На женском Infiniti - в грозную Чечню. И без охраны

Дорожные записки: проехать весь Кавказ за четыре дня. Стоит ли и что можно увидеть

Вряд ли кто-то в здравом уме решится проехать за четыре дня весь Кавказ. И уж точно это - не целевая аудитория Infiniti QX30, который продается под лозунгом "новая легенда большого города". Но мы отступили от правил и стереотипов.

Маршрут, не считая дороги по М4 туда и по М6 обратно, пролегал через Ставропольский край, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Дагестан и Калмыкию. Учитывая пробег в четыре тысячи километров за четыре дня, для которого пришлось взять довольно жесткий темп, смену температур с вилкой в 30 градусов, разбитые дороги и сомнительный бензин, поездка стала серьезным ресурсным испытанием для маленького городского кроссовера.

Ко всему прочему, нам достался предсерийный экземпляр. Некоторые недостатки, выявленные в ходе поездки, исключены на серийных машинах. Один из них позволил проверить надежность преселективного "робота" 7G-DCT в действительно экстремальных условиях. Но обо всем по порядку...

Читайте также
Group

Идея поехать по платной М4, чтобы добраться быстрее, оказалась провальной. Состояние трассы просто отвратительное. За что берут плату на разбитой дороге с ямами метрового диаметра, остается загадкой. При том, что у нашего кроссовера в штатной комплектации отсутствует запаска и даже докатка, ехать пришлось очень осторожно - ремкомплект с герметиком, имеющийся в багажнике, после попадания в одну из таких ям не поможет добраться до шиномонтажа.

С учетом проезда в ночное время и по транспондеру, все платные участки обошлись в 424 рубля. Сумма небольшая, но даже она вызывает серьезные вопросы. Как выяснилось уже на обратном пути, трасса М6 "Каспий" хуже оборудована и менее освещена, но качество асфальта там значительно лучше.

На самой границе с ДНР и ЛНР есть российский город Донецк, который буквально полуостровом заходит на территорию новообразованной Новороссии. Всего 30 километров от трассы – искушение заехать оказалось выше здравого смысла и стремительно уходящего времени.

Вопреки ожиданиям, жизнь там течет абсолютно спокойно, не видно военных или блокпостов. Нет никаких проверок на въезде в приграничную зону, только предупреждающие таблички. Несколько скучающих сотрудников ДПС – это все силовые структуры, встреченные на границе со спорными территориями. Сама граница практически не охраняется – люди снуют туда-обратно через формальный КПП, бойко идет торговля сушеной рыбой, вязаными носками и всякой всячиной. В общем, обычный провинциальный городок без каких-либо отголосков вооруженных конфликтов.

В Павловской М4 ушла правее, на Краснодар, а мы поехали левее, по Р-217 на Минеральные Воды. Как только съехали с трассы "Дон", дорога стала значительно лучше. Покрытие не новое, местами растрескавшееся, но выбоины, угрожающие колесам и подвеске, закончились.

Если машина требовательна к качеству топлива, то выезжая на Кавказ, лучше взять с собой несколько канистр 98-го бензина и разбавлять им то, что придется заливать на местных АЗС. Мы пользовались только заправками известных брендов, но после очередного долива под Пятигорском Infiniti явно возмутился. Свое недовольство кроссовер выразил подтраиванием и лампочкой Check Engine. Нехитрая диагностика показала перебои с зажиганием в третьем цилиндре. Эта проблема ушла сразу после долива высокооктанового топлива. Далее до возвращения "в цивилизацию" ехали на смеси АИ-95 и АИ-98, что даже капризного турбированного "финика" вполне устроило.

Первая ночевка – в Пятигорске. Дорога со всеми остановками на еду, разбирательство с Check Engine и заправки, заняла около 20 часов. В Ставрополье уже устойчивая плюсовая температура даже ночью. Отсутствие снега и слякоти особенно приятно после московских хлябей. Но никакой смены колорита еще не ощущается, настоящий Кавказ начинается дальше.

