Войти в почту

Ночная рота ДПС: «Первое время был шок!»

Ночная рота дорожно-патрульной службы в Новосибирске была создана еще в СССР, в апреле 1990 года, с целью остановить разгул преступности, особенно с использованием автотранспорта. Один из тех, кто входил в первый состав ночной роты ДПС - Виктор Александрович Шилов. Он до сих пор служит в органах МВД Новосибирска. - Сейчас я старший инспектор отделения профессиональной подготовки личного состава. Работаю давно, общий стаж в органах - 50 лет. Из них в милиции (потом полиции) – 35 лет. Пошел на пенсию, но продолжаю заниматься боевой подготовкой. После ночной роты ушел в профподготовку, так как ранее активно занимался спортом, стрельбой (стреляю из всех видов оружия), занимался лыжами, плаванием, легкой атлетикой. В этом году уже будет двадцать лет, как я занимаюсь профессиональной подготовкой личного состава. До сих пор - в строю. Сейчас обучаю стрельбе, готовлю сотрудников на конкурс профмастерства. Недавно на конкурсе «Леди в погонах» две мои девочки выиграли «золото» по стрельбе. Готовлю молодых сотрудников полиции на всероссийские конкурсы, мы с ними неоднократно занимали первые места. - Зачем была создана ночная рота ДПС? - Тогда резко выросла преступность. Массово угоняли транспортные средства – машины, мотоциклы. Увеличилось число квартирных краж. Днем ключевые магистрали города контролировали сотрудники милиции, ДПС - с 7 утра и до 24.00. А ночью был промежуток, когда патрулей почти не наблюдалось, за исключением роты, которая перекрывала въезды в город. У нас стояли посты КПМ (контрольно-пропускные пункты). Некоторые роты менялись, выходили на службу в ночь или в день, но как таковой ночной роты не существовало. В созданной ночной роте поначалу было всего два автомобиля. Это микроавтобус «РАФ», экипаж которого стоял на Димитровском мосту, и «УАЗ», стоявший на Горской – на выезде-въезде с Октябрьского моста. Так как рота комплектовалась на базе эскортного взвода, который состоял из мотоциклов, часть стояла на Димитровском, часть на Горской. Мы заступали на пост с 21.00 и работали до 6.00 утра. - Как отреагировали на это злоумышленники? - Первое время для всех это был шок: представляете, ночь – и работает ГАИ! А ведь при угонах и кражах часто злоумышленники переезжали с левого берега на правый, или наоборот. А тут – мы стоим! Бывало всякое, не только воры и угонщики: много пьяных за рулем, водителей без документов. Постепенно, ближе к осени 1990 года, нам дали дополнительные силы из районов города, со своим транспортом. В результате рота стала очень мобильной. Но чаще всего мы перекрывали мосты. В состав полка ГАИ ночная рота вошла 1 апреля 1994 года. Это специализированный полк ДПС. Штат ночной роты - 64 человека, она просуществовала до 2000 года. Поначалу мотоциклы были всегда заведены. - Яркие эпизоды службы в ночной роте вам запомнились? - Думаю, та история, когда экипаж Володи Шатилина, Володи Шашина и Евгения Новикова задерживали подозреваемого в разбое на улице Никитина. Преступник оказался вооружен гранатой, во время преследования вытянул чеку и бросил ее. Новиков был далеко от зоны поражения, а Шатилину попал осколок в брюшную полость (другой попал в рукоятку пистолета и не принес вреда). Володя Шатилин выжил. Задержанный оказался военнослужащим, родом из Кемерово. 12 августа 1996 горда экипаж в составе старшего экипажа прапорщика милиции Шатилина В.М., старшины милиции Шашева В.