Войти в почту

Сергей Верещагин: легенды и были краснодарского байкера

- Вы коренной краснодарец? - Нет, родился и до 18 лет жил в Ленинграде. Маме по состоянию здоровья нужен был более сухой климат. Переехали всей семьей. А потом выяснилось, что для астматиков кубанский климат хуже питерского. - Семья интеллигентов или пролетариев? - Папа работал инженером на ЛОМО. Самое первое лазерное оборудование в Союзе выпускалось коллективом, в котором работал отец. Установка делалась для военных, но потом это оборудование пытались адаптировать к медицине, для удаления бородавок. Ставили на мне опыты, сожгли кожу на пальцах, и решили что (смеется. – Ред.) для медицины лазер - это слишком смелая задумка... Мама долгое время работала в «Трансприборе», а потом растила двух сыновей. Оказавшись в Краснодаре, я поступил в «политех» на строительный факультет. - Наверное, тогда и родился интерес к мотоциклетной технике. Что у вас была первой – «Верховина», «Рига»? - Интерес зародился чуть раньше, в Питере. Я немного занимался мотокроссом в ленинградском Дворце пионеров. Любить технику учили по-советски: дали двигатель от старого «Ижа» - разбери, непонятно где найди запчасти, собери… А первой у меня была «Ява» - примерно в 1979-м, а права у меня появились только спустя четыре года. - Сразу «Ява»? - У папы был друг - мастер спорта международного класса по какому-то мотоциклетному виду. Ездил по-сумасшедшему. Он купил новую «Яву» с 250-ю «кубиками» и умудрился врезаться в ...корову. Все выжили, но после этого папин друг больше на мотоцикл не садился, и подарил «Яву» нам. Мы ее восстановили, хотя долго ездил без фары, с гнутым баком. Но во времена, когда люди годами стояли в очереди, чтобы купить мотоцикл или машину, это был царский подарок. Если в Питере в конце 70-х появились первые общины мотоциклистов, тогда их называли рокерами, то в Краснодаре даже зачатков не было какого-то мотоциклетного сообщества. У меня был только один приятель, который ездил на «Яве», Туда, куда мама разрешала. В общем, моя «Ява» больше не ездила, а стояла в гараже: с 1981 по 1986, когда я из армии пришел… - Вы служили? - Конечно, на Дальнем Востоке, в Черниговке. Авиация. - Получается, в «политехе» учились на вечернем или заочном? - На дневном. Но институт я бросил и закончил много позже. - Почему бросил? - Хотел золотую цепочку. Она в «Изумруде» стоила 80 рублей, а инженер получал в месяц 90 рублей. Зато рабочий получал 300. Я пошел работать на завод ЖБИ. Купил цепочку, ушел в армию. После «дембеля» вернулся на ЖБИ, проработал еще год, а потом - такое время наступило - открыл с друзьями строительный кооператив. Мы делали и монтировали гипсовую плитку. Ремонтировали роддом №2. Мы много чего отремонтировали и построили в Краснодаре. Этим делом я занимался довольно долго, до 2000-го. Параллельно с этим стал участвовать в автомобильном бизнесе: пригонял машины из-за границы. - Из Германии? - Из Германии, из Финляндии, из Эмиратов. В то время народ интенсивно нищал, но кое-кто интенсивно богател. А официальных автодилеров еще не было - они все появились в 1998-м, когда пролоббировали таможню «под себя» и тем самым подкосили «серый» полукриминальный рынок, к которому я имел отношение. - Из Эмиратов доставляли машины морем? - Нет, своим ходом - через Турцию, Грузию. Шли колонной - машин пять: одному нельзя было ехать. Дважды - через Иран. Один раз - через Азербайджан, Дагестан, потом перепутали дорогу и заехали в Чечню, и еле вырвались... Хотя потом был период - грузили покупки в морские контейнеры и отправляли в Одессу, а из Одессы гнали в Краснодар. - Что, если не секрет, перегонщики зарабатывали? - Мы не перегонщики - мы продавцы. Машины под конкретный заказ покупались в салоне. Только новые. Если не было 15 тыс. долларов в качестве «зарплаты», мы не брались за заказ. - А когда в Краснодаре появилась мотоциклетное движение и почему? - Примерно в 1995 году возникла «тусовка» на «Уралах», потому что до 2000 года импортных мотоциклов в Краснодаре не было вовсе. «Урал» - тяжелый мотоцикл, его легче переделать, кастомизировать. К 2000 году в городе уже существовали два серьезных клуба: Blacksmiths («Черный кузнец») и «Южная оппозиция»: на спине нашивалась эмблема с изображением оппозитного мотора. - В Краснодаре есть филиал мотоклуба «Ночные волки»? Какое у вас отношение к Хирургу? - Я был президентом краснодарского клуба «Ночные Волки», которого ...