Подробности
19 марта, 15:19

Вправе ли гаишник выписать штраф за отсутствие жилета?

С 18 марта автомобилисты должны приобрести светоотражающие жилеты. Пока законотворцы пытаются "подсветить" водителей в темноте, в ГИБДД уже планируют обременить их штрафами. А вообще нужны ли все это?

Противоречий хватает. В ПДД внесена обязанность надевать жилет, а не возить его с собой, то есть, за отсутствие оштрафовать не могут. Кроме того, в ГИБДД обещают не наказывать тех, кто при вынужденной остановке не удосужился обозначить себя на дороге. При этом изучается возможность привлекать водителей по статье 12.27 КоАП "Невыполнение обязанностей в связи с ДТП". Подразумевается, что попавший в коллизию должен будет не только установить знак аварийной остановки, но и надеть светоотражающую одежду.

"Что касается водителей, не использующих жилеты, то на сегодняшний день эта тема не обсуждается ни в Госавтоиспекции, ни в Думе. Можно констатировать что штрафов нет. Я думаю, что проверять наличие жилета будут при техосмотре. У нас не штрафуют за отсутствие аптечки, но это обязательный набор при прохождении техосмотра", - говорит Вячеслав Лысаков, первый зампред комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. По его мнению, ношение светоотражающего жилета – это вопрос самосохранения водителя, ведь никто не позаботится о нем лучше, чем он сам. "Никакими карами не заставишь легкомысленного человека надеть жилет. Это в ваших интересах – человека на наших, как правило, грязных дорогах, да еще и при непогоде не видно", - говорит Лысаков.

"Я сам лично уже много лет езжу с двумя жилетами в машине. Это очень полезная штука – у нас большая часть дорог – не городских, а, например, федеральных – не освещены. Любая остановка в темное время суток представляет собой определенный риск и очень важно, чтобы тебя видели другие люди. Это своего рода уважение к водителям – вы делаете все, чтобы они вас не сбили и "не попали". Но тут есть другой вопрос и он связан с качеством нашего законодательства. Требование к наличию жилета есть, а прописано оно таким образом, что инспектор даже не может проверить его наличие автомобилях. Самое главное – никто не регламентирует, откуда этот жилет должен взяться. Думаю, многие не станут покупать светоотражающую одежду, но с другой стороны в отличие знака "Ш" это очень полезная и правильная вещь", – считает Петр Шкуматов, координатор движения автомобилистов "Синие ведерки".

"Устанавливать штрафы за отсутствие жилета в машине неправильно, потому что использовать его необходимо в ночное время и за городом. А если я не собираюсь ехать за город и передвигаться в темное время суток, то почему я должен держать жилеты?" - указывает Виктор Похмелкин, председатель "Движения автомобилистов России". Эксперт напомнил, что штрафа в случае неодетого жилета для участника ДТП, произошедшего за пределами населенных пунктов, пока нет. В случае, если сотрудники ГИБДД пытаются инкриминировать вам его отсутствие, указывайте на отсутствие соответствующего наказания в КоАП, и, если штраф все-таки выписан, обжалуйте.

В правовом поле есть вопросы, но за его пределами становится очевидно, что светоотражающий жилет – отнюдь не бесполезная обязаловка. Согласитесь, что если он спас хотя бы одного человека туманной ночью, то является однозначным благом. По данным ГИБДД, за первое полугодие 2017 года в темное время суток под колеса автомобилей попали 66 водителей, а число пострадавших водителей с 2016 года выросло на 4,8%. Тем временем, в случае с пешеходами статистика улучшается: показатель наездов ночью за первые шесть месяцев 2017 года снизился на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом двухгодичной давности. В МВД считают, что это – результат введения нового пункта Правил, обязывающего пешеходов иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток вне населённых пунктов.

Согласно исследованиям ЗМ, компании-производителя световозвращающих материалов, водитель заметит пешехода в светлой одежде без световозвращателя в темное время суток за 40 метров, а в темной одежде – за 25 метров до столкновения. При этом средний тормозной путь на сухой дороге составляет около 50 метров и 80 метров – на мокрой. Если же на верхней одежде человека закреплен качественный световозвращатель, то его видимость увеличивается до 300-500 метров, что дает водителю дополнительное время среагировать и избежать ДТП.

Фото: РИА "Новости" / Алексей Куденко

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Загрузка...

Видео

Загрузка...

Фотогалерии

Загрузка...
Загрузка...