Войти в почту

Летать нельзя, штрафовать? С повышением штрафов погибнет малая авиация

В феврале Госдума рассмотрела в первом чтении поправки в КоАП об увеличении штрафов в 10 раз за нарушение правил использования воздушного пространства. Представители малой авиации не на шутку забеспокоились, ведь такое ужесточение стоит вводить только после того, как наведут порядок в самих правилах, которые порядком устарели и невыполнимы. Что ждёт малую авиацию, если штрафы всё-таки повысят? «Резиновые» законы Законодатели предложили увеличить штрафы за использование воздуха без разрешения и необходимых документов для частных лиц в 10 раз: нарушитель теперь будет обязан заплатить 20–50 тысяч рублей вместо нынешних 2–5 тысяч. Для должностных лиц штрафы вырастут в 4–5 раз (100–150 тысяч вместо нынешних 25–30 тысяч рублей). Парапланерист Александр Орлов из Новосибирска уверен, что с принятием новых поправок пилоты ещё больше уйдут в подполье. «Большая доля авиаторов ушли в тень, летают по-партизански – соответственно, являются нарушителями, – объясняет Александр Орлов. – Когда сумма риска была три тысячи рублей – это одно, а 30–50 тысяч – сумма, неподъёмная для многих авиаторов». Наказали детей? По мнению парапланериста, аналогичная ситуация произошла в своё время с авиамодельными кружками, когда приняли новые законы, по которым почти любой летательный аппарат должен иметь разрешение. Тем временем, в одной из авиамодельных секций мегаполиса пояснили, что ситуация не настолько плачевная. «В нашей секции сейчас занимаются 90 детей, – говорит руководитель авиамодельной секции «Полёт» при школе № 175 г. Новосибирска Дмитрий Овчинников. – Конечно, закон создаёт для нас некоторые дополнительные препятствия. Насколько я помню, модели весом до 250 граммов не нужно регистрировать, так как они не являются летательным аппаратом. Поэтому теперь мы особенно стараемся укладываться в этот вес. Есть, конечно, класс самолётов, которые сложнее и весят больше, и тут закон нам немного препятствует. Ребята, которые проводят тренировки или соревнования, безусловно, регистрируют модели. На карте потом указывают, какая зона разрешена Подрежут крылья? Обладатели квадрокоптеров в регионе редко их регистрируют и подают заявку на воздух перед «Законодатели не дают возможности легко зарегистрировать дрон, как это делают, к примеру, в Западной Европе и Америке. – продолжает Александр. – Например, там достаточно отправить заявление, заполнить форму, заплатить два доллара, и дрону присваивается номер. После этого человек может подавать заявку на использование воздушного пространства. У нас эти процедуры проходят гораздо сложнее». Новосибирский юрист Константин Малышев, специализирующийся по вопросам гражданскойавиации, утверждает, что эти правила давно устарели – даже при всём желании пилоты не могут «Пока не ясно, как эти поправки будут реализовываться, жёстко ли будут применяться санкции и насколько будет дружественной административная среда для выполнения требований, – говорит Малышев. – Если нельзя выполнить требования, но будут штрафы, понятно, что ничего хорошего из этого не выйдет и мы получим деградацию в области авиации. Законодательство и нормы, регулирующие административные процедуры, касающиеся малой авиации, устарели. Например, до сих пор за сертификатом лётной годности и регистрацией воздушного судна людям приходится в Москву ехать с Камчатки, из Новосибирска, Якутии... На мой взгляд, ужесточением проблему повышения безопасности полётов решить не удастся». «Как показывает практика, 2/3 всех происшествий, которые случаются на воде, в воздухе и на земле, происходят по вине лиц, управляющих транспортом. По статистике за 2017 год, например, произошла 21 авиационная катастрофа и 19 аварий. Почти во всех этих случаях воздушные судна принадлежали физлицам и ЧП произошли из-за грубого нарушения существующих правил», – цитирует сайт Госдумы первого заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова. Как сообщили в пресс-службе Западно-Сибирской прокуратуры, в регионе в 2018 году прокуроры завели административные дела на владельцев квадрокоптеров за нарушение воздушного пространства. Виновные заплатили штрафы на общую сумму 23 тыс. рублей. Для сравнения: в 2017 году восемь человек заплатили штрафы на сумму 64 тыс. рублей.

Летать нельзя, штрафовать? С повышением штрафов погибнет малая авиация
© АиФ-Новосибирск