Войти в почту

Бизнес на большой дороге. Зачем «дочка» УГМК следит за автомашинами

Общественный протест Жители Нижнего Тагила стали бороться с камерами фиксации дорожного движения, устанавливаемые «УГМК-Телеком». Для этого они принялись парковать автомобили рядом с камерами и открывать капоты, затрудняя тем самым им обзор. В тех местах, где стоянка машин запрещена, камеры закрывают прохожие. Ранее, в августе текущего года, Управление автомобильных дорог Свердловской области подвело итоги электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению фото- и видеоматериалов с информацией о параметрах движения транспорта по автомобильным дорогам. Речь как раз шла о камерах фиксации дорожного движения. Организатором аукциона был Департамент государственных закупок Свердловской области, проводился же он на площадке «РТС-Тендер». Стоимость контракта – почти 558,480 млн рублей, срок его действия – до конца июня 2020 года. На аукцион была подана всего лишь одна заявка – от «УГМК-Телеком», которую в итоге Единая отраслевая комиссия по осуществлению закупок для нужд Свердловской области в сфере дорожного хозяйства признали победителем. «УГМК-Телеком» является крупным оператором в сфере телекоммуникаций, она работает не только на Урале, но и в Центральной части России и в Сибири. Приоритетные направления ее развития – кабельное телевидение, IP-телефония и предоставление доступа в Интернет для частных и корпоративных клиентов. Принадлежит же она УГМК, крупнейшему производителю меди в России. Привычный бизнес Для «УГМК-Телеком» монтаж камер, следящих за дорожным движением, – привычный бизнес на протяжении уже пяти лет. «Мы занимаемся установкой комплексов фотофиксации нарушений с 2014 года. Сначала мы строили комплексы в Верхней Пышме, сейчас – в семи городах области. Основные задачи, над которыми мы работаем, это снижение аварийности и травматизма на особо опасных участках дорог», – заявлял пару лет назад генеральный директор «УГМК-Телеком» Владимир Ланских (цитируется CNews). «УГМК-Телеком» вовремя взялась за этот бизнес - российский рынок услуг по фиксации дорожных правонарушений довольно большой и его емкость постоянно растет. «Количество камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в стране превышает 17 тысяч камер: из них свыше 12 тысяч стационарных камер, а более 4 тысяч – мобильные камеры. За последние пять лет количество таких комплексов увеличилось в два раза. Согласно паспорту национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» число стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального значения к 31 декабря 2024 года должно превысить 19 тысяч единиц», – констатировал Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Гарантированные доходы Однако проблема заключается в том, что торги на установку и обслуживание дорожных камер в Свердловской области из года в год неизменно выигрывает именно «УГМК-Телеком», доходы же региона оказываются на проверку незначительными. Например, за последние 1,5 года она получила четыре контракта на 851,5 млн рублей. Теперь же она, как было отмечено выше, получит еще 558,480 млн рублей. Подобная практика не раз и не два вызывала справедливую критику. Еще в октябре 2017 года на заседании комитета по бюджетной политике Законодательного собрания Свердловской области Илья Бондарев привел любопытные данные: за девять месяцев того года водителям в регионе было выписано штрафов на 701,3 млн рублей, реально же оплачено – 300,5 миллионов. Из этой суммы «УГМК-Телеком» получила 189 млн рублей, расходы на пересылку штрафных квитанций составили порядка 60 млн рублей, остальное досталось бюджету Свердловской области. «УГМК-Телеком» безусловно является монополистом в сфере услуг предоставления услуг фото- и видеофиксации информации о нарушениях ПДД в Свердловской области и одним из основных игроков рынка в Уральском федеральном округе, – указывает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс». – Государство, отдав данный метод фиксации ПДД на откуп частным компаниям, потеряло существенную часть доходов от выписываемых штрафов. За 2018 год «УГМК-Телеком» получила чистую прибыль 138 млн рублей, выручка выросла на 52 % до 1,4 млрд рублей. Для сравнения в 2017 году бюджет Свердловской области по данной статье доходов получил 74,4 млн рублей». По его словам, себестоимость ведения данного бизнеса, которая включает закупку, установку, обслуживание комплексов фиксации, а также коммерческие, управленческие и прочие расходы достаточно велика. К примеру, отношение себестоимости продаж к выручке «УГМК-Телеком» в 2017 году составило 76,7%. «УГМК-Телеком» преимущественно использует достаточно дорогостоящее оборудование шведской компании Axis. Старший директор группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов считает, что хотя такой бизнес затратен, тем не менее он весьма выгоден: «Затраты на одну камеру велики – порядка 1-2 млн рублей, кроме того, камера требует регулярного обслуживания но она гарантировано окупается в течение 3-4 лет. Оператор камер получает среднем в 2 раза больше выручки, чем платится в бюджет региона, а рентабельность бизнеса оценивается в 10-15 % по чистой прибыли». Причем в документации по последнему аукциону подробно указаны рекомендуемые точки фиксации нарушений ПДД. Среди них – первые 11 километров автодороги из Екатеринбург в аэропорт «Кольцово», то есть по ней всегда ездит много машин и можно собрать значительные суммы штрафов. Камеры должны быть установлены в Екатеринбурге, в Верхней Пышме, Березовском, Новоуральске, Первоуральске, Каменск-Уральском. В результате от установки камер «УГМК-Телекома» выиграет в первую очередь она и только потом бюджет Свердловской области. Зато дороги в регионе точно лучше не станут. «Первоочередная задача любого коммерческого предприятия – это извлечение прибыли, профилактика аварийности, в данном случае, как инструмент», – констатировал эксперт в сфере обеспечения безопасности дорожного движения Алексей Коллекер. На запрос «ФедералПресс» в пресс-службу УГМК комментариев получено не было. Фото: pxhere.com

Бизнес на большой дороге. Зачем «дочка» УГМК следит за автомашинами
© РИА "ФедералПресс"