Войти в почту

Шашечки и изгнание мигрантов. Какие изменения ждут рынок такси в России

Вопрос: «Вам шашечки или ехать?» – совсем скоро станет неактуальным. Ответ на него дает закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ предусматривает, что легковое такси должно иметь на кузове «цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке». Те самые знаменитые шашечки. Кроме того, на крыше автомобиля должен быть установлен опознавательный фонарь. Его цвет каждый регион может определять самостоятельно. У российских областей в соответствии с документом есть еще одно право – запретить использование легкового такси с правосторонним расположением руля. Транспортное средство должно состоять на государственном учете в Российской Федерации. Внутри самой машины обязательно наличие информации о названии перевозчика, номере разрешения и сроке его действия, а также номера телефона компании для приема жалоб. При требовании водитель обязан предоставить пассажиру данные о тарифе. Легковое такси должно быть оснащено таксометром, тахографом, а также кассовым аппаратом. Это может быть одно устройство, совмещающее все нужные функции. Данное требование вызвало резкую критику со стороны таксомоторных предприятий, усомнившихся в его целесообразности. «В совокупности нужно будет разово вложить около 90 тысяч рублей в каждый автомобиль. Плюс запланировать ежегодные расходы на пользование этими системами в виде абонентской платы, замены криптоблока, калибровки и так далее. Цены на такси не завышены, у перевозчиков нет таких ресурсов», – считает директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин, его слова агентству «ФедералПресс» передала пресс-служба компании. В соответствии с новым законом в регионах появятся реестры легковых такси. Они будут содержать номера соответствующих разрешений, полное наименование компаний, данные о марках и моделях транспортных средств, а также информацию о дате окончания разрешения на осуществление деятельности по перевозке. Представители таксомоторных предприятий посчитали эту норму не соответствующей Конституции РФ. По их мнению, разрешение должно быть действительным на всей территории РФ. В законе перечислены и требования к перевозчикам – их насчитывается 15. Отмечается, что таксомоторные сервисы должны организовывать обязательные медицинские осмотры водителей и обеспечить контроль режима их работы. Также перевозчик обязан обеспечить наличие в автомобиле путевого листа и вести журнал регистрации заказов. Отдельно стоит выделить 13-й подпункт требований, предъявляемых к компаниям. Отныне они обязаны разрабатывать тариф на перевозку в соответствии с методикой определения стоимости, утвержденной федеральным органом исполнительной власти. То есть Минтрансом. Шушарин считает, что подобное вмешательство может оставить водителей без пассажиров, а пассажиров – без водителей. «Непонятно, каким образом будут выводиться методики определения стоимости единицы транспортной работы. Цена определяется рынком. Стоимость поездки на такси – это баланс между той суммой, за которую пассажиры готовы ехать, и той, за которую водители согласны возить. Такси – массовая услуга, и ее цена соответствует уровню платежеспособности людей», – отмечает он. Противоречивыми эксперты называют и требования, предъявляемые водителям. Закон указывает, что за руль легкового такси может сесть исключительно гражданин Российской Федерации, являющийся индивидуальным предпринимателем и заключивший трудовой договор с перевозчиком. Также водитель не должен иметь медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории «B». У него также не может быть непогашенных судимостей за особо тяжкие преступления. Среди мер, которые могут быть приняты против перевозчика за различные нарушения, – блокировка сайта компании. Закон дает региональному органу исполнительной власти право обратиться в суд с соответствующим иском. В законопроекте нет ни слова про самозанятых водителей, хотя, по мнению перевозчиков, такая схема хорошо встраивается в российскую экономику. В законе также нет положений о правах пассажира. Там лишь указано, что перевозчик «несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, в соответствии с гражданским законодательством». В пресс-службе «Яндекс.Такси» агентству «ФедералПресс» сообщили, что не получали никаких официальных текстов законопроекта. По данным компании, рабочая группа не собиралась уже полгода. «Все, что мы видим в публичном поле, – это личные инициативы и мнения некоторых авторов, озвученные в СМИ. Судя по ним, авторы предлагают инструментарий 10–15-летней давности, игнорируя уровень развития цифровых технологий, с помощью которых можно обеспечить принципиально новый уровень безопасности поездок и обеления рынка такси. Чтобы этого достичь, нужно привлекать к участию в рабочих группах больше экспертов, в том числе в сфере технологий. Иначе такие инициативы отбросят рынок в прошлое, приведут к росту теневого сектора, скачку цен и падению уровня безопасности поездок на такси, обнулив тем самым все развитие отрасли за последние годы», – заявили в «Яндекс.Такси». В компании «Везет» предлагаемые нововведения называют угрозой стабильности рынка такси. По мнению перевозчика, данные инициативы могут отбросить рынок на 20 лет назад, когда потребитель заказывал машину заранее и значительно дороже. «С жесткой профдеформацией мы получим системные изменения, гораздо большие по сравнению с нынешними проблемами. В том числе уход значительной части перевозчиков в теневой сегмент рынка. Авторы появившегося в Сети текста хотят всех посчитать и контролировать, а мы – всех перевезти. Так, прикрываясь безопасностью, есть риск зарегулировать отрасль, чтобы такси опять стало маловостребованным», – заявили «ФедералПресс» в пресс-службе компании. Фото: ФедералПресс/Виктор Вытольский