Войти в почту

Как сербов избаловал транспортный вопрос. О переработке и продаже топлива

Транспорт Сербии и особенно Белграда – теТранспорт Сербии и особенно Белграда – тема отдельная. Разделим общественный и личный – сербы активно пользуются и тем, и другим. Без метро – как в Омске Итак, общественный транспорт Белграда представлен автобусами, троллейбусами и трамваями – всё как в Омске. Есть даже маршрутки – микроавтобусы. И это единственный в Европе город-миллионник без метро – и в этом тоже наши города схожи! Так как улицы исторического центра очень узкие и не всегда могут вместить даже две полосы в одном направлении, трамвайные рельсы закатаны в асфальт. Таким образом центр дороги выполняет две функции – здесь ходят сразу и трамваи, и автобусы – на некоторых центральных улицах асфальт между рельсами обозначен как выделенка для общественного транспорта. Поскольку людей в Белграде живёт много (по официальным данным около 1,2 млн, по неофициальным – порядка 2 млн человек), перевезти всех только наземным транспортом проблемно, и потому здесь ходят автобусы-«гармошки», которые совсем недавно исчезли с омских улиц, и трамваи с двойными и даже тройными вагонами – и у нас были такие, когда сотни людей ежедневно ездили на «Барашку» или «Полёт». Помимо пешеходов, пользующихся общественным транспортом, в почёте и личный. Однако его так много, что подземных стоянок на всех не хватает. И потому не редкость, особенно в старом центре, что тротуар у дома вполне официально размечен как машино-места и даже пронумерован. Это у нас тротуар, а у них – автостоянка. Но для пешеходов всё-таки оставляют небольшое пространство – по одному вполне пройдёшь. Логично, что при таком недостатке мест здесь распространены всевозможные электросамокаты, мопеды и малолитражки. Большую машину позволяют себе люди, живущие в собственном доме и имеющие гараж или хотя бы обширную придомовую территорию. При бешеной цене квадратного метра (и земли, и недвижимости) в сербской столице позволить себе такую роскошь могут лишь на самом деле богатые. А вот чем они – и богатые, и среднего достатка – заправляют свои много- и малолитражки? И нам захотелось узнать, какое топливо в Сербии. Страна, всё-таки, не очень богатая по сравнению с другими европейскими, в Евросоюзе не состоит, значит, может позволить себе игнорировать экологические стандарты? На самом деле не так. Первый юбилей В 2019 году свой первый 10-летний юбилей присутствия в Сербии отметила российская компания «Газпром нефть». Именно в 2009 году «Газпром нефть» стала владельцем контрольного пакета акций сербской компании НИС («Нефтяная индустрия Сербии»). Какое это отношение имеет к Омску? Да самое прямое – в момент приобретения доли в 2009 году НИС руководил нефтезаводом в Панчево и сетью АЗС. Благодаря инвестициям они стали передовыми предприятиями, а «НИС» - крупнейшим налогоплательщиком и одним из крупнейших социальных инвесторов в Сербии. Разумеется, мы побывали на нефтеперерабатывающем заводе в Панчево. Первая ниточка, которая связывает Омск и этот далёкий сербский город – это Олег Белявский. Мало кто в Омске ни разу не слышал о директоре ОНПЗ, а ведь к нам он приехал именно после того, как трудился в Панчево. Как отметил Вадим Смирнов, заместитель генерального директора, директор функции по связям с госорганами и корпоративным коммуникациям компании «НИС», именно с времен Белявского на заводе начались комплексные преобразования, и их же он стал внедрять, когда вернулся в Омск. Итак, что представляет собой НПЗ в Сербии? Это небольшое производство, примерно раз в пять меньше омского – и по территории, и по мощности. Любопытный факт: завод в советское время построили на землях древнего монастыря, основанного ещё в 14 веке. Монастырь, кстати, действующий и сегодня, хоть и живут теперь там всего несколько монахов. Но вернёмся к заводу. 10 лет назад это было довольно отсталое в плане технологии предприятие и его модернизация потребовала серьёзных усилий. «Инвестиции в компанию «НИС» составили более 3 млрд евро, и львиная доля этих инвестиций была предназначена для модернизации нефтеперерабатывающего завода, - рассказал журналистам Вадим Смирнов. – Завод является сердцем нашего бизнеса, ведь он единственный в стране. Первой фазой инвестирования были более 500 млн евро в установку гидрокрекинга, которая повысила эффективность завода. Следующим ключевым проектом в рамках второй фазы модернизации стала установка глубокой переработки нефти, которая позволит увеличить отдачу высокомаржинальных продуктов, фактически доведя её до 99,2%. Это очень высокий показатель». Глубокая переработка Что означают цифры 99,2% для рядового потребителя и чем они могут быть интересны? Да только представьте – из тонны нефти получается почти та же самая тонна нефтепродуктов. То есть перерабатывается практически вся поступившая на завод нефть. И это имеет как минимум три положительных аспекта. Для конкретного потребителя-автолюбителя – больше качественного топлива. Для самой компании - увеличение прибыли, потому что ничего не уходит в отходы, практически всё перерабатывается. Для всей Сербии в целом (да-да, не удивляйтесь) – положительное влияние на экологию. Ведь давно доказано, что основной загрязнитель крупных городов – стоящий в пробках транспорт. Поэтому, чем лучше