Войти в почту

Бассейн в Зимнем, яхты и драгоценности: как развлекался последний российский император

«Лента.ру» продолжает цикл материалов о роскошной жизни правителей разных стран и эпох. В предыдущей статье мы рассказали о короле Бельгии Леопольде II, которого называли Мясником из Конго, «великаном на антресолях» и королем резиновой промышленности. Монарх постоянно менял любовниц, выращивал в храме экзотические растения, разъезжал по Европе на собственном поезде и прятал бороду в специальный кожаный чехол. На этот раз речь пойдет о Николае II, до сих пор считающемся одним из самых богатых людей в истории. Он оборудовал дворцы по последнему слову техники, обожал яхты, автомобили и яйца Фаберже. В конце XIX века в Российской империи проводили перепись населения. Род своей деятельности император Николай II тогда охарактеризовал довольно просто — Хозяин земли Русской. И он был недалек от истины. У царской семьи было гигантское состояние: ей принадлежали миллионы гектаров леса, плантации, фабрики и заводы, а также прибыль от активов в промышленности и торговле. Все расходы Николая II и его родных на еду, одежду, транспорт, отдых и развлечения покрывало Министерство императорского двора. То есть ни за специальный поезд, на котором передвигался монарх, ни за яхты, ни за резиденции не надо было платить. При этом глава государства и члены его семьи получали деньги на личные расходы. Так, императору в год выделяли от 220 до 250 тысяч рублей, его супруге — чуть больше 200 тысяч, цесаревичу Алексею — чуть более 100 тысяч, старшая дочь Николая — Ольга — по достижении 20-летнего возраста получала 120 тысяч, а ее несовершеннолетние сестры — по 78 тысяч рублей. Обычно эти деньги вкладывались в ценные бумаги, поскольку тратить их было просто не на что. Только на заграничных банковских счетах семьи лежало, по разным данным, от 7 до 14 миллионов рублей. Что касается личной резиденции, то из десятка императорских дворцов лично Николаю не принадлежал ни один. Царское Село и Петергоф были собственностью царствующего монарха лишь на период его правления и передавались новому главе государства после восшествия на престол. Сразу после свадьбы в 1894 году молодой император с супругой поселился в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Многие комнаты было решено отремонтировать. Этим процессом активно руководили члены императорской семьи. Начитавшись английских каталогов, они выбирали оформление в английском стиле, готическом, а также в стиле Людовика XIV. Интерьеры, ранее созданные Брюлловым, спешно уничтожались. При Николае в Зимнем появились новшества, например, бассейн. Супруги в отличие от своих предшественников решили не разъезжаться по разным опочивальням, предпочтя общую спальню с большой кроватью. После рождения сына Алексея пара решила покинуть Зимний и перебраться в Александровский дворец в Царском Селе. Его было решено переоборудовать по последнему слову науки и техники. Там появилась новая система отопления, киноаппараты для того, чтобы показывать детям обучающие фильмы, была установлена коммутаторная система на 50 телефонных номеров, пожарная сигнализация, новые электрические обогреватели, расположенные между окон. Для того чтобы горячие блюда было удобно доставлять во дворец, соорудили подземный тоннель и лифт. В резиденции также вырыли бассейн. Освещали комнаты и залы электрические лампочки. Мебель семья Романовых заказывала у российских мастеров, однако по зарубежным образцам. Осень императорская чета проводила в Крыму вместе с детьми. В Ливадии было несколько дворцов, однако один из них впоследствии было решено снести, а на его месте возвести новый — Белый дворец. На его строительство из бюджета в 1910-1912 годах ушло свыше 4,5 миллиона рублей. Там тоже все было обустроено по последнему слову техники: лифт, канализация, водопровод, телефон, электричество, а также автомобильный гараж. Императорский гараж просуществовал всего десять лет, однако успел собрать внушительную коллекцию автомобилей, на которых разъезжал сам монарх, его семья и свита. Таким автопарком, к слову, не мог похвастаться ни один европейский монарх, а в гараже американского президента в то время стояло около десяти машин. Первые автомобили появились у императора в начале 1906 года. Его близкое окружение в то время разъезжало на четырех машинах марки Меrсеdes. Любимым авто Николая стал лимузин фирмы Delaunay-Belleville, поражавший своей роскошью. Впоследствии монарх приобрел четыре такие машины. Причем все они были открытые. Правитель считал, что «царь должен быть виден народу». На одной из них была аббревиатура — S.M.T., что означает Sa Majeste le Tsar — «Его Величество Царь». Сделана она была на заказ. Управление Императорского