи в России. Боярин Федор Михайлович Ртищев стал родоначальником развития скорой медицинской помощи: во время польской войны он сам объезжал поля сражений и собирал раненых в свой экипаж, а потом доставлял их в уже обустроенные лечебные дома в ближайших городах - это был прообраз военных госпиталей. В 1818 году штаб-доктор Генрих Аттенгофер представил «Проект заведения в Санкт-Петербурге для спасения обмирающих скоропостижно или подвергнувших жизнь опасности», но власти, к сожалению, не поддержали эту идею. И только через 10 лет, в декабре 1828 года, царь Николай I утвердил Положение Комитета министров «Об учреждении в Санкт-Петербурге заведений для подания скорой помощи внезапно обмирающим и поврежденным людям». Но организация скорой помощи в России снова застопорилась. И только в 1896 году, когда во время торжеств по случаю коронации императора Николая II в давке на Ходынском поле погибли 1389 человек и еще около 1000 получили увечья, власти задумались о необходимости такой службы. В Москве первые кареты скорой помощи появились в Сущевском и Сретенском полицейских участках именно 28 апреля - в этот день и стал отмечаться неофициальный праздник скорой помощи. Тогда скорую можно было вызвать только на улицу. И уже тогда работал главный принцип скорой помощи - бесплатность. На вызов выезжали врач, фельдшер и санитар. В Петербурге первая станция скорой помощи была открыта 19 марта 1899 года, ее основал хирург Николай Вель­яминов с коллегами Карлом Рейером, Генрихом Турнером и Иваном Грековым. В 1899 году там появилось еще пять станций первой помощи. Кстати, в Петербурге врачи скорой передвигались на мотоциклах до 1934 года. В 1923 году открылся Мос­ковский городской НИИ скорой помощи имени Склифосовского, который продолжил развивать это направление. И обязательно поддерживались главные принципы - скорая помощь должна быть общедоступной и бесплатной, а также использовать все передовые достижения медицинской науки. Александр Пучков, создатель Московской скорой помощи, открыл в 1926 году пункт неотложной помощи, ее врачи работали с вечера до восьми часов утра. Сначала у московской скорой был всего один автомобиль, и этого было явно мало на весь город. С 1930 года начали открываться подстанции скорой помощи в разных районах города, и оперативность работы возросла. Появились автоматические телефонные станции, и скорой помощи был присвоен постоянный номер 03. В конце 1958 года возникли кардиологические бригады скорой помощи, в 1960-х годах - детская скорая помощь, в 1962 году - неврологическая (инсультная) бригада, позже были организованы новые специализации, например работающие с острыми кровотечениями, отравлениями и так далее. КСТАТИ Первые бригады скорой помощи передвигались на каретах. И сегодня многие по старой памяти называют автомобили скорой именно так. В 1912 году доктором Московского почтамта Владимиром Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи, которая легла в основу создания первого оте­чественного санитарного транспорта. В скорой помощи работали разные машины: «мерседесы», ЗИС, «москвичи», «Волги». Автомобили модифицировали, чтобы пострадавшего можно было класть в салон. Даже американцы признавали, что российская санитарная машина превосходит импортные аналоги. Позже появились рафики. В 1957 году в Ленинграде на заводе медицинской техники «Красногвардеец» создали автобус «Штурмовая машина», полностью оснащенный реанимационным оборудованием. ИМЯ В ИСТОРИИ Начальник столичной скорой помощи Александр Пучков защитил диссертацию об организации службы скорой медицинской помощи в Москве, получив сразу звание не кандидата, а доктора наук. Это был человек, полностью посвятивший себя любимому делу - медицине и защите здоровья людей, очень неравнодушный к людским бедам. Во время войны, узнав, что люди часто голодают, теряя продовольственные карточки, Пучков предложил оформлять их не на месяц, а на декаду, чтобы потери были не столь страшны. Рационализаторские идеи Пучкова также защищали здоровье людей. Например, глава московской скорой помощи придумал сделать на эскалаторах в метро ребристую поверхность ступенек, чтобы избежать травм, а также обратил внимание и на работу московских трамваев, настояв на том, чтобы двери закрывались и открывались вагоновожатым, а не вручную пассажирами, чтобы прекратить традицию катания на подножках трамваев. Пучков завещал, чтобы его похоронили в медицинском халате. Евгения Кузнецова.

Бесплатно и для каждого: история российской скорой помощи
© Мир новостей