Войти в почту

Ускоренная помощь «Ростеха»

Госкорпорация «Ростех», которая в феврале 2019 года создала компанию «РТ-Скорая помощь» для обновления российского автопарка системы скорой помощи, начала воплощать свои планы в жизнь. «Ростех» потратит 195 млн рублей на переоборудование 400 коммерческих автомобилей в машины для неотложки. «Ростех» создал компанию по замене машин скорой помощи. Закон о госзакупках упростят до беспредела. Минпромторг вызывает неотложку. Новые боеприпасы для «Сплава» Заказчиком работ, от имени которого на сайте госзакупок 26 июня было опубликовано соответствующее извещение о выборе подрядчика, стало АО «НПО «Сплав» имени А.Н. Ганичева», входящее в «Ростех». Это неожиданно, так как основной вид деятельности «Сплава» — производство оружия и боеприпасов. И до сих пор компания в интересе к проблемам скорой замечена не была. Все закупки «Сплава» засекречены, поэтому выяснить, кто именно займется переделкой машин, проблематично, хотя на сайте госзакупок указано, что победитель конкурса определен. Главные российские производители машин для неотложки: группа «ГАЗ», подконтрольная Олегу Дерипаске; ООО «Ульяновский автозавод», крупнейший акционер которого — Вадим Швецов, зять экс-главы Минпромторга Виктора Христенко; а также «Форд солерс», одним из крупных совладельцев которого также является Швецов. Согласно конкурсной документации подрядчику предстоит «переоборудовать базовое транспортное средство» в «автомобиль скорой медицинской помощи класса «В». Медицинское оборудование, которым нужно будет оснастить автомобили, предоставит заказчик. На модернизацию машин подрядчику дается два месяца. Медучреждения пока не объявляли конкурсы на предоставление транспортных услуг для служб скорой помощи, в которых могла бы поучаствовать компания «РТ-Скорая помощь». Однако глава «Ростеха» Сергей Чемезов на совещании 17 июля уже заявил о старте во всех регионах РФ совместного проекта госкорпорации и АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» (АИСС) по замене автопарка неотложки. Глава АИСС Илья Ковалев уточнил, что проект уже поддержали 18 руководителей регионов, и к 1 сентября агентство представит дорожную карту проекта. АИСС создано 10 февраля 2015 года. Его учредители — член правления, заместитель гендиректора ПАО «Газпром нефть» Владислав Барышников, исполнительный директор АИСС Илья Ковалев и Натан Винер — сын тренера по гимнастике Ирины Винер-Усмановой, жены миллиардера Алишера Усманова. Сын Барышникова — Данил Барышников — владелец ООО «Эффективная система здравоохранения» (ЭСЗ), которое предоставляет транспортные услуги службам скорой помощи. Эта компания с 2014 года реализует проект АИСС «Новая скорая и неотложная помощь». Портфель госконтрактов ЭСЗ — 5,5 млрд рублей. Почти во всех конкурсных процедурах ЭСЗ была единственным участником торгов. За и против «РТ-Скорая помощь» — совместное предприятие «Ростеха» и АИСС. Весной 2019 года глава Минпромторга Денис Мантуров разослал во все регионы России письма с просьбой поддержать проект «Ростеха» и АИСС. Министр обещал регионам сокращение на 10% времени доезда бригад неотложки по вызовам, рост зарплат персонала скорой на 15%. Бюджеты регионов сэкономят 900 млн рублей на закупке транспорта, утверждает в своем письме Мантуров. На чем основаны эти расчеты, не уточняется. Минпромторг дважды проигнорировал запросы «Метагазеты» на этот счет. В Минздраве также не прокомментировали идею совместного проекта «Ростеха» и АИСС, хотя МГ три раза направляла запрос в министерство. А вот во многих регионах признались, что не намерены подписывать соглашения с «РТ-Скорая помощь». Например, комитет здравоохранения Курской области счел «не целесообразным» участие в проекте. Стоимость машиночаса на Курской городской станции скорой медицинской помощи в 2018 году составила 293,95 рублей, а у АИСС — 350 рублей без медицинского оборудования и 420 рублей с оборудованием, рассказали в комитете. То есть услуги в проекте АИСС дороже на 19-43%. Курск регулярно обновляет автопарки своих учреждений скорой помощи, сообщили в комитете. В Республике Марий-Эл также заявили, что регион не будет участвовать в проекте АИСС и «Ростеха». «У нас был опыт аутсорсинга в скорой помощи, и он не оправдал наши ожидания, поэтому мы точно участвовать в проекте не будем», — сообщили в республиканском Минздраве. «В Министерстве здравоохранения Мурманской области отсутствует информация об эффективности предлагаемого проекта. Прилагаемая к письму презентация «Проект по обновлению автопарка скорой помощи» не содержит конкретных предложений о механизме и исполнения и финансирования», — сообщил «Метагазете» заместитель главы мурманского Минздрава Андрей Кичигин. Впрочем, есть и обратные примеры. По данным «Метагазеты», в числе 18 регионов, руководители которых поддержали проект «Ростеха» и АИСС, могут быть Ростовская, Томская, Липецкая, Ульяновская, Саратовская области, Самара, Кострома, Калининград, Пенза, Крым, Еврейская автономная область, Камчатский край, республики