уже нет, хотя москвичи считают, что он есть. Тут такая история. В один прекрасный момент мы, «Оппозиты», объединились с NightWolves. Краснодарцы очень активно принимали участие в работе клуба: делали байк-шоу - в Калининграде, в украинском (тогда еще) Крыму. Следили за открытием новых мотоклубов (мотоклуб не может появиться на пустом месте, - должны дать «добро» другие мотоклубы). Но после второго байк-шоу - когда Путин появился на мотоцикле, когда поменяли название с английского на русский язык… В общем, после второго байк-шоу мы, отделение «Ночных волков», здесь, на Кубани, закрыли. Сейчас его опять открыли какие-то странные люди. Но мы – «старики», представители NightWolves, и нас человек двадцать - считаем, что в Краснодаре «Ночных волков» нет! Байкер «по определению» - хулиган… В Штатах как-то случилась плохая история: концерт известной группы, драка с участием байкеров, погибли люди. После чего в прессе поднялась волна против байкеров, требовали поставить байк-движение вне закона. И Президент Ассоциации мотоклубов Америки – дабы смягчить накал страстей - выступил с обращением. Он напомнил, что 99% мотоциклистов - это обыкновенные юристы, врачи и прочие добропорядочные граждане… Буквально на следующий день настоящие байкеры стали нашивать себе эмблему – «1%». Сейчас много клубов причисляют себя к этому одному проценту, но они не таковы. В России, конечно, все не так принципиально, как в Америке. Но и в России есть настоящие байкеры, настоящие мотоклубы, а есть… как бы это помягче сказать - сиюминутные. Это я - и о мотоклубе «Ночные волки», которым руководит Саша Залдостанов. Они - не настоящие… И еще. В любом клубе ты не сразу становишься членом клуба. Года два-три ты ходишь support’ом - у тебя одна нашивочка, «принеси-подай-не мешай»… - Какая-то армейская «дедовщина»! - В самую точку, потому что основатели движения байкеров и первый мотоклуб - «Ангелы ада» - был назван в честь авиаэскадрильи, воевавшей в Корее. Так что армейскую дисциплину и «дедовщину» байкеры получили «в наследство» от военных. Следующая ступень - hangaround: человек около клуба, кандидат в кандидаты члена клуба. Потом prospeсt - в прямом смысле кандидат в члены, и, наконец, member - полноценный член клуба. Каждому статусу соответствуют нашивки на куртке. - Как долог путь от «мальчика» до члена клуба? - Зависит от человека, но даже для самых лучших этот путь займет лет 6-7. В клуб просто так, «с улицы», не придешь - тебя кто-то из членов клуба должен представить и отвечать за новичка. И чтобы подняться даже до уровня hangaround, - нужны два поручителя, которые будут отвечать за тебя в дальнейшем. - Сергей, а что, настоящие байкеры ездят только на Harley-Davidson? - Если бы мы разговаривали в Америке или в Европе, то этот вопрос вообще не возник бы, только «Харли». В России марка Harley-Davidson появился официально в 2007 году, позже других марок. К тому же «Харли» - мотоциклы дорогие, не каждый мог себе позволить. Потому в начале «нулевых» были популярны японские дорожные мотоциклы. И только года с 2005-го народ стал пересаживаться на «харли». - Кстати, расскажите о ваших мотоциклах! Первым был «Ява», а потом? - «Ява» была долго. Я в 1988-м женился, стало не до мотоциклов. Сначала хотелось на машину заработать, потом сын появился. Потом - кооператив, первые шаги в бизнесе. Интерес к мотоциклам вернулся аж в 2000-м: выяснилось, что младший брат мечтал вернуться в «старые добрые времена». Мотоциклетные - разумеется. Мы с ним на двоих в ростовском «ПанАвто» купили Yamaha Dragstar. На нем я поездил лето, и купил себе более мощный Dragstar – литровый (а старый был на 600 «кубиков»). В 2002 у меня появился совершенно невероятный «итальянец»: Benelli Tre! Сколько лет прошло, а этот мотоцикл актуален и сегодня! Тогда спрашивается, - почему я от него отказался? Да потому что не было никакого технического обслуживания: я у продавца интересуюсь, - когда надо менять колодки, диски, кольца? «А мы не знаем, поищи в интернете!» Для меня такое «фирменное» отношение - нонсенс, и я расстался с этим мотоциклом. Потом я два сезона катался на спотбайке Yamaha. Я был поклонником этого бренда, и, если бы мне сказали, что буду дилером Harley-Davidson, - наверное, в драку полез бы. Но в 2006-м поехал в Москву - за очередной Yamaha. Был в дилерском