Войти в почту

Ипподром - на ремонт, лошадей - на колбасу?

Конезаводчики опасаются, что новый проект уничтожит не только это уникальное место, но и рысистый спорт. Десятки породистых лошадей, по их мнению, могут уйти на бойню.

Ипподром - на ремонт, лошадей - на колбасу?
© Мир новостей

Московский ипподром был построен еще в 1834 году. Сейчас он является памятником истории и архитектуры, но этот факт никак не повлиял на его состояние - до сих пор это уникальное место было одним из самых запущенных в центре Москвы.

Но место это дорогое. Центр Москвы, до Кремля - 5 километров. Инвесторы готовы были вложить сюда любые деньги, но с условием, что часть территории уйдет на строительство элитных жилых комплексов. После долгой борьбы с застройщиками Мос­комархитектура запретила это делать, включив ипподром в охранный список.

Нынешний проект, казалось бы, должен устроить коневладельцев. В центре поля появятся парковка на сотни машин и манеж для конкура. Под землей проложат тоннели для машин, для лошадей и для зрителей - точно, как на Парижском ипподроме. Главный павильон отреставрируют под строгим контролем Мосгорнаследия. Но нет, реконструкция вызвала жесткое недовольство владельцев лошадей. Всем им выдано предписание немедленно вывезти животных на другие площадки. Эти люди не понимают, почему проект нельзя сделать поэтапным, без прекращения испытаний племенных лошадей. Наверняка такое возможно, к тому же проще и дешевле.

«Практически все старые конюшни будут снесены. Новые начнут строить с нуля. Зачем? Действующие конюшни были построены очень добротно и грамотно. У них толстые кирпичные стены. Их на порядок дешевле было бы просто капитально отремонтировать, а при необходимости - достроить второй этаж. Заменить электропроводку, сантехнику, канализацию, отштукатурить, покрыть сайдингом - затраты немаленькие, но их нельзя сравнить даже с теми, что пойдут на снос существующих строений и вывоз строительного мусора», - пишет в своем блоге коневладелец Валерий Гаврилин.

«В сторону ВИП-трибуны переносится финишный створ! Только эти счастливчики будут достойны наблюдать со своих мест за финишем лошадей - самым захватывающим моментом бегов и скачек. Остальным многотысячным трибунам, в том числе судейской, ложе директора, придется довольствоваться в лучшем случае трансляцией финиша на экране мониторов», - удивляется заслуженный строитель России, конезаводчик Георгий Макаревич.

Сегодня на Мос­ковском ипподроме осталось 550 лошадей. Руководство АО «Росипподромы» заявило, что по всей России существует 1300 мест для их размещения. Но коневладельцы говорят, что свободных - всего 160.

«Они находятся в полуразрушенном состоянии, без работающего тотализатора, практически без зрителей. Кто и на какие средства в будущем будет продолжать совершенствовать резвостные качества лошадей, к сожалению, нет ответа. Неужели все сведется к разовым светским мероприятиям? Но это уже будет не рысистый спорт, а шоу одного дня. Все это очень далеко от кропотливой и вдумчивой селекционной работы и не окажет сколь-нибудь серьезного влияния на улучшение рысистого поголовья России», - считает Макаревич.

«Предлагается Казань, где нет мест, предлагается Саратов, где аварийные конюшни без крыш, Воронеж, где нет дорожки на сегодняшний день, то есть лошадей поставить можно, а работать нельзя. Но это же беговые лошади! В итоге часть животных просто на мясо уйдет, и из них очень большое поголовье орловских рысаков, которые являются гордостью России», - предупреждает мастер-наездник Владимир Былов.

Сейчас специалисты говорят, что реконструкции Московского ипподрома в том виде, в котором она сейчас планируется, нельзя допустить. По сути, это его уничтожение. Закрытие ЦМИ даже на несколько лет - сильнейший удар по коневодству. Одна только информация об этих планах уже уронила цену молодняка рысистых пород до цены конины.

«Племенные животные сдаются на бойню - их некуда девать. Жеребые матки с прекрасным происхождением продаются по цене годового содержания - только заберите!» - утверждает Валерий Гаврилин. Печальный пример того, чем завершаются «реконструкции», - знаменитый Стадион юных пионеров, расположенный рядом с ипподромом. Долгие десятилетия здесь воспитывали чемпионов, а сейчас вся территория застроена элитными многоэтажками.

Кульминация конфликта пришлась на 5 марта. Выехавших на утренний тренинг наездников встретили перегороженные тяжелой техникой проезды. Конники вызвали полицию, освободили от сугробов другие пути, а в социальных сетях появилась видеозапись: две сотни наездников вышли в свой последний заезд с черной ленточкой на рукавах.

Между тем в АО «Росипподромы» уже заявили, что никакой катастрофы не будет. «Все лошади смогут вернуться на Центральный Московский ипподром после завершения реконструкции. Когда она закончится? Сроки работ - два с половиной года. Мы очень рассчитываем, что в сезон 2025 года возобновим испытания лошадей как верховых, так и рысистых пород, то есть бега и скачки», - заявил глава ведомства Дмитрий Зайцев.

Наталья Владимирова.

Фото: С. Киселев/АГН «Москва».