Новости
15 апреля, 11:43

От маршрутки до Формулы: социалистический автопром стран Прибалтики

Автомобильная промышленность Прибалтики имеет куда более богатую историю, чем может показаться на первый взгляд.

Автомобильная промышленность Прибалтики имеет куда более богатую историю, чем может показаться на первый взгляд: ведь первую машину в Латвии собрали еще в 1899 году.

Латвия
Начало

Еще в конце XIX века на предприятии «A. Leutner&Co» выпустили велосипед и мотоцикл, а уже затем перешли к сборке автомобилей. Это нельзя было назвать полноценным производством, ведь все комплектующие, за исключением шасси и кузова, для машины под названием «Leutner 3.HP» были закуплены в Европе. После того, как на фабрике было собрано семь таких автомобилей, предприятие перешло к выпуску французского De Dion-Bouton. Производством легковушек латыши занимались недолго — итоговая цена автомобиля получалась слишком высокой, что не преминуло сказаться на уровне спроса. В итоге производство пришлось свернуть всего два года спустя.

Следующей автомобильной вехой Латвии стал «Руссо-Балт»: в 1908 году на Рижском вагонном заводе было организовано автомобильное производство. Изначально в качестве основы для собственной модели с индексом С24/30 в Риге выбрали бельгийский автомобиль Fondu, однако со временем «Руссо-Балты» отличались от Фондю все больше и больше.

Кроме легковых автомобилей семейств С и К, на «Руссо-Балте» выпускали грузовики, а также машины специального назначения — почтовые и инкассаторские фургоны, кареты скорой помощи и пожарные автомобили. В 1913 году Руссо-Балт получил полугусеничный движитель Кегресса, а для эксплуатации по зимним дорогам спереди на модели С24/40 Кегресс были установлены лыжи!

Руссо-Балты пользовались ограниченным спросом в силу немалой стоимости: в зависимости от модели цена рижских автомобилей колебалась от 5 500 до 7 500 рублей — дороже, чем французские и немецкие аналоги тех лет! Однако царская семья относилась к Руссо-Балту весьма благосклонно: несмотря на большое разнообразие марок в гараже, Романовы приобрели не менее шести Руссо-Балтов и регулярно использовали их во время выездов. Многие российские банкиры и промышленники также предпочитали иномаркам рижские автомобили. В немалой степени этому способствовали спортивные успехи марки: Руссо-Балты успешно участвовали в соревнованиях, а один из автомобилей даже смог взобраться на вершину Везувия.

Материалы по теме