топливо, тем меньше выбросов и легче дышится. И второй момент – выше глубина переработки нефти на заводе, следовательно, меньше остаётся мазута – самого тяжёлого и вредного для экологии топлива. «Новая установка не увеличит мощность завода, она улучшит технические характеристики выпускаемой продукции. Мы также сможем получить новые продукты. Например, будем выпускать кокс, который сейчас Сербия импортирует», - сообщил Андрей Дюг, директор сектора по поддержке проекта «Глубокая переработка». Пуск в промышленную эксплуатацию новой установки намечен на 2020 год. А какое это отношение имеет к омичам? Да опять же самое прямое – у нас ведь тоже строится такая установка, но большим масштабом. Что понятно: мощность завода в Сербии чуть меньше 5 млн тонн в год, мощность омского НПЗ – около 20 млн тонн в год. То есть и по территории, и по мощности наш завод примерно раз в пять побольше будет. Когда у нас будет пущена в эксплуатацию подобная установка, процент переработки, по подсчётам, составит не менее 97%, что тоже будет лучшим показателем в России однозначно, да и многим европейским заводам придётся нас догонять (если получится, что вряд ли). Подводя итог, можно сказать: завод получил одни плюсы с приходом в Сербию «Газпром нефти», трудиться здесь берут не всех, дисциплина строжайшая, но и зарплата хорошая. Топливо - одно из лучших в Европе и поставляется оно, кстати, не только на сербские АЗС: «НИС» присутствует также в Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине. «Курящая» АЗС А так как мы увидели, где и как производят топливо, не менее интересно было посмотреть, как его продают. Что такое современная АЗС по-сербски? Скажу вам, это просто сказка. Начнём с того, что, в момент приобретения сербской компании «НИС» руководил и сетью заправок. Её и стали развивать. Сейчас насчитывается более 400 АЗС в странах присутствия. Мы побывали на самой современной. Станция под названием «Стари Бановци» стоит на оживлённой трассе в направлении Венгрии. Здесь ездят и большие фуры, и автобусы, и обычные личные автомобили. Увидев такую заправку, сразу хочется остановиться. Во-первых, она зазывает огромным мультимедийным экраном. Во-вторых, здесь столько всего, что другим АЗС и не снилось. Самое главное, конечно, для любого водителя – это топливо. «У нас два брендированных топлива, премиальных G-Drive: G-Drive Diesel, G-Drive 100, и обычных наилучшего качества – это бензин и дизель. Плюс у нас есть газ улучшенного качества OPTI-Gas, такого в России пока не выпускают. Это газ с пониженным содержанием смол», - рассказывает директор дирекции по розничным продажам НИС Павел Кандалинцев. Думаете, на этом всё? Кто был на наших АЗС сети «Газпромнефть», тот, конечно, знает, что нет – здесь всегда есть ароматный кофе и перекус. В «Стари Бановци» это сэндвичи ручной работы, которые замечательно идут с кофе, когда остановился на оживлённой трассе. Важный момент – Сербия страна курящая, здесь дымить можно всегда и везде. Поэтому чашечка кофе с сигаретой для серба – это святое. Так вот, здесь на АЗС специально отведено место для таких любителей – можно спокойно посидеть на застеклённой террасе, покурить и выпить кофе. Привычка, конечно, вредная, но с предпочтениями клиентов следует считаться. Что ещё поразило? Засидевшийся пассажир или водитель-профессионал может поразмять косточки на уличных тренажёрах, для туриста с детьми есть также мини-уголок. Предусмотрена колонка заправки электрокаров, причём пока она бесплатная, и даже специальная колонка с жидкостью для бачка омывателя. Как и топливо, заливаешь с помощью пистолета – можно долить или полный бак налить. В магазине традиционная «сопутка», как и у нас – от всевозможной еды и напитков до автомобильных аксессуаров. В общем, не АЗС, а мечта автолюбителя. Наверное, эта мечта постепенно начнёт сбываться и в России (кроме, пожалуй, мест для курения) – и тренажёры, и детские уголки. Ну а кофе на наших российских «газпромовских» АЗС и сейчас ничуть не хуже. «Социалка» в приоритете И последнее сравнение с Омском. «НИС» - это не только порядка 11 000 рабочих мест и первое место по налогам в бюджет Сербии (более 1 млрд евро в год). Но и, как знают омичи по многочисленным проектам «Газпром нефти» по поддержке спорта, детства, медицины, здорового образа жизни в нашем городе, эта компания и здесь активно занимается так называемой «социалкой», которая так важна каждому из нас. В Сербии, как и в Омске, это всевозможное профориентационные проекты, создание мозаичного убранства купола Храма св. Саввы в Белграде, реконструкция «Русского Некрополя» в составе «Нового Кладбища» в Белграде, поддержка спорта - футбольного клуба «Црвена звезда», культуры – фестиваль Kustendorf Classic, где «Газпром нефть» активно продвигает, популяризирует русскую и сербскую культуру среди молодых исполнителей. «Этот фестиваль набирает обороты, становится заметным явлением в культурной жизни Европы», - говорит Вадим Смирнов. Кстати, буквально пару дней назад Эмир Кустурица был в Омске, и на встрече с губернатором они договорились о проведении «Фестиваля фестивалей» в нашем городе. И это ещё одна ниточка, которая крепче свяжет наши два народа, две страны и именно Омск с друзьями из Сербии.

Как сербов избаловал транспортный вопрос. О переработке и продаже топлива
© АиФ-Омск