гаража настаивало, чтобы «пуск мотора производился без лишнего шума». В результате машина могла абсолютно тихо трогаться с места. Внешние элементы автомобиля были «под золото», на дверях — царские гербы, обивка салона — из лакированной кожи. Чтобы хранить такие машины, в 1906-1907 годах было решено в Царском Селе и Петергофе построить роскошный гараж площадью около тысячи квадратных метров — с мастерскими и подсобными помещениями. Через четыре года в Ливадии также появился гараж на 25 машин, чтобы обслуживать императора и его семью, когда те находились в Крыму. Там были автомобили лучших европейских фирм — немецкие Меrсеdes, французские Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot. В 1911 году для Николая купили два Rolls-Royce Silver Ghost. Через два года для своей матери — императрицы Марии Федоровны — монарх заказал роскошную машину марки Вrаsier. Свита императора разъезжала на автомобилях попроще: 19 машин, среди которых французские Panhard-Levassor и Serex, а также отечественные — фирмы «Лесснер» и «Руссо-Балт». Автомобили также были у охранников, которые сопровождали царя во всех поездках. Помимо этого, в гараже императорской семьи были и хозяйственные машины — грузовики, автобусы и тягач. К слову, автомобиль был и у маленького цесаревича Алексея. Ко дню ангела десятилетнего сына Николая заказали маленькое двухместное авто Bebe Peugeot размером 2,4 на 1,1 метра. Деньги на покупку машин выделяло Министерство императорского двора — сам царь не дал на них ни копейки. Так же сильно, как машины, Николай II любил яхты, гордостью императора было судно «Штандарт». Увидев яхту впервые, монарх написал в своем дневнике о том, что ее красиво отделали внутри и снаружи. Для того времени это судно было чудом техники: длина — 128 метров, экипаж — более 370 человек. Считается, что даже сегодня она бы вошла в список 20 самых длинных и красивых яхт мира. Внутри судно было отделано без лишней помпезности. Сам император настоял, чтобы обошлись без позолоты. Впрочем, одна золоченая фигура на яхте все-таки нашлась — громадная фигура двуглавого орла на носу — символ царской власти. Спальня четы Романовых была отделана ценными породами дерева, на стенах — украшена тисненой кожей. У Николая II, его жены и матери на яхте было по гостиной, спальне и ванной комнате. В столовой были рефрижераторы для хранения продуктов и электровентиляторы для охлаждения воздуха. За питанием на судне следил личный повар императора Пьер Кюба. На завтрак семье главы государства подавали пять блюд, на обед — шесть. Зачастую на судне устраивали пиры, на которых гостей ждали изысканные блюда из рыбы, раков или крабов. На верхней палубе размещались пушки, впрочем, предназначались они не для военных действий, а для салюта. «Штандарт» — не единственная яхта, находившаяся в распоряжении императорской семьи. Еще одна, отделанная более роскошно, была короче и медленнее — «Полярная звезда». Обычно на ней в родную Данию отправлялась мать Николая — императрица Мария Федоровна. Подарки, которые император Николай делал своей семье, поражали воображение. Так, на Пасху глава государства вручил своей супруге пасхальное яйцо с изображением яхты «Штандарт». Такую традицию — дарить жене на этот православный праздник ювелирное украшение в форме пасхального яйца с сюрпризом — завел отец Николая император Александр III. Для двух последних российских монархов мастерская Карла Фаберже изготовила свыше 50 пасхальных яиц с сюрпризом. Каждое из них стоило около 30 тысяч рублей. Николай любил презентовать своей жене ювелирные украшения. Коллекция драгоценностей семьи Романовых считалась одной из самых дорогих и роскошных в истории. В Зимнем дворце еще при императрице Екатерине II было специальное помещение для хранения украшений — Бриллиантовая комната. Во времена Николая она особенно активно пополнялась. Всего там было три так называемых кладовых. Только в одной из них в 1916 году хранилось более 10 тысяч драгоценных вещей на сумму около 1,5 миллиона рублей, из них множество драгоценных камней, изделий из фарфора и стекла, а также мехов. К концу правления Николая Романова его личное состояние оценивалось в 900 миллионов долларов, по нынешним меркам — это около 300 миллиардов долларов. Несколько лет назад журналисты газеты The Daily Mail решили подсчитать, кто самый богатый человек всех времен и народов: изучили архивы и сделали поправку на инфляцию. В результате получилось, что последний российский император занимает в этот списке пятую строчку, обгоняя ливийского диктатора Муаммара Каддафи, чье состояние, по неофициальным данным, превышало 200 миллиардов долларов.

Бассейн в Зимнем, яхты и драгоценности: как развлекался последний российский император
© Lenta.ru