И. и старшего сержанта милиции Новикова Е. В. нес службу по охране общественного порядка и обеспечения ПДД. В 2 часа 15 минут возле киосков на улице Кошурникова к ним обратились два молодых человека и объяснили, что возле киосков стоит военнослужащий, в руках которого боевая граната с выдернутой чекой. За отвагу, проявленную при задержании опасных преступников и освобождении заложников, указом Президента инспекторы дорожно-патрульной службы награждены орденами Мужества. - Вы патрулировали ночью пригородные трассы? - В то время часто грабили дальнобойщиков. Мы выезжали на Ленинск-Кузнецкую трассу. Здесь же «базировались» ребята из Первомайского района – они выезжали в район Плотниково через Барышево. Помню, как в Лебедево у них была сходка с Ленинск-Кузнецкими, они «делили территорию». На пост приехал дальнобойщик, сказал, что у него забрали деньги, мы ему помогли. Вот еще интересный эпизод. Экипаж ночной роты очень долго гнался за бандитами - до Лебедевки, практически до границы с Кемеровской областью. В итоге их задержали за убийство. Таких эпизодов было множество. Часто задерживали пьяных за рулем. Штрафстоянки в то время заполнялись до отказа. Люди часто ездили без документов, в состоянии алкогольного опьянения и… на угнанном транспорте. Параллельно совершались кражи личного имущества, все это перевозили на транспорте. - Насколько часто приходилось использовать огнестрельное оружие? - Во время погони, при попытках остановить злоумышленников, мы использовали огнестрельное оружие. Стреляли преимущественно по колесам. За исключением тех моментов, когда в преследуемом транспортном средстве перевозили пассажиров. Нежелательно применять оружие при преследовании мотоциклиста-одиночки - на большой скорости он может разбиться. Преследовать транспорт приходилось из-за того, что водители не останавливались. Это первый признак - либо угон, либо без документов. Поэтому нам часто приходилось использовать оружие. В основном - пистолет, автомат – крайне редко. Помню, задерживали «шиньон» (ИЖ-2715). Это было рано утром. Водитель «Москвича» никак не реагировал на наши требования остановиться. Экипажу ДПС пришлось стрелять из автомата, пробили колесо, задержали. - А как вели себя по отношению к милиционерам ночной роты представители ОПГ, разные авторитеты или те, кто их патронировал? Они намекали на свои законы на пригородных и областных трассах, оказывали на вас давление? - Информация о происходящем к нам всегда приходила очень быстро. При задержаниях никто из «авторитетов» сопротивления не оказывал. Все они выходили из своих автомобилей, показывали документы, фамилии мы знали. Они спокойно показывали документы, при первом же требовании поднимали капот машины, открывали багажник – вопросов нет. Разговор был простой – у каждого свое дело. Мы привозили таких задержанных на основе заранее полученной информации для проверки в 6-й отдел (УБОП). Это была организация, которая занималась борьбой с организованной преступностью. Закон разрешал нам применять (и сейчас разрешает!) оружие: если есть угроза жизни сотруднику милиции или гражданам. Мы имели право его применять для защиты себя и граждан. Сейчас закон «О милиции» переименован в закон «О полиции», и там эта статья сохранилась. Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 закона «О полиции». Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека. Представители ОПГ знали, что мы можем использовать оружие при остановке транспортного средства. Но мы всегда себя вели корректно в этом плане. - Есть ли сейчас подразделение, в чем-то схожее с ночной ротой? - После расформирования ночной роты в 2000 году у нас были посты КПМ (контрольно-пропускные пункты). Некоторые роты менялись, выходили на службу в ночь или в день, но как таковой ночной уже не было. И сейчас дороги Новосибирска и области контролируют экипажи ДПС, но в приоритете – контроль на дорогах с помощью камер видеофиксации. Злоумышленники, конечно, есть и сейчас, но все же ситуация не такая острая, как в 90-е годы. СПРАВКА Об истории полка ДПСГИБДД Управления МВД России Новосибирска можно узнать больше, посетив музей по адресу расположения полка – ул. Станционная, 24. Здесь собраны различные экспонаты, документы, награды, образцы формы милиции эпохи СССР и многое другое. Есть и вовсе уникальные вещи, предназначение которых не знают современные автомобилисты. Например, устройство для прокалывания дырок… в водительском удостоверении (в талоне предупреждений). Третья дырка за нарушение ПДД была критической – лишали права вождения автомобиля на год.

Ночная рота ДПС: «Первое время был шок!»
© VN.ru Все новости Новосибирской области