Войти в почту

Механическое искусство. Чудеса инженерной мысли в техническом музее

Вы задумывались, кто и когда придумал резиновые шины? Или почему велосипедная цепь сначала побывала в часах и только потом оказалась между педалями и колесом? А может, вы слышали, что древние греки использовали штангенциркули, ничем не отличавшиеся от современных? Нет? Тогда пора отправиться на экскурсию в Нижегородский технический музей, которым на днях восторгался корреспондент «АиФ-НН». Всё началось со штангенциркуля Экспонатов здесь становится больше и больше. Легко не обратить внимания на стенд, где лежат, на первый взгляд, совершенно не примечательные измерительные инструменты. Но экспозиция начиналась как раз с одного из этих штангенциркулей, который попал в руки будущему создателю и директору музея Вячеславу Хуртину. «Больше меня про штангенциркули никто не знает, - шутит Вячеслав Викторович. - Этот инструмент - загадка. Ими пользовались ещё до Рождества Христова. Итальянские археологи находили подобные приборы в затонувших кораблях времён Древней Греции. И до сих пор штангенциркуль - самый точный механический измерительный прибор. Ничего круче человечество уже не сделает!» За время создания коллекции Вячеслав Хуртин собрал гигантское количество штангенциркулей разных эпох. Есть даже экземпляры, украшенные головами крокодилов... Дубовый велосипед В музее много велосипедов. Здесь легко проследить эволюцию любимого народного транспорта. Вот чудной «паук», названный так из-за множества спиц на ведущем колесе, на котором в конце XIX века рассекали лондонские денди. И не только лондонские. «У нас есть велосипед, который принадлежал Николаю Смирнову, директору Николаевского общественного банка, - рассказывает экскурсовод Иван Богомолов. - Именно у Смирнова появился первый в городе автомобиль. Пройти мимо велосипеда Николай Александрович тоже не мог. Хотя кататься на «пауках» было опасно: огромное ведущее колесо вместе с ручным тормозом могли «катапультировать» велосипедиста в момент остановки». В музее есть и нижегородские модели ведосипедов. Самая интересная - деревянная! «Долгое время в царской России не было заводов по производству велосипедов, а те, что привозили из-за рубежа, стоили очень дорого, - отмечает Иван Богомолов. - Поэтому у нас в стране и появилось кустарное производство. Необходимые детали: шины (а резиновая промышленность появилась в России только после революции), цепь, втулки приобретали за границей, а всё остальное делалось на месте. Причём не из железа, а из дерева, но самого прочного - дуба!» Особенно трудоёмким был процесс изготовления колёс. Деревянные заготовки необходимо было распарить, а потом согнуть в дугу. Вес дубового велосипеда был намного больше, чем железного, но зато нижегородские «бисиклеты» получались экологически чистыми. Фонарь, который использовался на таком велосипеде, заслуживает отдельного рассказа. Потому что он был керосиновым! Топливо заливалось в специальный сосуд с фитилём, после чего всё это закрывалось в футляр. А светила такая лампа зелёным или красным благодаря двум цветным стёклышкам по бокам. А теперь вопрос на засыпку: где впервые была применена «велосипедная» цепная передача? Ответ - в часах! Причём в карманных. А в техническом музее есть другой прибор тонкой работы, где используется цепь. Это высокоточный морской хронометр 1869 года изготовления. Цепь для этого хронометра, видимо, когда-то выковал легендарный Левша. Только представьте, длина каждого звена цепи равна 1,3 мм! Машинка Бендера и фотоаппарат шпиона Пожалуй, самый интересный рассказ вы услышите о невзрачной на первой взгляд печатной машинке фирмы «Адлер». «У нас представлен единственный экземпляр с кириллическим алфавитом, - говорит Вячеслав Хуртин. - Мне потребовалось около восьми месяцев, чтобы найти недостающие детали и привести её в рабочее состояние. Помните, как в «Золотом телёнке» Бендер ругал Шуру Балаганова, что тот купил машинку с «турецким акцентом», на ней отсутствовала клавиша с буквой «е», которую приходилось заменять на «э»?» А рядом с машинкой Остапа Бендера лежит не менее интересный экспонат - настоящий шпионский фотоаппарат. Миниатюрную фотокамеру в 1950-х годах, видимо, использовали разведчики и шпионы. «Камеру помещали в специальный футляр и крепили к одежде с внутренней стороны, - посвящает нас в шпионские игры Вячеслав Хуртин. - Объектив вставляли в пуговицу и с помощью курка, который был в кармане у человека, можно было незаметно делать фото». А когда такие фотоаппараты вышли из употребления, их секрет был раскрыт. Нижегородцы против резиновых шин Среди произведений транспортного искусства в музее есть и всевозможные виды конных экипажей. Резиновых шин в стране не было. Поэтому деревянные колёса для прочности обивали стальными ободами. При должном уходе такие колёса могли служить долго, но о комфорте пассажиров можно было забыть. «Конечно, дворянские особы не хотели трястись на каждой кочке, поэтому кареты стали оснащать подвесками, - объясняет Иван Богомолов. - Появились специальные рессоры, смягчавшие езду. Кстати, подобная конструкция рессор и сейчас используется в железнодорожных вагонах». Ещё одной проблемой российских экипажей были оси. Закупать их приходилось за рубежом - оси российских производителей часто ломались. Прорыв отечественной индустрии произошёл благодаря Эрнсту Вернеру фон Сименсу. Известный всем изобретатель и промышленник сумел изготовить стальную ось особой прочности, и закупки за рубежом прекратились. Есть в коллекции технического музея и карета полностью нижегородского производства. Правда, она пока не выставлена - реставрационные работы не окончены. Изюминка этой кареты в том, что у неё каучуковые колёса! Большая редкость для отечественного транспорта XIX века. «Мягкие шины делали экипаж практически бесшумным по сравнению с его грохочущими стальными ободами собратьями, - рассказывает Вячеслав Хуртин. - Но многим нижегородцам это не нравилось, потому что внезапно появлявшаяся из ниоткуда карета пугала горожан. Нижегородцы даже протестовали против применения каучуковых колёс». Невероятная коляска Евгения Евстигнеева В музее стоит та самая инвалидная коляска, на которой герой Евгения Евстигнеева в «Невероятных приключениях итальянцев в России» пытался сбежать с сундуком с сокровищами. Хотя коляской это назвать сложно, ведь это полноценный и весьма комфортабельный транспорт. Изготовлен он был советскими инженерами в послевоенную эпоху для ветеранов ВОВ, лишившихся конечностей. Но в массы изобретение не пошло: коляска была негабаритной и не проходила ни в одну дверь, а кроме того, оказалась очень тяжёлой. Но в кино «инвалидка» пришлась кстати, и неподражаемый Евгений Евстигнеев смотрелся в ней очень колоритно. Тем более что специально для съёмок коляска была «оттюнингована»: некоторые детали покрыли блестящим никелем.

Механическое искусство. Чудеса инженерной мысли в техническом музее
© АиФ Нижний Новгород