Войти в почту

Электросамокаты официально прописали в ПДД и закрепили правила их использования

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и моноколеса впервые получили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ), закрепленный в правилах дорожного движения. Впервые прописаны правила их использования: предельная допустимая скорость - не более 25 км/ч, регулировка движения специальными дорожными знаками и так далее. Постановление правительства, которым внесены эти изменения в ПДД, вступило в силу 1 марта.

В ПДД впервые официально прописано понятие средств индивидуальной мобильности - электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и иных аналогичных средства. Водительские права для управления СИМ не нужны.

Как сообщил начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, теперь в ПДД установлена строгая иерархия мест, где разрешено движение на СИМ. "По мере убывания возможностей использования тех или иных мест: сначала велосипедная инфраструктура, если ее нет или движение по ней невозможно, то это пешеходная инфраструктура, если ее нет или нет возможности по ней двигаться, то обочина и в самом крайнем случае - это край проезжей части при соблюдении ряда условий, как с точки зрения самой дороги, так и транспортного средства, на котором осуществляется движение", - сказал он.

Согласно новым нормам, дети 7-14 лет могут ездить на видах СИМ по тротуарам, пешеходным, велосипедным или велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон; дети младше 7 лет должны использовать их только в сопровождении взрослых. Необходимо спешиться или снизить скорость, если есть опасность или помехи для пешеходов на тротуарах, пешеходных дорожках, обочине или в пределах пешеходных зон. "Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет", - отмечается во вступивших в силу изменениях ПДД.

Движение элeктросамокатов и других средств индивидуальной мобильности будет регулироваться специальными дорожными знаками. Речь идет о разрешении, ограничении или запрете перемещения на таком транспорте в тех или иных зонах. Решения об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфрaструктуры.

О массе и скорости СИМ

Разрешенная максимальная скорость СИМ - до 25 км/час. Их масса не должна превышать 35 кг. По словам Митрошина, уже сейчас есть набор инструментов для измерения массы и скорости перемещения этих транспортных средств. "Но первый, кто заинтересован в том, чтобы соблюдать установленные требования - это пользователи средств индивидуальной мобильности", - считает он.

Если будет угроза безопасности дорожного движения, сотрудник Госавтоинспекции может вмешаться. "Все полномочия у него для этого есть", - пояснил Митрошин. Он отметил, что привлечь к ответственности водителя СИМ может не только сотрудник ГИБДД, но и участковый полиции на введенном ему участке.

Об ответственности, пьяном вождении СИМ и безопасности

Ответственность пользователей средств индивидуальной мобильности наступает по ст. 12.29 и ст. 12.30 КоАП РФ. Максимальный штраф составляет до 1,5 тыс. рублей. Вместе с тем источник ТАСС, близкий к разработке вопроса, сообщил, что также могут появиться и новые специальные формы ответственности за нарушения ПДД на электросамокатах и других СИМ.

Правоохранители также вправе на общих основаниях освидетельствовать пользователей СИМ на состояние опьянения. "Но речь в данном случае идет не об освидетельствовании водителей транспортных средств в рамках ст. 27.12 КоАП ("Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения"), а об освидетельствовании любого гражданина", - подчеркнул Митрошин.

О безопасности

Глава Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов в разговоре с ТАСС отметил, что внесение поправок в ПДД и закрепление статуса электросамокатов и других СИМ ввело эту категорию транспортных средств в правовом поле. По его словам, раньше статистика дорожно-транспортных происшествий с их участием не велась, потому что не было понимания, что юридически представляют собой средства индивидуальной мобильности. "Сегодня такая статистика может вестись, и мы будем понимать, насколько [использование СИМ] сегодня опасно", - отметил он.

Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников подчеркнул в беседе с ТАСС, что электросамокаты стали не только средством передвижения, но и фигурантами оперативных сводок - в Москве в прошлом году зафиксировано почти 200 аварий с их участием, в том числе со смертельным исходом.

"Принятые решения для пользователей СИМ, безусловно, повысят безопасность участников дорожного движения и пешеходов. В новой редакции ПДД, содержащей большое количество изменений, в том числе долгожданное введение нового понятия "средства индивидуальной мобильности", которое будет использоваться для обозначения электросамокатов, сигвеев, моноколес и прочих аналогичных транспортных средств - мы с коллегами [из Мосгордумы] долго "бились" за закрепление в правилах этого четкого определения, и вот наши усилия увенчались успехом на федеральном уровне", - добавил Шапошников.