Новости
22 апреля, 20:14

Инспекторов заменят камеры

Глава Госавтоинспекции Татарстана Рифкат Минниханов выезжает на встречи заранее, с учетом пробок на дорогах.

Глава Госавтоинспекции Татарстана Рифкат Минниханов выезжает на встречи заранее, с учетом пробок на дорогах. Вот и в редакцию "РГ" он приехал раньше запланированного.

Начальник УГИБДД МВД по РТ признался, что на его счету четыре постановления о превышении скорости, потому что раньше выезжал впритык. "Теперь никуда не тороплюсь, а то за нарушения еще уволить могут", - пошутил он. Мы начали наш разговор с инициатив ГИБДД. Управление республики выступило против ксеноновых фар, тонировки и родителей, которые не считают нужным перевозить детей в специальных креслах.

Инициатива наказуема

Российская газета: Рифкат Нургалиевич, в США без автомобильного кресла детей из роддома не выписывают, может быть, Госавтоинспекции Татарстана перенять инициативу?

Рифкат Минниханов: Это нереально, у такого подхода много противников, которые говорят, что Госавтоинспекция работает слишком жестко и даже незаконно. К сожалению, эта позиция меняется только тогда, когда беда касается близких того человека, который нас критикует.

Да, мы объявили, что родители не должны забирать детей из школ, пока не установят кресло. Что тут началось, такая критика посыпалась! Как мамы и папы не понимают, что это в их интересах сохранить жизнь ребенка?

Согласен, кресло стоит недешево. Общественную инициативу по созданию пунктов проката кресел готовы были поддержать несколько предприятий, но случился кризис и планы изменились. Правда, постепенно стали появляться пункты проката кресел. Тоже неплохо.

Сейчас за отсутствие детского удерживающего устройства предусмотрен штраф в 500 рублей. Это ощутимо. Но, будь моя воля, я бы повысил его до 5 тысяч рублей, тогда этот вопрос был бы уже давно снят.

РГ: Когда Госавтоинспекция Татарстана начала снимать тонировку и вывинчивать ксеноновые фары, тоже не всем понравилось…

Минниханов: Нарушения носили массовый характер, в конце концов терпение лопнуло. Данная проблема характерна не только для Татарстана, она есть во всех регионах. Не спорю, против ксенона мы выступили первыми, и первыми же приняли на себя удар. Но потом эта волна пошла по всей России. Раньше за город выезжаешь, а навстречу тебе идут не машины, а одни огненные шары. Сейчас такого уже нет.

А вот инициатива избавиться от тонировки исходила от руководства республики. И мы начали ее снимать, требовать этого, когда штрафные санкции были всего 100 рублей. Инспекторам приходилось выдерживать натиск водителей. Но мы работали жестко, заставляли растонировать машину на месте. Всего за прошлый год мы выявили свыше 180 тысяч подобных нарушений. При этом около 30 000 водителей отказались от тонировки самостоятельно.

Сейчас придумали съемную тонировку. Но думаю, что это ненадолго. Законодатели быстро реагируют на появление подобных "схем", так что не сомневаюсь, появится наказание и за съемную тонировку. Тем более появляются новые способы выявить нарушителя - есть приборы фотовидеофиксации.

Где бросить якорь?

РГ: А вот о фотовидеофиксации хотелось бы поговорить отдельно. В преддверии нашего разговора мы получили от читателей немало вопросов о системе "Паркон", которая фиксирует парковку в неположенном месте. В частности, экономист из Казани Юлия Козлова спрашивает, какими законодательными актами подкреплена его работа?

Минниханов:"Паркон" - обычная система автоматической фиксации, и она уже давно узаконена. Никаких специальных разрешений на ее работу не требуется. "Паркон", как и все средства автоматической фиксации, может фиксировать правонарушения в области дорожного движения в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

РГ: Наша газета писала о том, что "Паркон" вызвал волну возмущений казанских водителей. Одни были недовольны тем, что получали повторные постановления об одном и том же нарушении. Другие спрашивали, где им парковаться, если весь центр города увешан знаками, запрещающими остановку и стоянку.

Минниханов: Несмотря на то, что система проверенная, в процессе эксплуатации возникают вопросы. Нельзя исключать и человеческий фактор: признаю, что иногда возникают ошибки в процессе обработки фотовидеоматериалов. За первый квартал этого года мы получили 445 жалоб на работу системы "Паркон", из них в 409 случаях постановления оставлены без изменения. Еще 79 протоколов за это же время прошли через суд, 58 из них были отменены.

В качестве доказательства нарушения правил стоянки мы делаем для постановления два снимка в разное время, а не один. Это чтобы не было повода сказать, что водитель остановился на пять минут высадить пассажира, а его оштрафовали. Двух таких снимков достаточно, чтобы доказать, что автолюбитель стоял во время съемки нарушения, а не двигался.

Можно было бы охватить "Парконом" все улицы, но мы этого не делаем. Работаем в основном там, где создаются помехи для общественного транспорта. В частности, принципиальный подход на улицах Карла Маркса, Кремлевской, Право-Булачной и Лево-Булачной. А вот прилегающие к ним улицы, где тоже есть запрещающие знаки, но нет заторов, "не трогаем". Знаете почему? Мы тоже понимаем, что в центре Казани действительно негде припарковать машину. Хотя я как глава Госавтоинспекции не должен так говорить.

РГ: Но, согласитесь, одними карательными мерами проблему с парковкой не решишь. Вы поднимали эту проблему перед городскими властями?