Коми, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Татарстан. Перевозчики увязли в судах Транспортный аутсорсинг в скорой помощи опасен, считает руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Кировской области Сергей Мамаев. Ведь участвующие в нем больницы не поддерживают в порядке собственные автопарки, рассчитывая на машины коммерческих компаний. «Система социальной безопасности» попала в зависимость от «экономической стабильности коммерческих операторов», а эта стабильность может в любой момент пошатнуться, опасается Мамаев. Например, у «Эффективной системы здравоохранения» большая часть автопарка (521 автомобиль) находится в залогах по банковским кредитам. Деньги получены, в частности, у ПАО «Восточный экспресс банк», ключевой акционер которого Майкл Калви арестован по уголовному делу о хищениях в банке. Счета ЭСЗ в пяти банках заблокированы: в банке ВТБ, ПАО «ТКБ банк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «КБ «Восточный» и в банке «Открытие». С чем связаны блокировки счетов, имеющиеся у «Метагазеты» документы не уточняют. Медучреждения, заключившие с ЭСЗ договоры на оказание транспортных услуг службам скорой помощи, уже столкнулись с проблемами. Больницы подали к компании десятки судебных исков, требуя компенсаций за некачественные услуги. По многим искам уже вынесены решения в пользу истцов на взыскание более 45 млн рублей. Например, по иску Котласской центральной городской больницы имени святителя Луки ЭСЗ весной 2019 года оштрафована на 100 тысяч рублей за то, что она не проводила дезинфекцию своих автомобилей, на которых возила врачей скорой. Суд также обязал «Эффективную систему здравоохранения» уплатить котласской больнице 1,1 млн рублей за то, что ЭСЗ не выполняла дезинфекцию машин. Котласская больница, а также Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи взыскали с ЭСЗ 2 млн рублей долга за проведение предрейсовых осмотров водителей — без суда ЭСЗ не оплачивает эти услуги. Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи пожаловалась в суд на то, что машины, которые ЭСЗ предоставляла станции по заключенному в декабре 2016 года контракту, не соответствовали требованиям контракта. Суд вынес решение о взыскании с подрядчика больше 1 млн рублей неустойки. В общей сложности больницы Архангельской области (Котласская центральная городская больница имени святителя Луки, Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи и др.) в 2018-2019 годах отсудили у ЭСЗ свыше 8 млн рублей, компания ООО «ЛуидорСервис-Чебоксары» (ремонтирует автомобили) — 5,2 млн рублей. Вологодской станции скорой медицинской помощи имени Н.Л. Турупанова пришлось через суд взыскивать с ЭСЗ 1,12 млн рублей долга за аренду помещений. А Череповецкая станция скорой медицинской помощи отсудила у ЭСЗ 1,4 млн рублей долга за проведение предрейсовых медосмотров. Медики просят о помощи Проблемы у больниц возникают и по контрактам с другим крупным аутсорсером — группой «Феникс» пермских предпринимателей отца и сына Михаила и Евгения Фридманов — они развивают аутсорсинг на скорой помощи с 2008 года. Несколько десятков компаний, подконтрольных этим бизнесменам, ликвидированы или обанкротились. А услугами тех, которые продолжают работать, многие заказчики недовольны. Например, Станция скорой медицинской помощи города Копейска, не надеясь добиться от ООО «Феникс-менеджмент» выполнения условий контракта, попросила о помощи исполняющего обязанности министра здравоохранения Челябинской области Сергея Приколотина (копия обращения есть у МГ). Больница в Копейске заключила в октябре 2018 года с «Феникс-менеджмент» контракт стоимостью свыше 66 млн рублей на транспортное обслуживание станции скорой помощи до января 2021-го. Однако очень скоро выяснилось, что автомобили «Феникса» не соответствуют техзаданию по контракту, подрядчик не предоставляет резервные машины, не вовремя подает автомобили по вызовам. Подрядчик не платит за коммунальные услуги и предрейсовые осмотры водителей, и взыскать с него деньги через суд сложно, так как имущества у «Феникса» нет. Копейская станция скорой помощи жалуется на «снижение дисциплины, выражающееся в невыходах на работу, опозданиях (до нескольких часов), самовольном отбытии автомобилей для технического обслуживания, отлучкам водителей в личных целях». Как и ЭСЗ, «Феникс» почти все во всех конкурсах, где распределялись транспортные подряды, почему-то оказывался единственным претендентом на контракт. Поэтому копейским медикам теперь даже некем заменить недобросовестного подрядчика, сетуют они в письме к врио министра. «Отказ от получения услуг по контракту и его расторжение с большой вероятностью вызовут временное прекращение возможности надлежащего оказания скорой медицинской помощи населению ввиду невозможности одномоментного перевода деятельности ГБУЗ «ССМП г. Копейск» на самостоятельное транспортное обеспечение», — пишут медики. Они также опасаются, что их привлекут к уголовной ответственности за то, что они по вине «Феникса» некачественно оказывают населению услуги скорой помощи.

Ускоренная помощь «Ростеха»
© МетаГазета