Поголовного "кавказского тюнинга", как это было еще несколько лет назад, уже не встретишь нигде. Конечно, российский автопром по прежнему лидирует, и до сих пор встречаются заниженные и наглухо тонированные белые "Приоры". Но все больше на дорогах совершенно обычных машин – много новеньких заводских Lada Vesta, чуть меньше XRAY. Стали появляться в значительном количестве лифтованные внедорожники, как иномарки, так и "Нивы" - появилась новая мода. Еще одна особенность местного тюнинга – тонировка лобового и заднего стекол при чистых боковых. Объяснить, в чем смысл такой маскировки, нам так и не смогли. Вроде бы, как говорят, так меньше привлекаешь внимание ГИБДД, но этот факт довольно сомнителен, "полутонированная" машина выглядит дико.

Первые блокпосты с военными появляются на въезде из Кабардино-Балкарии в Северную Осетию. На границе республик все автомобили останавливают, необходимы формальности - нужно "отметиться" с паспортом на КПП, военные с автоматами выборочно просят открыть багажники.

Фотографировать приходится исподтишка, заметивший фотоаппарат солдат пообещал "серьезные проблемы" и успокоился только после клятвенных заверений, что его никто не снимал. Заехали в Беслан, посмотреть на печально известную школу. О былой трагедии напоминают портреты погибших над входом.

Там же "трагедия" произошла и с нашим Infiniti – обнаружилось, что из коробки вытекает масло. Оказалось, что поддон был просто не затянут (машина предсерийная), и из-под него всю дорогу потихоньку выдавливало трансмиссионную жидкость. Конечно, во время суточного перегона по грязи этого никто не заметил, а вот на сухом асфальте стало видно, что при каждой остановке под машиной появляется небольшая лужица. Дало о себе знать и поведение коробки, появились резкие толчки при переключениях. Как выяснилось потом, утрачено было около двух литров масла.

Ситуация усугублялясь тем, что масло в этой коробке "хитрое", его не купить в любом придорожном автомагазине. Шанс найти такое был только в Грозном. А вероятность, что капризный преселективный "робот" переживет дорогу без масла, казалась мизерной. Остаться ночью на дороге где-нибудь вдали от населенных пунктов посреди Чечни или Ингушетии со сломанным автомобилем – приключение, которого не пожелаешь и врагу. Но за неимением других вариантов пришлось рискнуть – версия перемещения на эвакуаторе до ближайшего дилера в Ростове-на-Дону казалась еще менее заманчивой.

Коробка не подвела – так, капая маслом, и доползли до Грозного. Вечерело. Стою на парковке, рядом с капающим "фиником", думаю, как быть дальше и где искать масло, а местные пялятся во все глаза, будто у меня как минимум, зеленые волосы. Совершенно не понимаю, что происходит – осматриваю себя – может, вымазалась, пока ковырялась под машиной, но нет – вроде все нормально.

Как потом выяснилось, в Чечне женщина в обычной летней футболке и джинсах - почти инопланетянин. Это как в Москве выйти на Красную площадь голышом. Таких диких нравов, к слову, нет ни в одной из соседних республик, это надо учитывать, планируя поездку. Летом в жару также придется либо ходить в плотной закрытой одежде, либо терпеть неприятные взгляды.

С маслом помогли всезнающие таксисты. Когда проехали несколько крупных магазинов и во всех услышали, что ATF Matic S или хотя бы аналогов у них нет, и не бывает, начали буквально опускаться руки. Уже стало темнеть, и очередной подвернувшийся таксист посоветовал авторынок вроде нашего Кунцево – там же торгуют автозапчастями, там же и линейка гаражных сервисов, где проводят мелкий ремонт. Остаток нужного масла – около трех литров, нашелся в одном из таких боксов.

