Войти в почту

Зеленый и красный свет для электросамокатов, моноколес и гироскутеров: как в России будут кататься по-новому?

С 1 марта электросамокаты в России стали полноценными участниками дорожного движения. Как будут ездить по-новому, рассказывает корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

Зеленый и красный свет для электросамокатов, моноколес и гироскутеров: как в России будут кататься по-новому?
© Мир24

В руке Елены теперь две металлические спицы. Женщина поехала на курорт в Анапу, а попала в реанимацию. В нее на огромной скорости влетел самокатчик.

«Я получила черепно-мозговую травму, ссадины, ушибы и достаточно серьезный перелом плечевой кости. До сих пор я восстанавливаю свою руку, до конца она не восстановилась», – поделилась Елена Квасова.

За последние пять лет количество аварий с участием самокатов выросло раз в 20. И это только официально. Лихачи на двухколесном транспорте сбивают пешеходов на тротуарах и не щадят автомобили. И если раньше человек, управляющий электросамокатом, по закону был просто пешеходом, с 1 марта у него новый статус – водитель средства индивидуальной мобильности. Сокращенно – СИМ.

Теперь СИМ – это полноценный транспорт, у которого должны быть и колеса, и мотор, и тормоза. На проезжую часть нельзя выезжать без фар и светоотражателей: белого цвета спереди, а сзади и по бокам – красного. К СИМам относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи и моноколеса. Права на них не нужны, а вот обязанности появились.

На зебре самокатчики должны спешиться и только так перейти дорогу. Переезжать ее нельзя. Здесь ничего нового. Такие правила действуют и для велосипедистов. По городу можно гонять не больше 25 километров в час. В жилых районах – ограничение 20 километров, в парках – 15, в так называемых медленных зонах пять-10 километров в час.«В Москве 190 медленных зон, где разрешена скорость от пяти до 15 км/ч. И теперь в каждом электросамокате, поставляемом на территорию России, вшита функция «пешеходный режим». Раньше такие устройства стояли только в электросамокатах, которые брались на прокат москвичами. Теперь они будут установлены во всех устройствах, даже которые в личном пользовании», – пояснил председатель Московской городской думы Алексей Шапошников.

«Что касается тех самокатов, которые не оборудованы этой системой, то в поправках написано, что в местах большого скопления пешеходов владелец СИМ должен снизить свою скорость до скорости пешеходного потока», – сказал руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов.

А если рядом ни велодорожки, ни тротуара, то можно и на дорогу выехать, но двигаться – только по правой крайней полосе.

«В этом случае на дороге должно быть разрешено движение велосипедистов, скорость движения транспортных средств не должна превышать 60 км\ч», – отметил начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России», полковник полиции Дмитрий Митрошин.

Но некоторым и этого мало… Любители быстрой езды тюнингуют свои самокаты.

«Внутри каждого электросамоката установлено устройство – контроллер, которое ограничивает скорость и мощность самоката. Различными манипуляциями либо через провод, либо через беспроводное подключение можно менять эти характеристики. 25 километров в час можно превратить и в 35, и в 40», – сказал руководитель компании по производству российских электросамокатов Иван Барташов.

Россия не первая страна Содружества, которая притормозила гонщиков на самокатах. В Беларуси уже давно ограничение 25 километров в час, в Грузии – 20. В Молдове, Азербайджане и Кыргызстане скорость пока не контролируют, да и ездить можно, где угодно. В Таджикистане – только в парках, в Беларуси – по тротуарам и велодорожкам. В Казахстане понятие «самокат» введено в правила дорожного движения. Его, по сути, приравняли к мопеду: за руль с 16 лет, двигаться только по велосипедной полосе. Наказать могут как штрафом, так и арестом.

В России по новым правилам СИМ нельзя буксировать и перевозить на нем пассажиров и груз, мешающий управлению. Водителей средств индивидуальной мобильности разделили и по возрасту.

«До 7 лет дети могут передвигаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Но здесь одно условие – только в сопровождении взрослого. С 7 до 14 лет сопровождение взрослого необязательно», – рассказала начальник отделения пропаганды госавтоинспекции МВД по Республике Северная Осетия – Алания, майор полиции Кристина Шапкова.

Бегать за самокатчиками никто не будет. Но если инспекторы увидят явного нарушителя, задержат и оштрафуют. Их можно привлечь к ответственности за превышение скорости, аварию и даже за езду в нетрезвом виде.