Новости
13 августа, 12:42

Водители и пешеходы имеют право гибнуть с оптимизмом

Власти строят грандиозные планы относительно городских программ, которые должны способствовать улучшению ситуации на дорогах. Однако за руль пока пускают кого попало, качество трасс оставляет желать лучшего, а ответственность остается лишь абстрактным понятием. Количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди, в Петербурге и Ленобласти за год сократилось на пять сотен.

Власти строят грандиозные планы относительно городских программ, которые должны способствовать улучшению ситуации на дорогах. Однако за руль пока пускают кого попало, качество трасс оставляет желать лучшего, а ответственность остается лишь абстрактным понятием.Количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди, в Петербурге и Ленобласти за год сократилось на пять сотен. Соответственно, меньше стало и погибших. Об этом сообщила начальник 5-го отдела Управления Госавтоинспекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Татьяна Зыбина на круглом столе в «Росбалте», посвященном сокращению аварийности на дорогах.

Еще один повод для оптимизма — городская программа, которая предусматривает сооружение подземных переходов, установку ограждений проезжей части, особенно в тех местах, где на дорогу выскакивают дети, совершенствование светофорной сети, приведение в порядок дорожной разметки. Однако, как подчеркнул главный специалист городского Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Владимир Малеткин, этими в достаточной степени стандартными пунктами программа не ограничивается. Куда более солидно звучит, например, разработка автоматизированной системы управления дорожным движением. А куда более конкретно — увеличение штатной численности сотрудников ГИБДД на 150 человек, с перспективой, что в недалеком будущем их станет еще больше. А нарушать правила на глазах у инспектора водители остерегаются.

Не предотвратит автопроисшествий, но должен сделать их менее трагичными еще один программный пункт, предусматривающий дополнительное финансирование в размере 3 млн руб. учреждений здравоохранения, работающих с пострадавшими в результате ДТП.

Свою лепту в перечисление достижений внес начальник отдела эксплуатации и сохранности дорог Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга Сергей Малинин.

Оказывается, если в 2003 году в городе только 30% дорог соответствовали нормативам, а в 2008-м — 68%, то в нынешнем — уже 72%. Хотя ремонтные работы и создают дополнительные сложности для водителей, но без них добиться такого результата вряд ли удалось бы.Беда в том, что приведенными выше цифрами и фактами современную ситуацию на дорогах не охарактеризуешь — картина получится неполная.

Статистика ГИБДД свидетельствует: за 7 месяцев нынешнего года на дорогах погибли 270 жителей Петербурга. Как отметил руководитель фракции «Справедливая Россия» городского Законодательного собрания Олег Нилов, примерно столько ленинградцев сложили головы в ходе всей афганской войны, и столько же петербуржцев погибли за все годы проведения контртеррористической операции в Чечне.

Если брать среднестатистические показатели, в странах Западной Европы ДТП «на душу населения» фиксируется в десятки раз меньше, чем на территории России. Опыт соседей вроде бы перенимается, в программные документы вносятся соответствующие пункты, средства расходуются. И что от того?

Как отметил председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов, уже упоминавшаяся городская программа включала пункт, предусматривающий выделение средств на разработку новых критериев допуска к управлению автомобилем. Три запланированных для этой цели миллиона израсходованы, а за руль пускают по-старому. Обещаны были и новые научно обоснованные подходы к состоянию здоровья инвалидов, получающих права, которых тоже нет.

Между тем, 90% всех ДТП происходят по вине водителей. То есть главным является человеческий фактор, который, по сути, игнорируется. Еще одна сторона проблемы — процесс подготовки автомобилистов. Упреки по этому поводу нередко адресуются ГИБДД. Но, как подчеркнула Татьяна Зыбина, автошколы относятся к сфере образования, которая за безопасность на дорогах никакой ответственности не несет. Впрочем, возможность «договориться» с инспектором ГИБДД и тем самым избежать законной ответственности за допущенные нарушения — тоже человеческий фактор, безопасности дорожного движения не способствующий.

Сами дороги тоже оставляют желать лучшего. Александр Холодов, в частности, обратил внимание, что они до настоящего времени сооружаются по нормам 1989 года, когда автомобилей и нагрузки на дорожное полотно было куда меньше. Вопрос, адресованный представителю ГИБДД: «А был ли случай, когда сотрудники автоинспекции закрыли дорогу, опасную для проезда?» — был парирован достаточно легко. Оказывается, в компетенцию госинспекции это не входит — ГИБДД может только направить представление владельцу (то есть местным властям) без права на какие-либо санкции. Так сказать, в порядке информации.

Справедливый упрек прозвучал и в адрес отсутствовавших на круглом столе застройщиков: из соображений экономии они исключают сооружение тротуаров, ведущих к новым жилым зданиям, из перечня работ. В результате люди и автомобили вынуждены пользоваться одной и той же дорогой, обочины которой нередко заполнены припаркованными авто. Наверное, в этом случае ответственность со строителями вполне могли бы разделить должностные лица, новые дома принимающие.

Олег Нилов обратил внимание, что при обилии законов, инструкций, программ и рекомендаций в России вообще наблюдается явный дефицит ответственных. То есть ответственные-то есть, но это либо водители, либо пешеходы.

С тем, кому действительно можно сидеть за рулем, а кому это категорически не рекомендуется, разобраться так и не удалось. Подготовка водителей превратилась исключительно в коммерческое мероприятие, организаторы которого никакой ответственности за свой «продукт» не несут. Низкое качество дорог вообще вошло в поговорку, и отечественные водители еще долго будут вынуждены к ним приспосабливаться. Как и к отсутствию пешеходных дорожек в некоторых спальных районах.

Потому программы и распоряжения вполне могут быть. Но почва для дорожно-транспортных происшествий все равно останется. А значит, останутся и сами происшествия.

Текст: Анатолий Наумов

Источник Росбалт

Материалы по теме