Стартовал новый квест под названием "налей масло в необслуживаемый агрегат". Единственный доступ сверху – через место под щуп, в котором еще и стоит заглушка вместо положенного щупа. Пришлось изобретать: для долива пригодилась бутылочка с носиком из-под "спортивной" воды, а прекрасный щуп вышел из старого тросика ручника, найденного в том же сервисе. После долива двух литров масла случилось чудо – "робот" заработал как новенький. Можно было ехать дальше, но уже стемнело и ночевать пришлось в Грозном.

Город, если закрыть глаза на некоторые особенности местного менталитета, абсолютно туристический. Гостиниц, кафе и ресторанов очень много, на любой вкус и кошелек.

Единственный важный для ряда туристов нюанс: алкоголь по всей республике - под полным запретом. Его просто не встретите ни в магазинах, ни в ресторанах. Вроде бы есть палатки, где приезжие могут купить горячительное с 8 до 10 утра, но кому оно в такое время нужно? Местным же запрещено прикасаться к алкоголю вовсе, употребление, приобретение и хранение приравнено к наркотикам.

Хотелось доехать до Махачкалы, но планы скорректировало время, которого уже оставалось в обрез, и посещение Дагестана пришлось ограничить Кизляром. Далее дорога должна была идти через Астрахань и затем на Москву, но позже непредвиденные обстоятельства вновь заставили изменить маршрут.

Выезжая из Чечни в Дагестан, сразу ощущаешь смену обстановки. Ни тебе больше хмурых взглядов исподлобья, ни каких-либо сомнительных требований к приезжим.

Везде улыбки, приветствия и попытки накормить, где за мизерные деньги, а где и за бесплатно. Вот оно, настоящее кавказское гостеприимство. За ним – однозначно в Дагестан. Проехались по Кизляру, зашли на местный рынок закупиться сувенирами, а ушли сытыми – попробовать свой товар уговаривает каждый продавец, а порции "на пробу" размером с блюдо в московском ресторане.

Позже в кафе выяснилось, что одну местную порцию мяса надо заказывать как минимум на двоих. А если попросить то, чего нет в меню, хозяйка сразу притащит это из собственных запасов и будет отмахиваться от денег, на чаевые и вовсе оскорбится. В общем, Дагестан обязателен для посещения, и не проездом, а хотя бы на недельку, чтобы просто гулять, любоваться природой, и наслаждаться местным гостеприимством и вкусной едой.

Стоило выехать в сторону Астрахани, как дорога внезапно закончилась. Асфальт перешел в колею в песках, местами еще и заваленную перекати-полем, нещадно царапающим автомобиль.

После очередного скрипа колючки по кузову мое личное волевое решение, не терпящее возражений от пассажиров, было таким: мы возвращаемся на асфальт и едем туда, куда он ведет. Infiniti и без того натерпелся. Еще 300 километров дороги по степи привели к незапланированному посещению столицы Калмыкии – Элисты. Туда заезжать не планировалось, а совершенно зря. Город очень колоритный. Из того, где мне приходилось бывать, больше всего похож на Непал, только Гималаев на горизонте не хватает. Поверить, что до Москвы всего 1200 километров, просто невозможно.

Вечером местные жители настоятельно не рекомендовали оставлять машину с московскими номерами на улице без охраны. "Тем более такую!", - воскликнул таксист, увидев новенький Infiniti. "Угнать – нет, у нас такого не встречается, а вот колеса снять или стекло разбить – это легко", - пояснил он. Стоимость платной стоянки, организованной на территории бывшего рынка – 50 рублей за ночь, такси по городу – в пределах 100 рублей. Невысокая цена за то, чтобы спать спокойно, не переживая за машину.

Ну а дальше была почти прямая дорога на Москву, с литрами кофе и энергетиков, ночными метелями и прочими прелестями обычной российской зимней трассы...

Софья Клейменова

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Group
Group