Войти в почту

Что было не так с мостом в Турине, и должны ли мы бояться больших зданий

Видя огромную башню или мост, мы верим: их величина уже даёт гарантию, что всё под контролем и за ними внимательно следят технические службы. Обрушившийся 14 августа мост в Турине в очередной раз доказывает, что это не так. Сотрудник Научно-исследовательского института архитектуры мостов Александр Стругач рассказал Strelka Mag, почему мост Моранди сразу после открытия посчитали «инженерном провалом», где ещё архитектор успел построить подобные конструкции и почему чем модные в 60-е модернистские проекты могут быть опасны сегодня. Мост Генерала Рафаэля Урданеты В эпоху модернизма новаторство было обязательным условием успеха. Мост Польчевера в Турине получил прозвище по фамилии своего создателя — инженера Риккардо Моранди. Итальянский проектировщик был известным специалистом по преднапряжённому железобетону — самой модной инженерной теме середины двадцатого века. Мост строили пять лет, с 1962 по 1967 год. Он получил соответствующий времени архитектурный облик — лишённый декораций, с чёткой конструкцией и выполненный при помощи технологии преднапряжения. Как правило, такая технология позволяла достигать ещё более впечатляющих результатов. МОДНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И МИНИСТЕРСКИЙ ПРОВАЛ Преднапряжённый железобетон — конструкция, где предварительно растянутые металлические нити заливают бетонной смесью и постепенно передают напряжение твердеющему вокруг бетону. Элемент заранее сжимается в нужном направлении, что позволяет строить сложные конструкции. При этом бетон — капризный материал, плохо переживающий растяжение. В постройках c большими пролётами и нагрузками этот недостаток становится серьёзной проблемой. Частично компенсировать его позволяют металлические арматуры. Мост Польчевера В 1950-е Моранди предложил использовать преднапряжённый железобетон не только для «палубы» моста, но и для поддерживающих его кабелей. Это было смелым решением: при такой конструкции требовалось установить всего 4 кабеля — по два с каждой стороны. Мост Польчевера открыли 4 сентября 1967 года. Вскоре выяснилось, что конструкции Моранди не так хороши. Спустя годы мост и вовсе признали инженерным провалом на министерском уровне: слишком большие расходы на содержание. К тому времени Моранди успел повторить свой эксперимент несколько раз в разных уголках Земли: в 60-е тема типизации конструкций была особо востребована. МОСТ ДЛЯ КАДДАФИ И ВЫСОКОТОЧНЫЕ ДАТЧИКИ Два крупнейших моста, аналогичных туринскому, Моранди построил в Ливии и Венесуэле: мост Вади Куф и мост Генерала Рафаэля Урданеты. Последний считается одним из самых длинных мостов в мире — 5 пролётов по 235 метров каждый. Мост Вади Куф Мост Вади Куф в Ливии был достроен к 1971 году и стал крупнейшим сооружением в регионе. Скорее всего, новый выкрашенный в светло-розовый цвет и полностью железобетонный мост с эффектными вантовыми конструкциями очень радовал лидера Джамахирии Муаммара Каддафи, падкого на модные технологии. Однако в 2017-м, после очередного обследования, эксперты настаивали на закрытии моста. Тем не менее его продолжают эксплуатировать. Состояние венесуэльского моста тоже вызывает серьёзные вопросы. Экспериментальная конструкция инженера Моранди, мягко говоря, оказалась неэффективной. Мост Генерала Рафаэля Урданеты Итальянским правоохранителям ещё предстоит расследовать трагедию в Турине — официально причина обрушения моста пока не установлена. Сегодня подобные вантовые мосты строятся с кабелями из современных высокотехнологичных сплавов, с полимерными оболочками, а устанавливаются исключительно под надзором компьютеров. Как правило, за их состоянием строго следят с помощью высокоточных датчиков, но, как следят за состоянием проектов, которые 50 лет назад считали прорывным, а сегодня — анахронизмом, — большой вопрос.

Что было не так с мостом в Турине, и должны ли мы бояться больших зданий
© Strelka Magazine