Новости
03 июня, 11:04

Автомобиль не арестуют

Добросовестно купленная в салоне или с рук иномарка очень часто не гарантирует своему хозяину только положительные эмоции.

Сегодня "Российская газета" публикует постановление Конституционного суда, которое касается граждан, чьи машины оказались в нашей стране в обход таможни и на которые последняя не давала "добро".

Добросовестно купленная в салоне или с рук иномарка очень часто не гарантирует своему хозяину только положительные эмоции. Приобретение автомобиля может оказаться источником большой головной боли и немалых расходов, если машина пересекала границу с нарушением закона. В "группе риска" не столько нарушители закона, сколько добропорядочные покупатели, поэтому публикуемое решение касается очень большой группы людей.

Речь в постановлении идет о пункте 1 статьи 15 и пункте 1 статьи 164 Таможенного кодекса. Эти статьи просил проверить на конституционность Виктор Костенко из Челябинска. Надо сказать, что нормы, которые ему не понравились, сейчас уже не действуют из-за того, что мы ввели в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Но высказанная в постановлении позиция Конституционного суда крайне важна и не устарела. Ведь нормы о контрабанде остались неизменными и в союзном Таможенном кодексе.

Коротко суть: у нас в стране регистрация автомобилей, не прошедших таможенное оформление, проще говоря - контрабанды, аннулируется. Даже если "темное" прошлое авто выяснится спустя годы и за рулем - тот, кто машину честно купил.

Банальная ситуация: человек покупает не новую иномарку. Через пару лет всплывает, что бывший хозяин или салон подержанных машин завезли авто без прохождения таможни. После этого водитель превращался в пешехода. Транспорт могут элементарно забрать как вещдок по уголовному делу. И он останется на приколе в полиции. А следствие по таким делам тянется годами. Но чаще просто отбирают регистрацию. И уже хозяин не может ни ездить, ни продать такую проблемную машину.

Заявитель Костенко пошел в главный суд страны оспаривать конституционность положений Таможенного кодекса, в которых говорится, что никто не вправе пользоваться товарами до их выпуска на просторы родины в законном порядке, то есть после уплаты таможенных платежей.

Костенко в декабре 1998 года купил и зарегистрировал "Тойоту". На следующий год против тех, кто завозил машины в страну в обход закона, возбудили уголовное дело. В список контрабанды попала и "Тойота" Костенко. Суд Челябинска зачитал фигурантам дела приговор, и с одного из осужденных была взыскана сумма неуплаченных таможенных платежей за ввоз конкретно авто Костенко. Но судебное решение об уплате осталось на бумаге - никто ничего не заплатил. Поэтому в 2008 году регистрация принадлежащего Костенко автомобиля, как не прошедшего таможенное оформление, была аннулирована.

Суды, которые невиновный хозяин машины прошел, отказали ему в требовании к Челябинской таможне выдать паспорт транспортного средства. И отказали в иске к управлению ГИБДД - зарегистрировать машину. Местные суды упирали на то, что для выдачи ПТС и регистрации автомобиля не имеет значения факт добросовестной покупки. По их мнению, юридически значимым обстоятельством является только факт контрабанды.

С 1 июля 2010 года на территории нашей страны оспариваемые положения утратили силу - появился союзный Таможенный кодекс. Но так как Костенко обратился в Конституционный суд с жалобой на нарушение его прав устаревшими нормами в марте2010 года, то дело надо рассмотреть, решил КС.

Да, сказал суд, никто не вправе пользоваться контрабандой. Но собственник не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Суд подчеркнул: отвечает за нерастаможенный товар декларант - человек, перемещающий товары, и таможенный посредник, декларирующий товар от собственного имени. Еще в 2003 году КС уточнил, что граждане, которые на момент покупки машины не знали и не должны были знать о незаконности ввоза товара, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление авто, включая уплату платежей.

Суд заметил: факт неуплаты таможенных платежей фирмой или продавцом не может быть препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении его четырехколесным имуществом. Главный суд для ГИБДД подчеркнул: законодательство не запрещает регистрационные действия с подобными автомобилями. Более того, запрет регистрировать авто честным покупателем является незаконным. Все решения по делу Костенко подлежат пересмотру, сказал главный суд страны.

Наталья Козлова

Материалы по теме

Загрузка...
Загрузка...

Видео

Загрузка...

Фотогалерии

Загрузка...
Загрузка...