Минниханов: Городская программа строительства многоуровневых парковок была принята еще в 2002 году. Но вытянуть ее своими силами Казань не смогла. Чтобы заинтересовать инвесторов, нужно, наверное, предлагать им преференции. Поэтому сегодня этот вопрос прорабатывается уже на уровне министерств и ведомств. И, надеюсь, что с мертвой точки дело сдвинется. Только хочу предупредить, что бесплатными парковки в этом случае не будут.

Штрафная линия

РГ: Наши читатели интересуются, когда демонтируют знаки 40, как вы обещали ранее?

Минниханов: Я дал указание провести ревизию. До конца апреля мы будем знать, где стоят лишние знаки. Не будем трогать их у школ и дошкольных учреждений, все остальные уберем. Проведем обследование и на трассах. Знаки, ограничивающие скорость, останутся только в зоне отдыха.

РГ: Еще один популярный среди казанских водителей вопрос - сколько "стоит" заехать на автобусную полосу?

Минниханов: На днях Госдума России приняла в третьем чтении поправки к закону, предусматривающие за выезд на полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, штраф в размере 1500 рублей. Пока нанесут разметку, закон уже начнет работать.

РГ: Наш читатель Дмитрий Золотов спрашивает, почему после вынесения Прокуратурой Татарстана представления о недопустимости перекрывать улицы для кортежей, нарушение не устраняется? Кстати, на эту тему было много вопросов…

Минниханов: Регулирование дорожного движения остается за Госавтоинспекцией. И если приходится кратковременно менять приоритет движения на том или ином участке дороги, это происходит из-за заторов и не должно восприниматься как ограничение. Регулировщик, разруливающий пробку вопреки сигналам светофора, не ограничивает движение, не так ли?

А что касается недавнего визита в Татарстан делегации Турции во главе с премьер-министром этой страны, то нам действительно пришлось на некоторое время ограничить движение там, где проезжала делегация. Но это было в рамках Закона "О государственной охране".

РГ: Правозащитники распространили информацию о том, что за подготовку документов в страховые компании водители должны платить 100 рублей. А разве нельзя их получить бесплатно?

Минниханов: Госавтоинспекция не вправе взимать платежи, не предусмотренные законом, и не делает этого. Постановления по делам об административных правонарушениях, копии протоколов, справки о дорожно-транспортных происшествиях выдаются всегда бесплатно. Нередко граждане запрашивают иные документы - схему ДТП, объяснения участников и другие. Законом не предусмотрена обязанность Госавтоинспекции копировать их. Водитель может ознакомиться с ними и снять копии самостоятельно, например, сфотографировать. Автолюбитель может также нанять представителя и поручить ему собрать необходимые копии. Вот эти представители - не сотрудники Госавтоинспекции - оказывают гражданам платные услуги.

Я как главный государственный инспектор не хотел бы, чтобы эти действия у граждан ассоциировались с действиями наших сотрудников.

В существовании такого механизма заинтересованы прежде всего страховые компании и, как ни странно, многие граждане. Им удобнее поручить сбор документов профессионалам, чем делать это самостоятельно, изучать тонкости законодательства.

Возьмутся за ремень

РГ: Без сомнений, Татарстан лидер среди других регионов по числу приборов фотовидеофиксации. Вы и дальше намерены наращивать обороты?

Минниханов: Мы планируем, что 85 процентов нарушений будут фиксировать камеры. Сейчас они "заменяют" инспекторов только наполовину.

Будет расширен спектр работы приборов. Они будут не только фиксировать скоростной режим и проезд на красный сигнал светофора. Сейчас их программируют на то, чтобы снимать водителей, которые не пристегиваются за рулем или забывают включить ближний свет. Эти нарушения мы планируем начать фиксировать летом.

А на "зебрах" приборы фотовидеофиксации уже работают. В постановлении две фотографии, по которым видно, что водитель не пропустил пешеходов. На снимках обязательно должен быть знак "Пешеходный переход".

РГ: Нарушитель будет получать сводный протокол, если, к примеру, он превысил скорость, не пристегнулся и забыл включить фары?

Минниханов: Нет, каждое нарушение будет отражено в отдельном постановлении.

РГ: Наша газета писала о том, как пожарные Нижнекамска получили "письма счастья" за превышение скорости. Выяснилось, что и "скорая помощь" попадает в объективы камер. Ситуация разрешилась или огнеборцам с докторами по-прежнему присылают протоколы?

Минниханов: А у нас нет и не может быть другой формы работы. Если мы не будем "рассылать" им постановления, появится избирательность. Прибор фиксирует нарушение в автоматическом режиме, он не распознает личные машины граждан и машины экстренных служб.

Отмечу, что дела об административных правонарушениях в отношении водителей, которые сидели за рулем пожарной машины или кареты скорой помощи во время выполнения неотложного служебного задания, прекращаются. Для этого, разумеется, соответствующие службы должны предоставить документы, подтверждающие данный факт. Подобная переписка между ведомствами может осуществляться оперативно, через портал "Электронное правительство".

РГ: Интересный вопрос задал протезист Артем К. из Казани. Он спрашивает, куда жаловаться на сотрудников ГИБДД, которые паркуют служебные машины на тротуарах.

Минниханов: В Госавтоинспекцию. Не жаловаться, а сообщать о таких фактах. Мне сообщайте. Если граждане видят, что сотрудник ГИБДД нарушает правила дорожного движения, они могут предъявить нам доказательную базу - фото, видеосъемку, свидетелей. Бывает, что в случае крайней необходимости сотрудники Госавтоинспекции вынуждены парковаться не на отведенных для этого местах, к примеру, для регулировки движения при заторах или при оформлении ДТП. Но я не хочу никого оправдывать. При этом, отступая от требований правил, сотрудники ГАИ должны включать проблесковые маячки. Жду конкретной информации, будем разбираться.

Текст: Светлана Брайловская

Материалы по теме