Новости
01 июня, 16:02

Суд увел машины с растаможки

Конституционный суд запретил таможенникам отбирать машины, которые люди приобрели, не зная, что за них не были уплачены ввозные пошлины. Правозащитники считают, что таможенные службы не будут исполнять решение суда. Для того чтобы защитить автомобилистов, необходимо изменить законодательство.

Конституционный суд России (КС) опубликовал определение по жалобе автовладельца Руслана Чижова, с которого таможня Ростова требовала 200 тыс. руб. за то, что его автомобиль оказался нерастаможенным. Взыскать деньги с Чижова ростовские таможенники решили, несмотря на то что он стал по меньшей мере седьмым владельцем нелегально ввезенного авто.

История, изложенная в жалобе Чижова в КС, такова. Он купил Toyota Carina в июле 2006 года. Через некоторое время местная таможня по запросу ГИБДД установила, что этот автомобиль не проходил процедуру растаможивания на территории РФ «в соответствии с режимом «Выпуск для свободного обращения». Это дало таможне основание обратиться с иском на взыскание пошлины и пени с Чижова в размере 209 708 руб.

Суд первой инстанции принял сторону автовладельца, указав таможенникам, что Чижов является как минимум седьмым покупателем этой машины и что обстоятельства ее ввоза в страну установить невозможно.

Впервые она была зарегистрирована в Туле в 1997 году, там ее документы о постановке на учет были уничтожены гаишниками за давностью.

Это решение было оспорено таможенниками в ходе дальнейших разбирательств. Представители таможенной службы опирались на букву закона – пункт 5 статьи 352 Таможенного кодекса Российской Федерации. Согласно этому пункту, обращение взыскания на товары, ввезенные без уплаты пошлин, производится «независимо от того, в чьей собственности они находятся». В результате Чижов, прошедший две низшие судебные ступени, был принужден к выплате и обратился в федеральный Конституционный суд. По его мнению, пункт Таможенного кодекса противоречит Конституции, защищающей права собственников.

Коллегия под председательством главы КС Валерия Зорькина, рассмотрев жалобу, вынесла определение в пользу автовладельца.

«Лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей», – указано в решении.

Чижов формально не был признан ответственным лицом, а потому может и дальше пользоваться автомобилем, решил суд. При этом КС внес пояснение к пункту 5 статьи 352 Таможенного кодекса для всех аналогичных случаев. Его суть состоит в том, что, если таможенники не могут доказать, что человек сознательно приобрел нерастаможенное авто, ведомство не в праве требовать от него ни машину, ни деньги.

Это уже не первый случай, когда КС вынужден напоминать таможне о границах ее полномочий. Так, в 1999 и 2006 годах Конституционному суду уже приходилось выносить определения в защиту автовладельцев, купивших нерастаможенные автомобили и принуждавшихся к выплате сборов и пени по искам ФТС.

Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил «Газете.Ru», что необходимость конституционных судей многократно рассматривать одну и ту же проблему говорит о неуважении чиновников к закону. По мнению правозащитника, необходимы изменения в законодательстве, исключающие противоречия и возможность спекуляций со стороны отдельных ведомств.

Источник Газета.ru

Материалы по теме