Новости
01 апреля, 16:04

США и Россия по-разному подходят к поддержке автопроизводителей

Президент США Барак Обама обнародовал давно ожидаемый план спасения американского автопрома. По сути, он отказал в помощи гигантам автомобилестроения General Motors и Chrysler, потребовав, чтобы компании сначала выполнили взятые ранее обязательства модернизации производства. Практически в то же время Россия дала свой ответ на просьбу крупнейших отечественных автопроизводителей оказать им финансовую помощь. Они получат все, что просили, без особых условий.

Президент США Барак Обама обнародовал давно ожидаемый план спасения американского автопрома. По сути, он отказал в помощи гигантам автомобилестроения General Motors и Chrysler, потребовав, чтобы компании сначала выполнили взятые ранее обязательства модернизации производства. Практически в то же время Россия дала свой ответ на просьбу крупнейших отечественных автопроизводителей оказать им финансовую помощь. Они получат все, что просили, без особых условий.

Интересно, что в плане Обамы не фигурирует компания Ford, которая, несмотря на снижение уровня продаж, продолжает попытки справиться с невзгодами финансового кризиса самостоятельно. Что же до General Motors и Chrysler, то в ответ на обещания полного обновления продукции и перехода на выпуск машин нового поколения они еще в прошлом году получили солидную финансовую помощь от Белого дома: GM – заем в 13,4 млрд. долларов, Chrysler – 4 млрд. Однако совсем недавно обе эти корпорации вновь запросили у администрации помощь – 16,6 и 5 млрд. соответственно. В довершение ко всему General Motors в прошлом месяце пригрозила даже закрыть десятки дилерских компаний, торгующих ее автомобилями, и уволить 47 тыс. рабочих и служащих, то есть пойти на 20-процентное сокращение штата.

Объявляя новый план спасения отрасли, Обама отказал в помощи обеим компаниям. Он поставил перед ними жесткие условия – выполнить сначала ранее принятые обязательства. Президент заявил, что автомобилестроители «должны сделать больше того, что делали раньше» ради сохранения своего уровня конкурентоспособности и лидерства на мировом рынке. «Мы больше не можем приносить извинения за несостоятельные решения, – подчеркнул Барак Обама. – Мы больше не можем допускать, чтобы наша автомобилестроительная индустрия зависела от постоянных субсидий».

Впрочем, дверь в Белый дом перед двумя гигантами все же не закрыта. Президент все-таки пообещал им «адекватную их работе финансовую помощь». При этом руководство General Motors в течение 60 дней должно представить план реорганизации компании, который должен полностью удовлетворить современные запросы глобального рынка автомобилестроения. По мнению Обамы, компания Chrysler оказалась в «более рискованном» положении. А поскольку в такой ситуации время особенно дорого, он дал руководству компании всего 30 дней, чтобы разрешить все спорные вопросы о слиянии с итальянской компанией Fiat. Если переговоры окажутся успешными, президент пообещал выделить Chrysler дополнительно 6 млрд. долларов. План Барака Обамы не исключает также возможности контролируемого Белым домом банкротства General Motors и Chrysler – для освобождения этих фирм от миллиардных долгов.

В день объявления нового плана, касающегося автопрома, председатель совета директоров General Motors Рик Вагонер под жестким давлением президента США ушел в отставку. Его сменил Фриц Хендерсон, исполнявший обязанности президента компании и директора производственного сектора. Представители администрации Обамы на этой неделе посетят Детройт, где находится штаб-квартира GM. Там они намерены обсудить конкретные шаги по реорганизации компании и перспективы открытия линии выпуска нового поколения машин, работающих на альтернативных видах энергии. Словом, Америка не бросит свой автопром в тяжелые кризисные времена, но только при условии, что он признает свои ошибки и примет эффективные меры для их исправления.

Российскому автопрому в этом плане куда проще. Власти решили просто ему дать денег, не выдвигая каких-либо особых условий и требований. Самый большой кусок антикризисного пирога получит «АвтоВАЗ» – 25 млрд. руб. Это всего на миллиард меньше, чем просил у властей завод, однако даже эта огромная сумма не дотягивает до общего долга концерна перед банками – 44 млрд. руб. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко отметил, что экономическая ситуация на предприятии не позволяет использовать для господдержки стандартный механизм госгарантии и субсидирования процентных ставок. Поэтому деньги будут предоставлены одному из основных акционеров«АвтоВАЗа» – госкорпорации «Ростехнологии», которая, в свою очередь, предоставит автоконцерну беспроцентную ссуду на длительный период. Премьер Владимир Путин попросил поторопиться с оформлением всех необходимых для этой операции бумаг, дав указание закончить весь процесс к 10 мая. Однако до мая надо еще дожить, что без денег сложно. А потому уже в ближайшее время госбанки выделят «АвтоВАЗу» кредит в размере 8 млрд. руб. – ровно столько, сколько автоконцерн у них попросил.

Другие отечественные автопроизводители также могут рассчитывать на поддержку государства, но в более скромных масштабах. «Группа «ГАЗ» получит госгарантии на более чем 4 млрд. руб. для полной реструктуризации своей задолженности перед кредиторами. Предприятию могут вернуть переплаченные налоги в размере 2 млрд. руб., а государство закупит продукцию автозавода еще на 9 млрд. рублей. «КамАЗ», просивший у правительства 10 млрд. на завершение уже начатых инвестпроектов, получит госгарантии на 4,6 млрд. Те же госгарантии на сумму 5 млрд. получит Sollers.

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что заявленные меры по поддержке российского автопрома малоэффективны. «Автопром поддерживать нужно, но необходимо, чтобы и его продукция производилась на нормальном технологическом уровне, – заметил «НИ» эксперт. – У нас есть протекционизм, но нет принуждения к прогрессу. В 90-е годы «ВАЗ» получал большую поддержку от государства, но технологической перестройки производства не произошло».

По мнению эксперта, поддерживая автоконцерны, власти руководствуются несколькими причинами: «Во-первых, спасают рабочие места, поскольку автопроизводство с учетом комплектующих – это более 1,5 млн. занятых. Во-вторых, автопром имеет большой кумулятивный эффект – он вытаскивает за собой значительный кусок нашей экономики. Любое государство с населением свыше 40 млн. человек должно иметь автомобильное производство, потому что это эффективный способ развития экономики».

Однако, по мнению специалиста, выделение денег без требований к технологическому обновлению не поможет решению проблем отрасли. «Эти деньги дают на латание дыр, и, как только средства закончатся, все проблемы вернутся, – убежден г-н Делягин. Экономист приводит в пример одного из основателей американского автопрома Генри Форда, который говорил: если у вас есть 1 млн. убытка и 1 млн. долларов и вы покрываете этими деньгами свой убыток, то это не значит, что вы вышли в ноль. На самом деле вы потеряли уже 2 млн., потому что потратить деньги при той же системе, которая принесла вам убыток, – значит, получить еще большие потери.

Текст: Михаил Калмацкий, Борис Винокур.

Источник Новые известия

Материалы по теме