центре, выбрал модель, потом поехал к друзьям и два дня у них «квасил». А проснулся, протрезвел и …купил Harley-Davidson. Вот так – вдруг! И сразу стал фанатом американской марки. Сразу сформировались хорошие отношения с московским дилерами, мы их пригласили в Краснодар, показали город, устроили очень пьяное мероприятие. Как-то естественно возникла идея открыть здесь дилерский центр Harley-Davidson. Идея реализовывалась долго. Это сейчас, если есть финансы и согласие сторон, дилерский центр можно открыть за год, а тогда мы долго возились… - И все-таки, - как родилась идея стать дилером? - Есть такая творческая личность – «Санчос». Он создавал и создает уникальные мотоциклы, многие из которых выигрывали специализированные выставки. С ним мы создали кастом-мастерскую, - для клуба и его друзей. На фоне мастерской и пришли мысли о том, что надо в Краснодаре открывать дилерский центр. И москвичи нас поддержали… - Странно, что они выбрали Краснодар, а не – скажем - Ростов? - Ростов – севернее, и мотосезон начинается позже нашего. Во-вторых, - все обеспеченные люди Дона живут в Ростове, а область бедная: Таганрог, Новошахтинск, Миллерово – «голь перекатная». А на Кубани куда не ткни – Мостовской район, Тимашевка, Новороссийск, Выселки, Армавир… - везде люди живут богато, везде присутствует «средний класс». В общем, в 2010-м открылись одновременно центры в Санкт-Петербурге и в Краснодаре. А до этого только в Москве было несколько дилерских центров и все. - В чем специфика мотоциклетного дилерского центра? Вот у автодилеров есть план продаж, а у вас? - План и у нас есть: 70 мотоциклов в год. Это много! Мы, когда открывали это дилерство, - наверное, успели заскочить в «последний вагон». Мы – шестой дилерский центр компании Mercury, у которой пять «магазинов» в Москве. Вообще-то Mercury много чего премиального продает: «ювелирку», эксклюзивные часы, мотоциклы «Харли», машины «бентли», яхты и катера… Дистрибьютер Harley-Davidson старается расположить свои дилерские центры в городах-миллионниках. - А краснодарский центр охватывает весь юг России? - Обещали весь юг, но потом подсунули свинью в виде дилера в Ростове. Впрочем, в этом году ростовский центр либо закроется, либо будет перепродан: они банкроты. Почему? – не могу сказать точно. Но клиент в мотобизнесе - очень нежный: с ним надо заигрывать, ему надо понравиться. Что у нас получается: умудряемся продавать мотоциклы клиентам и в Москву, и в Ростов. На днях продали мотоцикл в Екатеринбург: ну, не нашел клиент в родном городе общего языка с тамошним дилером. Вот и ростовский дилер – полагаю – не умел работать с клиентурой… - В вашем центре есть все для обслуживания мотоциклов «Харли»… - Да. Оборудование сертифицировано, персонал обучен. Есть шоу-рум, где представлены мотоциклы и экипировка. Есть техническая зона, где механики проводят ремонт или ТО. Все на высочайшем уровне! - Сергей, вы говорите так, потому что дилер этого бренда. «Каждый кулик свое болото…». - Хм-м… Говоря объективно, есть масса «фишек», в которых Harley-Davidson отстает. Вот мотоциклы BMW технически, пожалуй, более совершенны. Но на конкретную модель BMW производитель разрешает поставить только один из двух вариантов выхлопной системы, а для «Харли» выхлопные системы выпускают двести фирм! Получается, что каждый серийный мотоцикл Harley-Davidson можно сделать неповторимым. В то же время мотоциклы этой марки даже разных годов выпуска сразу узнаются далекими от мототехники людьми. Потому что бред – легенда, у нас – история: в этом году марке исполнится 115 лет! С другой стороны, Harley-Davidson долго эксплуатировал былые успехи. Но в этом году компания «выстрелила» восемнадцатью совершенно новыми моделями, - с новыми двигателями, подвесками, рамами. А до 2021 модельного года американцы собираются представить еще 80 новых моделей! Жаль, что американцам важны, прежде всего, они сами: новинками они будут насыщать сначала «родной» рынок, а уж потом весь остальной земной шар. - Представляю, какой у вас склад запчастей, если только выхлопных систем две сотни… - С двумя сотнями я слегка приврал, но на самом деле вариантом с «выпуском» очень много. Но вы глубоко «копнули»! Причем речь не об окраске или количестве хрома. Наша фирма - единственная в мире, дающая возможность собрать мотоцикл как «лего», как представляет его себе клиент! Это же игрушка для взрослых мальчиков; игрушка, которая годами совершенствуется и, в конце концов, становится совершенством! Но вовремя доставить все эти запчасти, наборы - это архисложная задача. Здесь на складе мы держим только «расходники», детали первой необходимости: аккумуляторы, сцепление часто люди «жгут», тормозные шланги рвут… Есть интересные тонкости. Например, пробка для слива масла одноразовая: если ее назад вкрутить – масло обязательно будет течь. А вот на ремень (ременная передача) гарантия больше, чем на мотоцикл в целом! Кстати, и масло у нас особое - Harley-Davidson с особыми присадками, дорогое. Есть балбесы, которые льют Motul, а потом оплачивают капремонт двигателя. Но детали для сборки «лего» - для этого есть московский склад, и есть европейский. - Получается так, что к вам приходит товар отличного качества, но какой-то усредненной комплектации... - Качество соответствует английским законами, поскольку генеральный импортер - Harley-Davidson в Великобритании (работает со всей Европой, Азией, Индией, Ближним Востоком). Мотоцикл от англичан соответствует нормам «Евро 6», то есть технически «задушен» механическими перегородками, ужасным фильтром… Но 90 процентов владельцев мотоцикла выкинут катализатор, заменят фильтр, займутся тюнингом и сделают Сказку. Самостоятельно или поручат это нам. - Подозреваю, что мотоцикл часто падает, - гнутся дуги и бак, теряется товарный вид. Все это можно отремонтировать или просто меняются на новое? - Как правило, падение мотоцикла – ужасный «попадос» по деньгам… Я и сам «падал». Лежишь и смотришь, как он скользит на передней и задней дугах. И думаешь, что ты – самый счастливый человек на свете, потому что твой мотоцикл практически неповрежден! Но он скользит до обочины, утыкается в камень, переворачивается и «становится» на бак. Ломается все, что может разломаться… Есть клиенты, которые после падения выравнивают раму или переднюю «вилку», - мы этого не делаем категорически: только замена детали, - а вдруг она лопнет под нагрузкой в следующий раз?! - А вторичный рынок для мотоциклов развит? Вы предоставляете услугу трейд-ин? - Есть развитый вторичный рынок, есть и услуга трейд-ин. Многие не могут себе позволить сразу новый мотоцикл. Вот, к примеру, вот этот на витрине мотоцикл стоит почти 4 миллиона рублей. Но, к слову сказать, «Харли» редко покупают как первый мотоцикл. Человек на чем-то уже поездил, потусовался с другими мотоциклистами, и, спустя время, приходит к «Харли». Много мотоциклов покупается в кредит, в этом году мы перевалим эту отметку 50% продаж в кредит. - Сергей, вам доводилось быть в Штатах? Вы видели, как создаются мотоциклы «Харли» на конвейере? - Конечно, раз в год в августе руководство компании сбирает дилеров со всего мира. Показывает модельный ряд будущего года, показывают свежую коллекцию одежды и аксессуаров. И на заводе Harley-Davidson бывал. И Штаты на мотоцикле пересек – от Лос-Анжелеса до Майами: 5 тысяч километров. - На своем или арендованном? - EagleRider - компания, у которой мы брали мотоциклы, имеет филиалы по прокату во всех крупных городах Америки. - Сергей, а американские байкеры воспринимали вас, как «свои»? - В Америке критерием всему – деньги. Если ты взял в прокате «крутой» мотоцикл, если ночуешь в хороших мотелях, а не в придорожных кустах - то тебя уважают. Если начнешь «быковать», мотать окружающим нервы - очень быстро рядом окажется полицейский патруль. А на мотоциклах Harley-Davidson разный народ ездит, - и настоящие байкеры, и просто люди в куртках HOG (международная организация владельцев мотоциклов Harley-Davidson, в которой состоят больше миллиона членов). Конечно, культ Harley–Davidson, любовь к этим мотоциклам – это вне границ. Вот 28 июня ездили в Прагу на международную «тусовку». Там были официальные представители компании Harley-Davidson, были огромные продажи аксессуаров с символикой HD, там были хорошие артисты – например, The Rolling Stones. - А на фестивале «Тамань – полуостров свободы» бываете? - Когда-то ездил, этому фестивалю уже лет двадцать, наверное. Но сейчас я для «Тамани» слишком взрослый. Я езжу на фестивали, но - в Австрию, в Питер, в Минск. Для меня очень важно путешествие на мотоцикле. Предвкушаю этот кайф - когда рядом друзья, хорошая музыка, ветер в лицо и свобода!

Сергей Верещагин: легенды и были краснодарского байкера
© Деловая газета.Юг